Нестандартные формы работы как условие эффективности современного урока.
(из опыта работы учителя математики высшей категории Тарасовой Татьяны Ивановны, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза Н.З.Ульяненко»).
План
1. Нестандартный урок – что это?
2. Активные методы обучения – путь развития школьного образования
3. Нестандартные приёмы на уроках математики из опыта учителя
Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
Блез Паскаль
|
1. Нестандартный урок – что это? Все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний. Но как же быть простому учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников? Попробуйте разнообразить уроки чем-то новым, необычным. |
|
Нестандартный урок – что это? Основное отличие
нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в
какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований
к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более
творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного
вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету
изучения, к участникам урока, его действующим лицам. Польза нестандартных уроков · Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны. · Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету. · Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки. · Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться. (1) Пять идей необычных уроков · Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение. · Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада. · Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (математика и информатика, математика и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью. · Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти. · Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности. · Урок - проблемная ситуация. Как правило, в основе выполнения таких заданий лежит неизученный пока алгоритм действия. Дети выполняют задание, сверяют полученные результаты, пытаются выделить верный и приходят к выводу, что не могут сделать этого.
Но важно понимать - нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения |
2. Активные методы обучения – путь развития школьного образования.
Об активных методах активизации учебной деятельности учащихся на уроках я хотела бы показать с точки зрения математики, т.к. это мне ближе. Хочется напомнить, что всё новое – это хорошо забытое старое!
Чтобы провести урок учитель продумывает, какую цель на своём уроке нужно достигнуть. Также педагог продумывает методы обучения. Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. (2)
Можно сформулировать 3 метода обучения.
а) Если учитель организует работу, которая заключается только взаимодействием учителя на ученика, то это пассивный метод.
б) Если учитель организуем работу так, что будет обратная связь – это активный метод.
в) Если предполагается организовать работу так, что ещё ученики будут взаимодействовать между собой, то это интерактивный метод.
Плюсы и минусы активных методов обучения
|
№ |
Плюсы активных методов обучения для обучающихся |
Минусы активных методов обучения |
|
1. |
Адаптироваться к условиям ЕГЭ |
Шум на уроке |
|
2. |
Повысить качество обучения |
|
|
3. |
Развивать мышление, интеллект, речь |
|
|
4. |
Обогащать словарный запас (в том числе математическую речь) |
|
|
5. |
Повысить работоспособность |
|
|
6. |
Формируются общеучебные навыки (Развитие памяти, разработка презентаций, проектов, написание докладов) |
|
|
7. |
Навыки конспектирования, самостоятельности |
|
Как видно из таблицы, «плюсов» активного метода обучения гораздо больше, чем минусов.
В своей работе я использую все три метода обучения. Пассивный метод применяю при объяснении нового материала, когда хочется чтобы обучающиеся обратили внимание на какой-то важный факт или формулу. Активный метод можно использовать практически на любом уроке: при объяснении новой темы, во время обобщения, закрепления или подготовке к контрольной работе. Но более интересен интерактивный метод. Этот метод можно использовать на уроках: изучение нового материала; закрепление материала; обобщение материала; подготовка проекта, презентации. В тоже время он имеет для меня небольшой минус – на уроке в это время бывает шумно, поэтому обучающимся приходится время от времени напоминать, чтобы рассуждали чуть тише. Особенно интересно проходят уроки с использованием интеллект – карт. Ребята бурно обсуждают, где какую линию нужно провести и как эффектнее будет выглядеть та или иная запись.
Остановлюсь подробнее, что же такое метод интеллект – карт.
Интеллект – карты – технология изображения информации в графическом виде
Интеллект - карты — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов
информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других
Правила создания интеллект – карт
• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
• Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
• Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. (3)
Карты могут быть индивидуальные, групповые, коллективные.
3) Нестандартные приёмы на уроках математики из опыта учителя
В своей работе на уроках математики я использую следующие приёмы.
1) Урок – исследование. Задача, которая предлагается в начале урока. Приближается наш самый любимый праздник Новый год. В канун этого праздника во многих семьях принято дарить подарки. И вот я решила своей маме подарить красивую вазу длиной 32 см. Конечно, любой подарок должен быть красиво упакован. В магазине мне предложили праздничную коробку, длина которой 30см, ширина 16 см, высота 10см. Помогите определить, поместиться ли ваза в данную коробку? Условие: примерить размеры вазы к коробке не разрешают. Обучающиеся предлагают свои варианты решения проблемы.
2) Урок - проблемная ситуация. Перед ученикам ставится проблема. Мой знакомый разбил у себя на даче цветочную клумбу круглой формы. Диаметр её 20 м. Он обратился ко мне за помощью. Сосед просит узнать длину забора, которая получится, чтобы оградить клумбу. Как поступить в данном случае? Учащиеся предлагают обычно измерить эту длину опытным путём.
3) Урок деловая игра. Учитель объясняет, что сегодня все ученик будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по ремонту пола в актовом зале, а именно сделать новый пол. Предлагается произвести настил паркетного пола в зале размером 5,75 х 8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций, следующих размеров:



Итак, учащиеся разбиваются на три бригады. Избираются бригадиры.
Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плиты указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограмма и трапеций – одинаковое количество.
Вторая бригада – поставщики. Им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку.
Они рассчитывают это количество. Третья бригада – паркетчики.
Чтобы проконтролировать доставку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.
Побеждает та команда, которая выполнит правильный расчет. А для этого нужно знать формулы для вычисления площадей этих фигур (треугольника, параллелограмма и трапеции). Учитель выступает в роли консультанта.
4) Урок – игра. В виде тематического брейн – ринга « Математика и бизнес». Задаются вопросы командам. Они пишут ответы на листочках, сдают жюри. Потом обсуждаются ответы на вопросы.
1. Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а его расходы составили 3000 рублей. Другой наторговал на 1000 меньше, но и затратил своих денег всего 2000 рублей. Кто выиграл спор? (никто)
2. В интернет магазине костюм стоит 110 долларов. А в местном супермаркете 5000 рублей. Где дороже, если курс доллара 1:45? (в супермаркете дороже на 50 рублей)
3. Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 рубля за одну газету и стали их продавать по 5 рублей за штуку. Какой доход получат ребята когда продадут все газеты? (200 р.) (4)
5) Урок- конференция. Математика и искусство. На таких уроках учащимся можно представить математику не сухой наукой, а красивой и гармоничной. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Для данного урока надо сделать красивую презентацию и показать, в каких картинах, литературных произведениях, архитектуре раскрывается величие и красота математики.
6) Интегрированный урок. Примером интегрированного урока по математике и биологии является урок по теме «В мире цветов и плодов» Содержание урока объединяет знания по биологии о генеративных органах цветкового растения и выполнение действий с дробями по математике. Урок завершает тему «Действия с десятичными дробями» по математике и тему «Цветок. Образование цветов и плодов» по биологии. Урок проводится в форме дидактической игры, направлен на повышение мотивации к учению, обобщение и систематизацию знаний. Неотъемлемым компонентом урока являются слайдовые презентации для учителя и учащегося. Слайдовая презентация применяется не только для демонстрации, но и как средство обучения, проверки и коррекции знаний.
7) Примеры интеллект – карт
Уроки в школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания, трудолюбия и обученности. Важную роль в образовательном процессе играет то, как учитель организует учебный процесс. Чтобы он не носил монотонный характер, необходим творческий процесс, а опытный учитель будет применять в своей работе нестандартные формы организации урока.
Ссылки и литература
|
№ |
Ссылки |
|
(1) |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/04/10/nestandartnyy-urok-chto-kak-i-zachem-instrumenty |
|
(2) |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения |
|
(3) |
http://kabakin.ru/?p=2462 |
|
(4) |
Нестандартные задачи по математике: Задачи логического характера. Кн.для учащихся. 5-11 классов. М.:Просвещение; Учебная литература, 1996г. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.