Интегрированный урок: сущность, планирование, анализ
Давидович З.В.
Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
Я.А.Каменский
Современные тенденции в развитии образования в условиях реформирования общеобразовательной школы требуют новых подходов к преподаванию предметов. Изменились цели школы – от цели дать обучающемуся сумму знаний, умений и навыков школа перешла к цели воспитать личность, готовую к самоопределению в культуре и социуме, способную к саморефлексии.
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
Всё большую ценность в школе приобретают целостные и системные знания, обобщённые межпредметные умения, сформированные в процессе обучения и воспитания личности обучающегося. Роль межпредметных связей как ведущего способа интеграции в сочетании с проблемностью оказывает существенное влияние на личностное развитие обучающегося.
Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Интеграция (от лат. integratio – полный, цельный) – это объединение, соединение разрозненных элементов в единое целое, в качественно новое образование, восстановление какого-либо единства. Это не механическое соединение частей, не сумма их, а органическое взаимопроникновение, которое даёт новый результат, новое системное и целостное образование.
Под интеграцией также понимается воплощение идей межпредметных знаний через различные формы объединения: преподавание синтезированных курсов, комплексное преподавание по методу проектов, предполагающее самостоятельный отбор предметных знаний обучающихся и др.
Педагогическая интеграция – это создание укрупнённых педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов образовательного процесса нескольких разделов подготовки обучающихся.
А. Католиков выделяет два её вида:
- горизонтальная интеграция – объединение сходного материала в разных учебных предметах;
- вертикальная интеграция – объединение одним учителем в своём предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.
А.А. Ятайкина определила следующие уровни (степени) интеграции:
- тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему, этот уровень носит иллюстративно-описательный характер);
- проблемная интеграция (одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов, возникает обобщённая ситуация, предполагающая различные пути решения);
- концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов);
- теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий, использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний, синтез конкурирующих теорий).
Е.А. Ермолинская в образной форме описывает уровни интегрированного взаимодействия учебных предметов. «Их можно представить в виде 3-х схем (трёх уровне интеграции): «Кувшин и яблоко», «Бабочка», «Цветок». первый уровень знаком учителям по такому понятию, как «межпредметные связи», который представляет собой взаимное иллюстрирование. например, на уроке географии учитель может использовать произведение искусства (изобразительное искусство, музыка, поэзия, проза), в основе которого лежит изучаемый объект – горы, реки, гейзеры. ребёнок получает представление о данном объекте в виде научных знаний и эмоционально-образной информации из использованного учителем на уроке произведения искусства. В одном уроке «встретились» два рода информации, но эта информация слилась в единый образ. Эту информацию можно сравнить с отдельно стоящими на столе разными по качеству и природе предметами, имеющими один общий фактор, например, объём.
Второй уровень интеграции достигают уроки, построенные на сравнительном единстве. Например, учитель выстраивает урок по изобразительному искусству как урок-сравнение, урок-противопоставление, сравнивая языковые возможности этого искусства с другим (литература, музыка, поэзия) в достижении тех или иных художественных задач – создании художественного образа, передачи настроения или раскрытия темы. Этот метод напоминает бабочку, имеющую строгую симметрию.
Третий уровень интеграции можно сравнить с ромашкой. Середина этого цветка – собственно учебный предмет как он есть, как его понимают и преподают в школе. Но середина – это не весь цветок. Чтобы он завораживал своей красотой, он должен иметь лепестки. В нашем случае – это привлекаемые (используемые) учителем другие искусства и информация из разных областей знаний, гармоничное объединение в единый информационно-познавательный поток, раскрывающее перед учащимися закон единства в множественности. Интегрированный урок расширяет понятия ребёнка об окружающем мире, формирует единый, многогранный, гармоничный и целостный образ этого мира».
Реализация принципа интеграции отражается во всех компонентах образовательной системы:
- создаются учебные заведения интегрированного типа (профессиональные лицеи, школы-лицеи, школы-гимназии, школы-колледжи, школы-детские сады и др.);
- разрабатываются интегрированные образовательные программы;
- широко внедряются в практику интегрированные учебные курсы по авторским и экспериментальным учебным программам («Естествознание», «Экология», «Валеология» и др.;
- внедряются целостные интегрированные технологии обучения в рамках дидактических систем разного уровня организации (поурочные, тематические, межтемные, межкурсовые интегрированные системы);
- проводятся интегрированные учебные дни, в течение которых все уроки посвящаются раскрытию одной общей проблемы;
- практикуются интегрированные уроки, интегрированные блоки уроков в другие комплексные формы организации обучения (экскурсии, конференции, факультативы, семинары, лекции, кружки).
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
- предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1) в интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации;
2) при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;
3) изменение мировоззрения самого педагога;
4) психологическая совместимость преподавателей, которые готовят урок, умение найти стилевое единство ведения урока, умение вовремя уйти в «тень», дать возможность коллеге самостоятельно провести определённый этап работы;
5) интегрированный урок может протекать как в рамках одного предмета и одного урока, так и в виде парной работы – быть пролонгированным на другом учебном предмете и выходить за рамки одного учебного часа. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога, но может проводить и один педагог. Главное, чтобы учащиеся не ощутили, что это несколько предметов, должен быть целостный замысел проведения занятия;
6) не преувеличивать исключительную важность преподаваемой вами дисциплины, наоборот, преломлять содержание своего предмета через призму других учебных дисциплин;
7) всемерная помощь коллеге в ходе урока (подготовка ТСО, раздача контрольных заданий, карточек, кроссвордов и т.д.);
8) интеграция обучения предполагает включение разрозненных понятий, встречающихся в разных предметах, в единый интегрированный курс. Отбор понятий из других учебных дисциплин должен осуществляться так, чтобы они соответствовали действительному уровню развития учащихся и не противоречили логике отдельных наук;
9) интегрированные уроки строятся на формировании активных форм общения – ученик-ученик, ученик-учитель;
10) при интеграции предметов гуманитарного цикла необходимо использовать различные способы воздействия на учащегося: видео-художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи;
11) интегрированные уроки должны определяться не только возрастными возможностями школьников, но и региональными особенностями. Региональный компонент интегрированных занятий с детьми включает исторические, климатические, географические, национальные характеристики и особенности, культурное и духовное наследие народа.
Требования к методике проведения интегрированного урока:
1) Тема интегрированного урока должна быть общей для смежных учебных курсов.
2) Принцип интеграции должен быть отражён в формулировках учебно-воспитательных задач урока.
3) Структура урока должна соответствовать алгоритму решения межпредметной задачи и включать этапы:
- осмысление межпредметной сущности темы урока;
- актуализация опорных знаний и умений из смежных предметов;
- перенос этих знаний и умений в новые, нестандартные ситуации, требующие их интеграции;
- обобщение, синтез опорных и новых знаний и умений, формулировка интегрированных выводов;
- закрепление новых интегрированных знаний (в речи, в решении новых задач).
4) На интегрированном уроке необходимо применять активные методы и приёмы обобщения и систематизации знаний, развития творческой деятельности учащихся.
5) Интегрированный урок должен иметь комплексное учебно-методическое обеспечение с использованием дидактических средств из нескольких учебных предметов.
6) Интегрированный урок желательно проводить в нетрадиционной форме, сочетая его с другими формами организации обучения, например, урок-комплексная экскурсия, конференция, семинар, урок-мастерская, урок-сказка, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-игра, урок-концерт и т.п.
7) При подготовке и проведении интегрированного урока необходимо сотрудничество учителей-предметников, их взаимодействие, например, учителей двух предметов на бинарном уроке.
8) Оценка результативности интегрированного урока и контроль общепредметных знаний должны осуществляться с помощью специфических диагностических средств (тестов, контрольных работ, заданий).
Интегрированные уроки в системе работы общеобразовательной школы помогают сплотить преподавателей коллектива, поставить перед ними общие задачи, выработать единые действия и требования, скорректировать учебные программы. Объединение предметов расширяет кругозор и культуру учащихся. С психологической точки зрения способность интегрированного урока аккумулировать в себе комплекс даёт возможность для реализации полученных теоретических знаний в практической деятельности. Интегрированный урок является важной формой, реализующей взаимосвязь школьных предметов, он позволяет комплексно осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи в учебном процессе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.