Статья из опыта работы учителя
Оценка 4.6

Статья из опыта работы учителя

Оценка 4.6
Документация
docx
математика
5 кл—11 кл
31.01.2021
Статья из опыта работы учителя
Данная статья для молодых педагогов. В ней рассказывается какие нестандартные приёмы можно использовать на уроке математики, чтобы обучение проходило интереснее
! статья нестандартные формы работы на уроке математики.docx

 Нестандартные формы работы как условие эффективности современного урока.

(из опыта работы учителя математики высшей категории Тарасовой Татьяны Ивановны, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза Н.З.Ульяненко»).

План

1.  Нестандартный урок – что это?

2. Активные методы обучения – путь развития школьного образования

3. Нестандартные приёмы на уроках математики из опыта учителя

 

 Предмет математики настолько серьезен, что нужно

не упускать случая, сделать его немного занимательным".

                                                                           Блез Паскаль

1. Нестандартный урок – что это?

        Все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний. Но как же быть простому учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников? Попробуйте разнообразить уроки чем-то новым, необычным.

      Нестандартный урок – что это? Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучения, к участникам урока, его действующим лицам.
       Часто необычный урок отличает и то, что педагог не докладывает ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только в процессе или после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.  

      Польза нестандартных уроков

·                     Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.

·                     Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.

·                     Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.

·                     Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться. (1)

Пять идей необычных уроков

·                     Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.

·                     Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.

·                     Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (математика и информатика, математика и  биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.

·                     Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.

·                     Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

·                     Урок - проблемная ситуация. Как правило, в основе выполнения таких заданий лежит неизученный пока алгоритм действия. Дети выполняют задание, сверяют полученные результаты, пытаются выделить верный и приходят к выводу, что не могут сделать этого.

 

Но важно понимать - нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения

2.  Активные методы обучения – путь развития школьного образования.

    Об активных методах активизации  учебной деятельности учащихся на уроках я хотела бы показать с точки зрения математики, т.к. это мне ближе. Хочется напомнить, что всё новое – это хорошо забытое старое!

     Чтобы провести урок учитель  продумывает, какую цель на своём уроке нужно достигнуть. Также  педагог продумывает методы обучения.  Методы обучения  – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

        Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. (2)

      Можно сформулировать 3 метода обучения.

а) Если учитель организует работу, которая заключается только взаимодействием учителя на ученика, то это  пассивный метод.

б) Если учитель организуем работу так, что будет обратная связь – это активный метод.

в) Если предполагается организовать  работу так, что ещё ученики будут  взаимодействовать между собой, то это интерактивный метод.

Плюсы и минусы активных методов обучения

Плюсы активных методов обучения для обучающихся

Минусы активных методов обучения

1.

Адаптироваться к условиям ЕГЭ

Шум на уроке

2.

Повысить качество обучения

 

3.

Развивать мышление, интеллект, речь

 

4.

Обогащать словарный запас (в том числе математическую речь)

 

5.

Повысить работоспособность

 

6.

Формируются общеучебные навыки (Развитие памяти, разработка презентаций, проектов, написание докладов)

 

7.

Навыки  конспектирования, самостоятельности

 

 

Как видно из таблицы, «плюсов» активного метода обучения гораздо больше, чем минусов.

        В своей работе я использую все три метода обучения. Пассивный метод применяю при объяснении нового материала, когда хочется чтобы обучающиеся обратили внимание на какой-то важный факт или формулу.  Активный метод можно использовать практически на любом уроке: при объяснении новой темы, во время обобщения, закрепления или подготовке к контрольной работе.  Но более интересен интерактивный метод.  Этот метод можно использовать  на  уроках: изучение нового материала; закрепление материала; обобщение материала; подготовка проекта, презентации. В тоже время он имеет для меня небольшой минус – на уроке в это время бывает шумно, поэтому обучающимся приходится время от времени  напоминать, чтобы рассуждали чуть тише. Особенно интересно проходят уроки с использованием интеллект – карт. Ребята бурно обсуждают, где какую линию нужно провести и как эффектнее будет выглядеть  та или иная запись.

        Остановлюсь подробнее, что же такое метод интеллект – карт.

Интеллект – карты – технология изображения информации в графическом виде

Интеллект - карты — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 

Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов

информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других

Правила создания интеллект – карт

                     Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

                     Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

                     Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

                     Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

                     Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

                     Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

                     Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

                     Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. (3)

Карты могут быть индивидуальные, групповые, коллективные.

3) Нестандартные приёмы на уроках математики из опыта учителя

В своей работе на уроках математики я использую следующие приёмы.

1)   Урок – исследование. Задача,  которая предлагается в начале урока. Приближается наш самый любимый праздник Новый год. В канун этого праздника во многих семьях принято дарить подарки. И вот я решила своей маме подарить красивую вазу длиной 32 см. Конечно, любой подарок должен быть красиво упакован. В магазине мне предложили праздничную коробку, длина которой 30см, ширина 16 см, высота 10см. Помогите определить, поместиться ли ваза в данную коробку? Условие: примерить размеры вазы к коробке не разрешают. Обучающиеся предлагают свои варианты решения проблемы.

2)   Урок - проблемная ситуация.  Перед ученикам ставится проблема.  Мой знакомый разбил у себя на даче цветочную клумбу круглой формы. Диаметр её 20 м. Он обратился ко мне за помощью. Сосед просит узнать длину забора, которая получится, чтобы оградить клумбу. Как поступить в данном случае? Учащиеся предлагают обычно измерить эту длину опытным путём.

3)   Урок деловая игра. Учитель объясняет, что сегодня все ученик будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по ремонту пола  в актовом зале, а именно сделать новый пол. Предлагается произвести настил паркетного пола в зале размером 5,75 х 8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций, следующих размеров:

hello_html_3f1fc732.gifhello_html_5ff26dd6.gifhello_html_m3c749bd4.gif






Итак, учащиеся разбиваются на три бригады. Избираются бригадиры.

Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плиты указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограмма и трапеций – одинаковое количество.

Вторая бригада – поставщики. Им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку.

Они рассчитывают это количество. Третья бригада – паркетчики.

Чтобы проконтролировать доставку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.

Побеждает та команда, которая выполнит правильный расчет. А для этого нужно знать формулы для вычисления площадей этих фигур (треугольника, параллелограмма и трапеции). Учитель выступает в роли консультанта.

4)       Урок – игра. В виде тематического брейн – ринга « Математика и бизнес». Задаются вопросы командам. Они пишут ответы на листочках, сдают жюри. Потом обсуждаются ответы на вопросы.

1.      Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а его расходы составили 3000 рублей. Другой наторговал на 1000 меньше, но и затратил своих денег всего 2000 рублей. Кто выиграл спор? (никто)

2.      В интернет магазине костюм стоит 110 долларов. А в местном супермаркете 5000 рублей. Где дороже, если курс доллара 1:45? (в супермаркете дороже на 50 рублей)

3.      Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 рубля за одну газету и стали их продавать по 5 рублей за штуку. Какой доход получат ребята когда продадут все газеты? (200 р.) (4)

5)       Урок- конференция. Математика и искусство. На таких уроках учащимся можно представить математику не сухой наукой,  а красивой и гармоничной. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Для данного урока надо сделать красивую презентацию и показать, в каких картинах, литературных произведениях, архитектуре раскрывается величие и красота математики.

6)       Интегрированный урок. Примером интегрированного урока по математике и биологии является урок по теме «В мире цветов и плодов» Содержание урока объединяет знания по биологии о генеративных органах цветкового растения и выполнение действий с дробями по математике. Урок завершает тему «Действия с десятичными дробями» по математике и тему «Цветок. Образование цветов и плодов» по биологии. Урок проводится в форме дидактической игры, направлен на повышение мотивации к учению, обобщение и систематизацию знаний. Неотъемлемым компонентом урока являются слайдовые презентации для учителя и учащегося. Слайдовая презентация применяется не только для демонстрации, но и как средство обучения, проверки и коррекции знаний. 

7)       Примеры интеллект – карт

 

 

 

Уроки в школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания, трудолюбия и обученности. Важную роль в образовательном процессе играет то, как учитель организует учебный процесс. Чтобы он не носил монотонный характер, необходим творческий процесс, а опытный учитель будет применять в своей работе нестандартные формы организации урока.

Ссылки и литература

Ссылки

(1)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/04/10/nestandartnyy-urok-chto-kak-i-zachem-instrumenty

(2)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения

(3)

http://kabakin.ru/?p=2462

(4)

Нестандартные задачи по математике: Задачи логического характера. Кн.для учащихся. 5-11 классов. М.:Просвещение; Учебная литература, 1996г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Нестандартные формы работы как условие эффективности современного урока

Нестандартные формы работы как условие эффективности современного урока

Нестандартный урок – что это?

Нестандартный урок – что это?

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой…

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой…

Остановлюсь подробнее, что же такое метод интеллект – карт

Остановлюсь подробнее, что же такое метод интеллект – карт

Урок - проблемная ситуация.

Урок - проблемная ситуация.

Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 рубля за одну газету и стали их продавать по 5 рублей за штуку

Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 рубля за одну газету и стали их продавать по 5 рублей за штуку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2021