Информационно-ресурсное обеспечение уроков профессионально-трудового обучения (столярное дело) и производственного обучения по профессии «Столяр строительный»
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, появлением новых технологий, ростом объема информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас, педагогов коррекционной школы, создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта для его успешной адаптации в современном мире.
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Использование ИКТ в образовании позволяет увеличить производительность труда учителей и обучающихся, повысить эффективность обучения и самообучения. Поэтому среди основных компетентностей, требующих формирования и развития в современной школе, выделяют ИКТ–компетентности, которые включают в себя умение работать с информацией, решать распространённые информационные задачи с помощью современных общедоступных информационных ресурсов (инструментов и источников).
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе обучающихся и качества обучения, а информационно-коммуникационные технологии выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика.
Производственное обучение столярному делу - это один из учебных предметов, где процесс обучения позволяет внедрять современные технологии. Применение ИКТ на уроках столярного дела даёт возможность учителю:
• развивать интерес обучающихся к изучаемому предмету;
• организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
• обеспечить широкую вариативность обучения.
• визуализировать учебный материал
• стимулировать речевую активность и самостоятельность обучающихся при подготовке материалов, в работе с литературой;
• формировать навыки монологовой и диалоговой речи при обсуждении проблем;
• обеспечивать объективный контроль знаний, качества усвоения материала обуч-ся.
Коррекционная составляющая применения ИКТ- технологий состоит, прежде всего, в возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому обучающемуся с ОВЗ адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности. Также на уроках столярного дела большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления обучающихся.
Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей, а их использование необходимо, это обуславливается тяжестью и устойчивостью нарушений у детей с отклонениями в развитии. Применение ИКТ на уроках ПТО и ПО позволяет не просто давать обучающимся новый материал, но и вести с ними беседу, задавать вопросы по теме и тем самым заставляя обучающихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; это способствует развитию мышления обуч-ся, активизирует их познавательную деятельность, развивает их память и речь, имеет большую воспитательную силу.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в уроки оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Информационно-коммуникационных технологии позволяют более широко использовать на учебных занятиях трудового обучения текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, что помогает сделать занятие более насыщенным, интересным.
На уроках ПТО и ПО я, как и другие учителя, использую мультимедийные презентации. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют обучающимся в процессе восприятия глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, помогает сделать урок наглядным и выразительным, позволяет достигать наиболее глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. Компьютерные презентации решают проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет.
Для создания презентация мною используется программа Microsoft Power Point, которая позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, программа позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени.
Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, лучшего запоминания терминологии и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
Так, при изучении темы «Сверление древесины на станке» в 7 классе я использую обучающую презентацию «Сверлильный станок», в которой показано назначение и устройство станка. Для проведения практической части учебного занятия «Пиломатериалы, их получение и применение» в 10 классе, закрепляя знания обучающихся в умении различать названия и части пиломатериалов, использую презентацию, которая позволяет оставлять более глубокие знания у обучающихся. Также на своих занятиях я применяю следующие презентации: в 5 классе использую презентации по темам «Дерево и древесина. Строение дерева», «Пиление древесины», в 6 классе – «Строгание древесины», в 7 классе – «Шиповое соединение, его элементы и разметка», «Пиление древесины ножовкой», в 8 классе – «Пороки древесины», в 9 классе – «Виды обработки древесины» и другие.
Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные обучающимся, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы. Подобные презентации-опросы используются при фронтальном устном опросе или индивидуальном письменном опросе.
На своих учебных занятиях я использую видеофильмы: в 5 классе на первом занятии демонстрирую фильм об инструментах, станках которые используются в работе столяра, который помогает обучающимся получить представление о работе в учебных мастерских. В 6 классе при изучении темы «Технология выпиливания ручным лобзиком» демонстрирую видеоролик «Устройство и работа лобзиком». При проведении урока в 11 классе «Работа на токарном станке по дереву. Изготовление шкатулки» мною был использован видеофрагмент изготовления столярного изделия-шкатулки на токарном станке по дереву, что позволило обучающимся совместно с моим показом увидеть все этапы процесса изготовления изделия.
Тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт многих учителей, тестирование с применением ИКТ позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Например, после изучения темы «Устройство токарного станка» в 8 классе провожу тест, в котором нужно после названия части станка поставить номер, которым обозначена эта часть на рисунке. А так же я применяю тесты после изучения каждого раздела учебного материала.
Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к трудовому обучению, которое является одним из важных аспектов будущей жизни детей с ограниченными возможностями.
Говоря об использовании возможностей ИКТ на уроках столярного дела при обучении детей с ОВЗ, нельзя не сказать о широких возможностях интерактивной доски. Интерактивная доска, которой оборудована столярная мастерская, объединяет в себе все преимущества современных компьютерных технологий:
• выводит процесс обучения на качественно новый уровень;
• соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. У обучающихся заметно повышается интерес к уроку, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Ученики могут делать записи на доске маркером, рисовать поверх любых изображений, добавляя к столярному изделию необходимые записи, передвигать объекты и надписи.
Способы использования возможностей интерактивной доски на уроках ПТО и ПО:
• демонстрация мультимедийных презентаций, различных материалов урока;
• проведение опроса обучающихся;
• постепенная подача информации по изготовлению столярных изделий;
• взаимодействие с объектами путем передвигания и сборки элементов изделия, просматривание технологической документации изготовляемого изделия и т.д;
• возможность вернуться к сделанным записям;
• комбинирование кадров из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы столярного изделия, таблицы, иллюстрации и т.д.);
• использование сохранённого урока при повторении и закреплении материала, рефлексии.
Также компьютерными технологиями обучающиеся пользуются при работе над творческим проектом, подбирая необходимую информацию, техническую документацию проекта, делая экономические расчеты своего изделия, а также при составлении отчетов о проделанной работе по проекту.
Использование метода творческих проектов с применением мультимедийных презентаций на уроках способствует:
Как показывает практика, информационно-коммуникационные технологии можно эффективно использовать на уроках ПТО столярному делу, а затем и на уроках теоретического цикла и производственного обучения по профессии «Столяр строительный» Это использование обучающих презентаций, тестирующих программ, обучающих фильмов. Для обучающихся 8–9 классов использование тестирующих программ прививает навыки работы с тестами, что немаловажно в старших классах. Большой эффект оказывает просмотр видеофильмов с различными идеями и изобретениями, после просмотра которых у детей появляется желание творить, рождается множество идей, которые с успехом мы реализовываем на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий на уроках ПТО и ПО столярного дела способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет изучения учебного материала в индивидуальном темпе, устанавливает межпредметные связи, помогает осуществлять управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.
Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность обучающихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Применение ИКТ на уроках столярного дела позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса на всех этапах урока (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний и т.д.) Обучающиеся с ОВЗ начинают относиться к учебным занятиям ответственно, с большим интересом, демонстрируют свои умения, сотрудничают, проявляют стремление получить необходимые знания, которые пригодятся им в дальнейшем. Поэтому каждому педагогу трудового обучения важно способствовать повышению мотивации обуч-ся к изучению и овладению трудовыми навыками, используя информационно-коммуникационные технологии на учебных занятиях.
Список литературы:
1. Боборико, Т. Л. Современный урок: как сделать его интересным? / Т. Л. Боборико. – М.: Народное образование, 2007.
2. Дендебер, С. В. Современные образовательные технологии. / С. В. Дендебер, О. В. Ключникова. – М.: ООО 5 за знания, 2010.
3. Захаров, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. Г. Захаров. – М.: Академия, 2003.
4. Селевко, Т. К. Современные образовательные технологии: пособие для учителей / Т. К. Селевко. – М.: Народня образование, 1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.