статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики для активизации познавательного интереса обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"

статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики для активизации познавательного интереса обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"

Особые потребности
docx
математика
08.02.2020
В статье раскрыты особенности использования ИКТ на уроках математики как средство повышения познавательного интереса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(интеллектуальными нарушениями)

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

статья Использование ИКТ на уроках математики.docx

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

для активизации познавательного интереса обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 

 

  В настоящее время перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями, что  является актуальным в связи со значительным увеличением  численности детей с ограниченными возможностями здоровья с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. На данном этапе российское образование отличается тем, что в нем наряду с традиционными направлениями складывается личностно-ориентированная система, которая опирается на развитие индивидуальности каждого ребенка.

Современное российское образование выдвигает новые требования к системе обучения в школе, в том числе и в специальной. Наряду с необходимостью повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на получение обучающимся определенной суммы знаний, важным и первостепенным направлением выступает развитие его личности, необходимости постоянного развития. Приоритеты деятельности педагога должны обеспечивать будущую успешность ученика с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности ребенка с интеллектуальными нарушениями  и становление его как гражданина Отечества.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — повышение мотивации к учению и воспитание познавательного интереса у школьников. У детей с нарушением интеллекта наблюдается достаточно низкий уровень мотивации к изучению учебных предметов в общем, и математики, в частности. Поэтому крайне важно у школьников, относящихся к этой категории, повышать мотивацию учения на протяжении всего периода обучения в школе. 

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Развитие познавательной деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

          В системе обучения математике по развитию познавательных интересов важную роль играет разнообразие и оптимальное сочетание методов, так как уже сама новизна методов снижает утомляемость обучающихся, что немаловажно на занятиях с детьми с отклонениями в развитии, повышает работоспособность; методы работы позволяют соотносить процесс обучения с особенностями деятельности школьников; разнообразие методов обеспечивает воздействие на разные виды чувственного восприятия обучающихся.                

 

            Обучающиеся  с ограниченными возможностями здоровья  (интеллектуальными нарушениям) - это дети,  у которых  в  результате органического поражения  головного  мозга  наблюдается  нарушение   развития высших психических функций  (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.) Для них характерна быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые технологии. 

Использование информационных технологий в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся.

 В современных источниках информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

ü  электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

ü  электронные энциклопедии и справочники,

ü  тренажеры и программы тестирования,

ü  образовательные ресурсы Интернета,

ü  DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

ü  видео и аудиотехника,

Уроки математики с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить  мотивацию обучения. Применение ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Внедрение ИКТ в преподавание математики на своих уроках  я начинал с подготовки печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.). Затем я использовал тематические диски и диски-тренажёры, возможности Интернета для скачивания готовых тестов, уроков, презентаций к уроку.

В настоящий момент  использую компьютер на всех этапах урока – при устной работе, проверке домашнего задания, объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Расскажу о некоторых формах работы.

Во-первых, это организация и проведение устного счета,  устных упражнений, способствующих активизации знаний, необходимых для дальнейшего изучения нового материала. Устный счет, особенно в 5-7 классах, провожу в игровой форме компьютерной презентации, используя яркий и красочный материал, привлекающий внимание ребенка и настраивающий его на работу. 

Во-вторых, на этапе проверки домашнего задания:

1)         заранее набираю на компьютере тексты решения и на уроке проектирую все на экран,  обучающиеся проверяют и исправляют ошибки;

2)         после проверки тетрадей обучающихся часто провожу работу над ошибками,  проектирую материал на экран и провожу обсуждение с обучающимися.

В-третьих, при объяснении нового материала. Воздействие учебного материала на обучающихся, понимание и осмысление его во многом зависят от степени и уровня иллюстративности устного материала, так называемое «золотое правило наглядности». Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Учитывая это, я решил попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей, применяя электронные презентации в программе Microsoft Power Point, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию.

Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Презентации позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, творческие развивающие задания, контроль уровня знаний, и т.д.

При объяснении нового материала с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, можно осуществлять демонстрацию решения примеров, задач, геометрического материала, а также закреплять умения и навыки устного счета. 

            Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное изложение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ОВЗ, а также акцентировать внимание обучающихся на особо значимых моментах учебного материала.

В-четвертых, на этапе решения задач реализуется обучающий тип деятельности. Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений и заданий, при подготовке которых используется дифференцированный подход - каждой группе обучающихся подбирается соответствующее их возможностям задание.

В- пятых, при контроле знаний часто использую  компьютерные тесты, которые воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Преимуществами тестового контроля являются: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп обучающихся.

Использование  мною мультимедийных презентаций на уроках математики показало, что у школьников повысилась мотивация учения, улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. Проведение уроков с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.

 В своей работе я использую различные виды электронных игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие. К тренировочным играм относятся такие игры как “Волшебные квадраты”, математические ребусы.

В таких играх ребята приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Пробуждая интерес к математике, стремлюсь укрепить веру в свои силы у каждого обучающегося независимо от его способностей, развить творческие возможности у слабоуспевающих учеников, не давая остановиться в своем развитии более способным детям, учу всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.

Таким образом, использование информационно - коммуникационных технологий на уроках математики при обучении школьников с умственной отсталостью  способствует повышению познавательного интереса   к изучаемому предмету, что в свою очередь повлияет на уровень математической подготовки обучающихся.

Мы должны в школе готовить детей к жизни, и задача взрослых – сделать их жизнь интересней. Все учебные предметы должны быть связаны с жизненным опытом ребёнка, его успешной социализацией в современном обществе. Использование в образовательном процессе качественных информационных продуктов, разработанных на основе мультимедиа,  вызывает у обучающихся устойчивый интерес, повышает информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Дети при выполнении заданий не испытывают отрицательных эмоций, дискомфорта. Они не боятся допустить ошибку, так как всегда имеют возможность ее исправить, чувствуют свою успешность, сразу видят результат своей работы. Все это способствует повышению учебной мотивации, развивает познавательную активность.

Список использованной литературы

1.      Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.

2.      Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1990г. – 96с.

3.      Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. –Учпедгиз, 1939. -С.200.

4.      Педагогика. Учебн. пособие для студентов пед. вузов и пед колледжей \ Под ред. П.Н. Пидкасистого – М. : Пед. общество России, 2001 – 600с.

5.      Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.: ил.

6.      Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. //Математика в школе. - 1993. -№2. - С.17-21.

7.      Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1995г. – 222с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)