Использование регионального компонента в образовательном процессе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. В современном «информационном» обществе человек не может обойтись без соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств и т.п. ресурсов, инструментария и объекта исследований. Также фактом современной действительности является растущая духовная опустошенность и нравственный упадок человеческой личности, особенно юной.
На современном этапе развития информационного общества именно уроки информатики способствуют формированию у учащихся нового типа мышления, ориентации на самообучение и саморазвитие, осознание и реализацию своих информационных потребностей, а соответственно и выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики препятствует превращению ученика в неразборчивого потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно воспитывает у школьников новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации.
Задача учителя информатики не только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии. Приобщать личность к духовным ценностям позволяет использование на уроке информатики задач с нравственным и патриотическим содержанием.
В качестве примера хочу привести свою работу на уроках информатики в 6 классе, выделенных из регионального компонента.
Содержание учебной программы 6 класса разбито на три больших блока:
1. Компьютер и информация.
2. Человек и информация.
3. Элементы алгоритмизации.
В каждом блоке учащиеся получают теоретические знания и практические умения работы за компьютером. И каждая практическая работа может быть наполнения определенным содержанием, несущим элементы духовно-нравственного воспитания школьников.
Основной проблемой является отсутствие достаточного объёма методической литературы по информатике, имеющей духовно-нравственное направление. В связи с этим приходится затрачивать дополнительное время на подготовку к урокам, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно контролировать работу учащихся по поиску информации для выполнения домашних заданий. В случае планомерной и непрерывной работы у педагога накопится необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт ряд проблем.
Ниже в таблицах представлены примерное планирование материала, возможные задания на уроках при выполнении практических работ.
Компьютер и информация.
№ п/п |
Тема практической работы |
Содержание материала |
1 |
«Работаем с файлами и папками. Часть 1». |
Основное направление – работа с текстовой информацией. Ввод, редактирование и форматирование отрывков из произведений классиков о величии России, её роли в мировой истории, о выдающихся исторических личностях и рассказов о простых людях, каждый день совершающих нравственный подвиг. |
2 |
«Знакомимся с текстовым процессором». |
|
3 |
«Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». |
|
4 |
«Нумерованные списки». |
|
5 |
«Маркированные списки». |
Человек и информация
№ п/п |
Тема практической работы |
Содержание материала |
6 |
«Создаем таблицы». |
Основное направление – создание комбинированных документов (текст, таблица, графика) В практические работы включены задания, направленные на интеграцию знаний по истории, литературе, искусствознанию, основам православной культуры. |
7 |
«Размещаем текст и графику в таблице». |
|
8 |
«Строим диаграммы». |
|
9 |
«Изучаем графический редактор Paint (KPaint)». |
|
10 |
«Планируем работу в графическом редакторе». |
|
11 |
«Рисуем в текстовом редакторе». |
Элементы алгоритмизации
№ п/п |
Тема практической работы |
Содержание материала |
12 |
«Рисунок на свободную тему». |
Основное направление – создание творческих проектов и мультимедийных продуктов. Тематику работ учащие выбирают самостоятельно, опираясь на собственные интересы. Примерные темы: «Мы за здоровый образ жизни», «Села Тюльганского района», «Русские православные праздники», «Русские православные обычаи», «Социальная реклама против табакокурения» и т.д. |
13 |
«PowerPoint. Часы». |
|
14 |
«PowerPoint. Времена года». |
|
15 |
«PowerPoint. Скакалочка». |
|
16 |
«Работаем с файлами и папками. Часть 2». |
|
17 |
«Создаем слайд-шоу». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.