Р.И. Моисеева
Формирование УУД у детей с ОВЗ в начальной школе через проектную деятельность
ТОГКОУ С (К)ОШИ №15, I II вида
«Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Ученья корень горек, да плод сладок». Леонардо да Винчи
В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.
В 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе элемент и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века. Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов стал интегрированным компонентом школьного обучения, в частности и коррекционного.
Важнейшая задача современной коррекционной системы образования – формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться» через проектную деятельность.
У глухих и слабослышащих младших школьников нарушены когнитивные компоненты: ощущения, восприятие, память, мышление, речь, внимание. Почему это происходит? Главная причина – нарушение работы слухового анализатора и, как следствие, недоразвитие речевой деятельности, когнитивной сферы в целом. Так вот, правильно выстроенная проектная деятельность позволяет учащимся адекватно понять и принять информацию, а значит, способствует активизации всех познавательных процессов.
Проект в начальном звене - это один из вариантов успешной адаптации при переходе в среднее звено. Этот аспект учитываем, поскольку проектная деятельность способствует развитию умения говорить, защищать свою точку зрения, составлять план выступления, владеть аудиторией – все перечисленные навыки помогают формировать положительную мотивацию и при изучении других дисциплин, в целом способствуют формированию универсальных учебных действий, которые необходимы при дальнейшем обучении.
Позвольте предложить вам ознакомиться с более значимыми проектами, организованными на базе школы-интерната.
1-ый проект «Окружающий мир природы глазами ребёнка».
Главная проблема – отсутствие познавательной активности у слабослышащих детей, и как следствие весьма низкая эффективность знаний, что, в свою очередь, не является стимулом к обучению. Проект способствовал повышению познавательной активности, явился стартовой площадкой.
Следующий проект «Кто такая Баба Яга?»
Почему был организован этот проект? Дети не знакомы с русским фольклором, не знали ни одной сказки про Бабу Ягу. Не могли дать характеристику данному персонажу. В процессе проекта дети:
Ø подбирали иллюстрации, литературу, работали в школьной библиотеке, в Интернете по подбору информации о Бабе Яге с помощью родителей;
Ø читали, анализировали образ Бабы Яги и делали выводы;
Ø выполняли рисунки, поделки из природного материала, другими словами проект способствовал расширению кругозора.
Социальный проект «Свет добра». Организаторы: Международный факультет управления НИ ТГУ при поддержке Центра иностранных языков «Инглишхаус» и отдела образования Посольства США. Для детей он звучал так «Путешествие по США». Данный социальный проект имел международный уровень. Способствовал расширению кругозора, развитию познавательной активности. Дети приобрели социальный опыт, повысилась самооценка, уверенность в себе, ответственность за свои действиях, возможность демонстрировать коммуникативно-вербальные функции, т.е. данный проект способствовал развитию универсальных учебных действий.
Экспериментально-исследовательский проект «Картошка – царица полей!»
Методические задачи проекта несколько усложнились. Было организовано наблюдение за ростом картофеля в искусственных условиях, сбор информации, анкетирование, поделки, игровые мероприятия в рамках проекта. Дети анализировали полученную информацию, в конце проекта сделали вывод: «Клубни картофеля можно получить в искусственных условиях, минуя стадию бутонизации». Данный проект получил почётное первое место на областном конкурсе проектов 2013 года, организованном ТОИПКРО.
Проект «Инновационные технологии профессионального проектирования как средство формирования жизненных компетенций у младших школьников с ОВЗ» объединил обучающихся всего слабослышащего отделения, для них он обозначался просто и понятно «Дары природы». Как показывает практика, результаты наблюдения, беседы и т.д. слабослышащие обучающиеся не имеют представления о дарах природы, о том, как выращивают фрукты, овощи, хлеб, где они произрастают, как их собирают, какие блюда готовят. Такой низкий уровень знаний можно объяснить особенностями развития, вторичными нарушениями (недостаточным развитием речи), следствием первичного дефекта (нарушением слуха). Всё это указывает на низкую познавательную активность и, как следствие, снижение качества образования, недостаточная эффективность обучения и воспитания.
В этом учебном году завершилась работа над проектом: «Значение хлеба в жизни человека». Какая цель была? Определение роли хлеба в жизни человека, его ценности и пользы для здоровья. Наблюдение за ростом и развитием культурного растения – пшеницы в искусственных условиях. В конце проекта дети сделали вывод: «Колосок пшеницы – не картошка, не вырастит на окошке».
Метод проектов стимулирует формирование универсальных учебных действий, ребёнок активно включается в процесс получения знаний для решения конкретной проблемы, при этом использует имеющиеся знания, навыки и умения.
Каждый проект включает определённые этапы: мотивационный этап, этап планирования, информационно-аналитический, этап реализации проекта, защита проекта, рефлексивный этап.
На каждом этапе создания проекта могут доминировать определённые универсальные учебные действия, т.е. формирование происходит в большей или меньшей степени.
Проектный метод формирует такие черты характера, как: любознательность, самостоятельность, ответственность, социальные навыки, групповое взаимодействие, исследовательскую деятельность.
Правила работы в группах обязывают соблюдать:
полное внимание к однокласснику;
серьёзное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками, допущенными товарищем; каждый имеет «право на ошибку».
Через выдвижение гипотез, формулирование проблем, наблюдения, выводы, моделирование формируются познавательные УУД.
С помощью диалога, коррекции, ответов на вопросы, выступления, формируются коммуникативные УУД.
На основе мотивации учения, интереса к проблеме и способам её решения формируются личностные УУД.
Посредством постановки учебной задачи, нахождение путей решения формируются регулятивные УУД.
Каждый участник проекта имеет индивидуальную карту наблюдения, состоящую из трёх уровней. С помощью этой карты определяю уровень участия ребёнка в проектной деятельности. Если по всем показателям ребёнок находится на первом (низком) уровне, планирую коррекционную работу, стараюсь вывести участника проекта на второй или третий уровень. Также, в планировании коррекционной работы, опираюсь на лист самооценки, который самостоятельно заполняет каждый ребёнок.
После окончания проекта, составляю диаграмму и таблицу, которые отражают показатели заинтересованности детей проектной деятельностью., их мотивы, продуктивность, что помогает в проведении следующего проекта: на что обратить внимание, какое проектное направление расширить и т.д.
Таким образом, метод проектов является для меня хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений.
Для воспитанников проектная деятельность – это условия для развития личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных качеств, необходимых для жизни, приобретение опыта самостоятельной деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.