Статья "Формирование речевой компетентности на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.9

Статья "Формирование речевой компетентности на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.9
docx
29.12.2021
Статья "Формирование речевой компетентности на уроках  русского языка и литературы"
Формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы.docx

Формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

                                                    Болтенкова В.А.                                                                                                                                                                                                                                                             МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», с.  Сорокино

            В современном обществе формирование речевой компетентности вызывает большой интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетентностью большей части населения. Конечно же, с ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей, владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В связи с этим требования к русскому языку и литературе в школе включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетентности школьников. Именно речевая компетентность на сегодняшний день и является той категорией, которая характеризует степень развития речи. Безусловно, современное образование не может пройти мимо данной проблемы, поскольку главной задачей школы является развитие социально-активной личности.

          Речевая (коммуникативная) компетентность — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих) — стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.                                                                                                                                  Попробуем  определить основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков.

        Коммуникативный аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным. Современные учебники до сих пор не могут в достаточном объёме обеспечить формирование навыков речевого общения в различных жизненных ситуациях.

       Современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.

Таким образом, главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетентностей учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.

       Можно выделить следующие задачи педагога:

- научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

- формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

- вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.

        Для достижения цели можно использовать следующие педагогические технологии:

- технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;

- технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;

- технология проведения учебных дискуссий развивает навыки публичного выступления;

- технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);

- проектная технология позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает школьникам приобрести исследовательские и  коммуникативные умения, навыки работы с большим объемом информации;

- информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение  познавательного интереса, формируют информационную культуру.

  Важно работать с текстом больших художников слова: так будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова, предложения, твердая лингвистическая подготовка.

Чтобы сформировать у учеников коммуникативную компетентность, научить их мыслить самостоятельно, недостаточно насытить урок русского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность решать какие-то проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык формировал и формулировал эту мысль.


 

Формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Коммуникативный аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным

Коммуникативный аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным

Для достижения цели можно использовать следующие педагогические технологии: - технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка; - технология уровней дифференциации на основе обязательных…

Для достижения цели можно использовать следующие педагогические технологии: - технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка; - технология уровней дифференциации на основе обязательных…

возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык формировал и…

возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык формировал и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021