Формирование предметных компетенций обучающихся на уроках физики посредством современных образовательных технологий.
Вавилина О.И.
Учитель физики
г. Саратов
Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.
Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.
Основное содержание метапредметных результатов образования строится вокруг освоения разнообразных умений, навыков и стратегий учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к саморазвитию, включая организацию этого процесса.
Достижение метапредметных результатов связано с природой универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач.
Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для формирования ключевых метапредметных компетенций учащихся. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики ребёнок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.
Основу физики, как и любой другой естественно-научной дисциплины, составляет экспериментальное изучение действительности. Это определяет первостепенную роль, которую должен занимать эксперимент при обучении этому предмету.
Учебный материал отдельных тем уроков того или иного предмета оказывается на столько тесно связан с учебным материалом другого предмета, что возникает потребность в осуществлении метапредметных связей на протяжении всего урока.
Одним из принципов образовательного процесса выступает принцип практического осмысления теоретических знаний. Теоретико-методологической основой организации урока физики является творческий подбор форм, методов и приемов обучения по конкретной теме с учетом использования теоретического материала в практике ( на лабораторных работах). Необходимость уроков подготовки и теоретического осмысления последующих уроков практики однозначна. Эти, как и все другие уроки необходимо строить учителю с использованием современных образовательных технологий.
1. Технология обучения в сотрудничестве ( групповая деятельность на уроках и лабораторных работах).
2. Проектная методика.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером. Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Предлагаю учащимся среднесрочные или краткосрочные – мини – проекты, которые выполняются в рамках урока. Результаты проектной работы учащихся оформляются в виде презентаций или плакатов.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
Применение новых информационных технологий - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся.Использование новых информационных технологий в преподавании физики помогает нам подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным.
4.Технология проблемного обучения.
Побуждение учащихся к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску. Развитие интуиции и мышления учащихся. Осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи. Установление зависимостей между известным и неизвестным. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний. Выдвижение гипотез, поиск идеи решения. Выбор системы действий (собственное решение). Проверка решения. Конкретизация полученных результатов. Формулировка выводов. У учащихся повысился интерес к изучению физики. Расширился круг учащихся, стремящихся проникнуть в сущность явлений и осознающих значимость знания.
Наша школа с 2005года начала работать в режиме экспериментальной деятельности по теме: «Создание воспитательно–образовательной среды способствующей формированию компетентной личности основанной на физическом , нравственном и интеллектуальном ее развитии», что означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирования общеучебных умений и навыков, общественно значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Внедрение компетентностного подхода в образование требует изменений в учебном процессе, так как меняются:
Немецкий педагог А.Дистерверг почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
sciencen.org
РЕКЛАМА
Научно-практические конференции 2024. Публикация статей.
ГОСТ, бесплатно сборник статей, Сертификат, Диплом, удобная онлайн-заявка, eLIBRARY
Как добиться того, чтобы учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»?
Мы знаем , что таких возможностей в учебно- воспитательном процессе не мало. Но как ребенку усвоить в полном объеме всё многообразие школьного материала? Поэтому каждый учитель должен научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет физика открывает для этого много возможностей. Мастерство учителя должно, поэтому заключаться не в том, чтобы доступно объяснить материал урока, а в умении создать такую учебную ситуацию, чтобы у ребят появилась потребность в знании этого материала. Это должна быть не «перекачка знаний», а самостоятельное добывание знаний.
В одобренной правительством РФ Концепции модернизации российского образования на период до 2010года перед системой образования поставлены новые приоритеты. Выдвигается задача воспитания грамотного , мыслящего, адаптированного к новым условиям жизни в информационном обществе. И достижение учеником нового качества образования в условиях информационного общества невозможно без использования информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания физики.
1. Иллюстративная форма учебного физического эксперимента.
В настоящее время появилась возможность использования информационных технологий в учебном процессе. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют учителю продемонстрировать многие физические эффекты, которые невозможно показать с помощью имеющегося оборудования в кабинете физики. Педагогический опыт показывает , что даже самый красочный и образный рассказ учителя об эксперименте не заменит для ученика непосредственного живого восприятия.
Примеры:
Демонстрация опытов обогащает чувственную базу учащихся и способствует созданию системы наглядных образов, которые являются основой для дальнейшего обобщения в виде определенных физических закономерностей и осмысления содержания формулируемых понятий.
При выборе виртуального эксперимента я отдаю предпочтение тем экспериментам, которые невозможно создать в школьном кабинете.
2. Компьютерная презентация учебного материала.
На своих уроках я использую компьютер и при изучении нового материала. Включаю в мультимедийные презентации анимации, видеофрагменты, модели, фотографии физических процессов, явлений . Все это позволяет делать процесс познания более привлекательным из-за красочности компьютерной графики, позволяет лучше развивать наглядно-образное мышление. Такие уроки становятся более яркими, запоминающимися, понятными.
Например:
3. Компьютерные лабораторные работы и самостоятельные практические работы учащихся.
Информационные технологии можно использовать и для самостоятельной работы учащихся в индивидуальном режиме. Для этого можно использовать тесты из курса «Подготовка к ЕГЭ», «Репетитор по физике», «Экспресс подготовка к экзамену» , здесь можно подобрать тестовые задания по любой теме.
Учащимся можно предложить задачу для самостоятельного решения в классе или дома с последующей компьютерной проверкой полученных результатов.
Пример:
А) ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА ПО НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ. Модель демонстрирует влияние силы трения на движение бруска по наклонной плоскости. Можно изменять коэффициент трения μ, массу бруска m, угол наклона плоскости к горизонту α, а также величину внешней силы Fвнеш. Приведен график силы сухого трения. При выбранных значениях параметров компьютерная модель позволяет определить ускорение бруска a.
Б) БРОСАНИЕ КАМНЯ С ВЕРШИНЫ ГОРЫ (горы Ньютона). Задается высота горы, угол бросания, начальная скорость тела. Необходимо определить время полета и зарисовать траекторию движения камня.
Компьютерный эксперимент повышает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в некоторых случаях приближает её по характеру к научному исследованию. На этапе закрепления знаний многие учащиеся придумывают и свои задачи, решают их, а затем проверяют с помощью компьютерных моделей.
Компьютерные тренажеры можно использовать и для решения качественных задач:
- Насыщенный пар при разных температурах; тепловое движение в твердом теле; зависимость диффузии газов от температуры ит.д..
4. Творческие работы учащихся.
Учащимся 7-9 класс нравится писать сказки, загадки, рассказы сочинения. Ребята 9-10 классов готовят доклады , пишут рефераты, собирают материал для стенной газеты – это результат индивидуального и группового творчества.
Индивидуальные задания стремятся выполнять более сильные учащиеся. Для их выполнения они используют компьютер. Коллективно работают ребята , которым приходится работать с большим объемом информации. Они обсуждают варианты поиска, последовательность ее размещения в данном творческом проекте. В процессе такой работы они учатся терпимо относиться к вариантам одноклассников, учатся принимать их точку зрения, договариваться.
Например: Тема урока: «Производство и использование электрической энергии»
Задание группам: «Преимущества ГЭС, ТЭС , атомных электростанций», «Недостатки ГЭС, ТЭС , атомных электростанций»;
Тема урока: «Тепловые двигатели»
Задания группам: «Применение тепловых двигателей», «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды», «Создать рабочую модель тепловой машины».
Учащиеся любят домашние задания поискового характера в Интернете:
-Найти в Интернете анимации по заданной теме и составить к ним задания;
Использование мультимедийных проектов в учебном процессе приводит к тому , что учащиеся при подготовке дополнительных сообщений используют для иллюстрации своего рассказа компьютерные технологии: сопровождают свое сообщение презентацией в POWER POINT.
Групповая работа на уроках физики дает большие возможности в умственном развитии учащегося. Потому что общение занимает важное место в жизни подростка. Именно в условиях организации группового способа обучения они с наибольшей активностью включаются во все звенья совместной деятельности: обучение, контроль, общение. Все это способствует развитию саморегуляции, от которой зависит успешное учение и дальнейшее включение в трудовую и общественную деятельность.
Используя на своих уроках информационно-коммуникационные технологии, я стараюсь научить учащихся извлекать пользу из опыта, решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением; уметь работать с документами и получать необходимую информацию; умение противостоять неуверенности и сложности, занимать позиции в дискуссиях и иметь свое собственное мнение; сотрудничать и адаптироваться.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.