Геймификация, как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся
Аннотация. В статье рассматривается геймификация, как средство повышения уровня учебной мотивации при прохождении материала занятия. А также описываются основные этапы создания интерактивных игр в программе PowerPoint.
Ключевые слова: учебная мотивация, геймификация, интерактивная игра.
Формирование учебной мотивации является одной из актуальных проблем современного образования, особенно на начальном этапе обучения. При работе над формированием учебной мотивации учащихся начальных классов в первую очередь нужно стимулировать их интерес к учению. Занятия в системе дополнительного образования могут решить данную задачу, так как именно они широко используют самую эффективную форму, стимулирующую интерес учению к учению – геймификацию.
Геймификация – это процесс, в котором используется динамика игр для того, чтобы привлечь внимание аудитории и решить поставленные задачи. Геймификация в образовании – это применение игровых методик и элементов в процессе обучения. Можно добавить в курс единичный элемент игры или построить весь курс на основе геймификации. Типичные инструменты геймификации – характерные персонажи, аналогичные компьютерным играм уровни, кубки и другие награды.
Цель геймификации – сделать обучение увлекательнее и интереснее для учащихся, повысить мотивацию и уровень вовлечённости. Также геймификация позволяет преодолеть восприятие процесса как сложного, перевести фокус в плоскость игры и получения удовольствия вместо преодоления трудностей.
Геймификации на занятиях по дополнительной образовательной общеразвивающей программе представляет собой прохождение компьютерной игры, где существуют разные уровни сложности, есть сюжет и возможность зарабатывать очки за правильные ответы на вопросы или за верное выполнение того или иного задания. Обучающиеся выполняют образовательные и игровые задачи одновременно. Всё это происходит в одном игровом сюжете.
Сюжеты могут быть весьма разнообразны. Например: помоги героям перебраться с одного берега на другой, собери буквы для кода, чтобы открыть замок или расставь слова в правильном порядке, чтобы открылась дверь и другие. Обучающиеся в такой игре могут стать путешественниками, где за определённое время нужно помочь всем героям, которые встретятся на их пути, или волшебниками, расколдовывающими чары зла и сыграть еще много занимательных ролей.
Создаются интерактивные игры в специальной программе для подготовки и просмотра - PowerPoint. Создание интерактивной игры по типу викторины, кроссворда, путешествия происходит в несколько этапов:
1. Уточнение идеи.
2.Подбор материала.
3. Выбор фона презентации для игры.
4. Оформление макета презентации и наполнение ее содержанием.
5. Добавление в презентацию эффектов.
На этапе уточнения идеи конкретизируются тема и задачи игры.
Этап подбора материала включает в себя:
- определение с темами заданий;
- формулировку вопросов и ответов игры;
- подбор изображений для оформления игры.
Данные материалы необходимо сохранить в отдельной папке.
Для создания фона игры необходимо перейти на вкладку меню «Дизайн», выбрать подменю «Стили фона». В открывшемся окне «Формат фона» на закладке «Заливка» установить переключатель в положение «Сплошная заливка». Для выбора цвета фона нажать кнопку «Цвет».
Для оформления макета игрового поля нужно открыть вкладку «Вставка», выбрать подменю «Рисунок», найти и вставить нужный сохраненный файл. Это будет единый макет для всех слайдов. Наполнение макета презентации Дублированием создать нужное количество слайдов. Для этого правой клавишей «мыши» щелкнуть по слайду, в открывшемся контекстном меню выбрать «Дублировать слайд».
На первом титульном слайде оформить заголовок. На втором слайде – игровое поле.
Для оформления игрового поля необходимо вставить таблицу через вкладку «Вставка», выбрать подменю «Таблица». В открывшемся окне выбрать «Вставить таблицу». Количество строк таблицы – это количество тем сгруппированных вопросов. Количество столбцов зависит от количества вопросов, используемых в игре.
Когда таблица готова, игровое поле оформляется необходимым текстом и картинками.
Далее, начиная с третьего слайда, расположить на каждом последующем вопрос, ответ и изображение, относящееся к ответу.
После размещения вопросов и ответов добавляется эффект анимации. Он используется того, чтобы ответ появлялся только по щелчку «мыши». Левой клавишей «мыши» выделить объект, к которому надо применить данный эффект. Перейти на вкладку меню «Анимация» и открыть окно «Настройка анимации». Найти подменю «Добавить эффект», нажать «Вход». Выбрать вид входа, например: «Прямоугольник». Эффект анимации сделать и для изображения.
Для того, чтобы вернуться на игровое поле после каждого вопроса, необходимо использовать «Триггер». Триггер – это некоторый объект слайда (например: рисунок, фигура, кнопка, текстовое поле), выполняющий определенное действие (при нажимании на него). Использование триггеров в играх позволяет сделать их интерактивными.
Активировать этот значок можно следующим образом: нажать на него правой клавишей «мыши», найти в контекстном меню «Гиперссылка». Щелкнуть левой клавишей «мыши» по «Гиперссылке», откроется окно «Связать с местом в документе». Открыть окно «Выберите место в документе». Выбрать слайд -игровое поле. Нажать «ОК». Значок с гиперссылкой скопировать и вставить на все слайды, где располагаются вопросы игры.
Также в игру можно добавить эффекты выхода, растворения, звуковые эффекты, которые делают её ещё более интересной и притягательной для учащихся.
Смена слайдов в программе PowerPoint напоминает перелистывание страниц в книге или переключение одного канала на другой как в телевизоре, поэтому необходимо продумать плавные переходы между слайдами.
В интерактивную игру можно играть группой или индивидуально. Её использование повышает уровень интереса учащихся к предмету, их учебную мотивацию, так как является источником деятельности учащегося, имеющей творческий, преобразующий характер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.