Интегрированные уроки физической культуры в начальной школе.
«Детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества».
В.А.Сухомлинский.
Повышение качества – стратегическая цель модернизации образования. Модернизация, в свою очередь, предполагает внедрение и развитие инновационных подходов к управлению качеством образования на всех уровнях.
В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. Особо актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребенка. Решение этой задачи облегчает обучение на интегрированной основе.
Интеграция – есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.
Требования к проведению интегрированных уроков.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности.
Функции интегрированных уроков:
1.Методологическая функция – формирование у обучающихся современных представлений изучаемых дисциплин.
2.Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей системы, глубины, гибкости, осознанность познания.
3.Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
4.Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
5.Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Интегрированные уроки:
- снимают утомляемость и перенапряжение обучающихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой;
- способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся;
- стимулируют их познавательную активность, являясь условием успешного усвоения материала;
- положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся;
- способствуют формированию целостной картины мира у детей, понимание связей между явлениями в природе, обществе и в мире в целом;
- способствуют более прочному усвоению знаний;
- побуждают к поисковой и исследовательской деятельности.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физкультурой, поскольку физкультура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно в последние годы всё чаще говорится о физкультуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.
Основная цель на уроках физической культуры в начальной школе: развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и формирование потребности в ЗОЖ.
Основной проблемой физической культуры в начальной школе повсеместно отмечается низкая двигательная активность и отсутствие желания занятия физкультурой.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? Темы, которые мы проходим на различных уроках, можно использовать при проведении интегрированных уроков. Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень.
Примеры интеграции на уроках
1. Физкультура и математика (развитие быстроты, ловкости, спортивно – силовых качеств; овладение быстрым счетом, закрепление понятий «четное – нечетное»; порядок « убывания – возрастания».
Эстафета с примерами – каждый игрок добегает до листка с примерами, решает один пример, возвращается, передаёт эстафету, становится в конец колонны.
«Кто быстрее решит пример»
«Найди значения выражений» - ответ примера является количеством раз для выполнения упражнений (прыжки через скакалку; сгибание рук в упоре лежа; приседания; подъём туловища из исходного положения лёжа, руки за головой).
«Чётные – нечётные числа» ;
«Расставь числа в порядке возрастания – убывания».
«Выбери нужные величины» - по команде выбирают величины массы, времени, длины, площади.
2. Физкультура и русский язык (игровые задания – эстафеты)
Подвижная игра «Волшебные буквы» - каждый по очереди бежит до конца зала, берёт одну букву. Из букв команда собирает словарное слово, объясняется орфограмма.
Подвижная игра «Быстрые словечки» - дети «превращаются» в буквы алфавита. Затем все буквы начинают передвигаться по залу. После сигнала все буквы замирают, учитель произносит слово. Те буквы, которые находятся в этом слове, бегут в центр зала и становятся в своём порядке. (Слова даются с изученными орфограммами).
Игра «Алфавит» - расставить буквы в алфавитном порядке, на скорость,
Игра «Превращение в буквы» - каждый изображает букву алфавита.
Подвижная игра «Вставь орфограмму» - каждый по очереди бежит до конца зала, берет нужную букву и вставляет ее в слово.
Эстафета «Части речи» - участник бежит до конца зала и выбирает слово на заданную часть речи или наоборот, задается слово, нужно выбрать какой частью речи оно является.
3. Физкультура и окружающий мир
Зоологическая тренировка – представляем животное, изображаем его и рассказываем о нём:
· Прыжки на скакалке – кенгуру.
· Лазание по гимнастической стенке – шимпанзе.
· Подъём туловища из положения лёжа на спине – дельфин.
· Ходьба с высоким подниманием бедра – цапля.
· Упор на стопы и руки, передвигаемся одновременно: правая рука – правая нога, левая нога – левая рука – медведь.
· Встать в позу крабика – «Шустрый крабик».
Дыхательная гимнастика – представить, что в руках ромашка и одуванчик. Ромашка - вдохнули аромат (вдох), одуванчик - сдули (выдох).
Игра «Перейди болото по кочкам»
Эстафета «Собери урожай» ( собрать муляжи фруктов и овощей в корзинки).
Школьникам предлагается дома придумать и показать на следующих уроках любое животное.
4. Физкультура , ИЗО и технология:
Нарисуй Масленицу – в эстафете по команде каждый игрок рисует свой элемент куклы.
Собери замок рыцаря используя геометрические детали.
Вывод:
Итак, интеграция предметов приобретает особое значение. Такие уроки способствуют глубокому проникновению обучающихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной и устной речи обучающихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Что дают нам интегрированные уроки:
· Возможность изучения материала по разным предметам как единого целого.
· Широкая возможность для развития речи обучающихся, для расширения кругозора младших школьников.
· Развивается умственная деятельность.
· Появляется желание учиться, формируются положительные нравственные качества.
· Положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся.
· Способствуют повышению качества образования.
Таким образом, интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности и повышении качества образования.
Учить детей сегодня трудно, и раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко».
Век 21-й – век открытий, век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит, какими дети быть должны.
Желаем Вам, чтоб дети в вашем классе светились от улыбок и любви.
Здоровья Вам и творческих успехов в век инноваций, новизны!
Библиографический список
1. Асаулюк Е.П. Формы и методы межпредметной интеграции в начальной школе / Е.П. Асаулюк // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении, вып. 3: сб. науч. статей / [под ред. И.Ф. Бережной]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2009. – C. 135-142.
2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С.150-154.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.