Формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Болтенкова В.А. МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», с. Сорокино
В современном обществе формирование речевой компетентности вызывает большой интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетентностью большей части населения. Конечно же, с ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей, владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В связи с этим требования к русскому языку и литературе в школе включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетентности школьников. Именно речевая компетентность на сегодняшний день и является той категорией, которая характеризует степень развития речи. Безусловно, современное образование не может пройти мимо данной проблемы, поскольку главной задачей школы является развитие социально-активной личности.
Речевая (коммуникативная) компетентность — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих) — стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля. Попробуем определить основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков.
Коммуникативный аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным. Современные учебники до сих пор не могут в достаточном объёме обеспечить формирование навыков речевого общения в различных жизненных ситуациях.
Современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.
Таким образом, главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетентностей учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.
Можно выделить следующие задачи педагога:
- научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
- формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
- вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.
Для достижения цели можно использовать следующие педагогические технологии:
- технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;
- технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;
- технология проведения учебных дискуссий развивает навыки публичного выступления;
- технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);
- проектная технология позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает школьникам приобрести исследовательские и коммуникативные умения, навыки работы с большим объемом информации;
- информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.
Важно работать с текстом больших художников слова: так будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова, предложения, твердая лингвистическая подготовка.
Чтобы сформировать у учеников
коммуникативную компетентность, научить их мыслить самостоятельно, недостаточно
насытить урок русского языка условно-коммуникативными или коммуникативными
упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить
учащимся возможность решать какие-то проблемы, рассуждать над возможными путями
решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании
своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык формировал и
формулировал эту мысль.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.