Из опыта работы в предпрофильных классах
Современный мир совершенствуется изо дня в день. Поток информации доносится из разных носителей, оседая в памяти людей. По статистике каждые десять лет объём информации удваивается. Что-то остается, а что-то устаревает и неизбежно уходит из нашей жизни, поэтому знания, полученные людьми, нуждаются в корректировке и обновлении. Результатом обучения являются знания, но в современном обществе все больше внимания уделяется умению учиться, добывать знания и это становится более востребованным. Поэтому ФГОС определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Современная российская школа нуждается в переменах. Модернизация, введение инновационных проектов – единственное направление, которое позволит российскому образованию стать конкурентным в мире. В центре образовательного процесса находятся учителя и дети, открытые всему новому, внимательные и восприимчивые к изменениям современной школы.
В нормативных документах, определяющих приоритеты школьного образования выбраны следующие направления: раскрытие способностей учащихся в образовательном процессе, поиск и поддержка одаренных детей, психолого-педагогическое развитие личности. Авторы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования определяют целевые установки национальной системы образования следующими словами: «В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е., становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. Необходимо, во-первых, формировать средства и способы самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете, во-вторых, инициировать внешкольные и внеурочные образовательные достижения школьников, в-третьих, обогащать педагогический и управленческий арсенал, в-четвертых, создавать условия институциональной гибкости и пластичности образования»
Таким образом, перед системой общего образования ставятся новые требования, которые не выполнимы в прежней школе. Современная школа должна предоставлять учащимся комплекс психолого-педагогических условий, которые способствуют становлению и развитию индивидуальности, развивают социально зрелую и психологически устойчивую личность, готовую к профессиональному самоопределению.
Профессиональное самоопределение - это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида социальной окружающей среды и его активной позиции. В условиях рыночной экономики остро встаёт проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника. Практический психолог Ведмеш Н.А.
Профориентации и профессиональному самоопределению уделяется большое внимание. В школе ведется предмет, который помогает с выбором профессии, но для многих учащихся вопрос остается сложным. Иногда выбор профессии происходит случайно, иногда «за компанию» с другом, а иногда преобладает меркантильная мотивация. Выбор профессии – одно из главных решений в жизни. Оно определяет очень многое, а именно: кем быть, в какой социальной среде жить, где и с кем работать и, наконец, какой стиль жизни вести.
Когда происходит профессиональное самоопределение учащихся? Ученые выделили символично несколько этапов:
- дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;
- начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.
Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.
Педагогические классы стали государственным заказом. Как сообщили в пресс-службе Министерства просвещения России, планируется создать в школах около 5 тысяч профильных педагогических классов. По мнению экспертов, система подготовки учителей должна быть единой, начиная от профильных классов в средних общеобразовательных учреждениях. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что в министерстве продолжают работать над единым подходом к содержанию образовательных программ в педагогических колледжах, университетах и системе дополнительного образования. Ранее в Министерстве просвещения заявили о совместной работе ведомства и педагогических учебных заведений над выстраиванием модели подготовки учителя и его сопровождения на протяжении всей карьеры. А также он сказал: «Вы знаете, всегда в педагогические вузы шли ребята с невысокими баллами. В 2020 году впервые средний балл ЕГЭ в педагогические вузы вырос – на два балла. Что бы мы не говорили, какие бы проекты не реализовывали, качество образования зависит от подготовки учителя. Поэтому мы со следующего года увеличим в три раза науку в педагогических вузах. Мы порядка полумиллиарда рублей в следующем году закладываем на развитие педагогической науки. […] Мы будем стараться сделать из педагогических вузов лучшие университеты».
В нашей школе был сформирован педагогический предпрофильный 9 класс на базе общеобразовательного класса. Почему возникла такая необходимость? Упразднение педагогического института и преобразование его в университет привело к нехватке педагогических кадров в нашем городе, в последние годы престиж профессии учителя упал из-за огромной бюрократической нагрузки на учителя, а также низкой заработной платы. В нашей школе работают замечательные учителя-профессионалы своего дела, которые могут дать знания не только по своему предмету, но и передать секреты педагогического мастерства подрастающему поколению.
Задача учителей в предпрофильном классе в этом году заключается развитии интереса у мотивированных учащихся к профессии учителя, показать некоторые приемы и методы обучения на своем уроке, провести какой-то этап урока, одним словом, ощутить себя немножечко учителем.
Я учитель английского языка в этом классе. Предмет интересный и сложный одновременно. В наше время, когда знание иностранных языков по праву занимает одно из важных мест в оценке человека как профессионала, всё больше учащихся увлеченно занимается английским языком. Многие учителя хорошо знают, насколько легче преподавать предмет тем ученикам, которые осознают его значимость для будущей профессии (по данным социологов, около 65% учащихся уже в школе знают, по крайней мере, приблизительно, с чем будет связана их профессия). Для таких учеников изучение предмета окрашено личностным смыслом. У детей появляется мотивация к его изучению. Мотивация является одним из важнейших элементов совершенствования профильно-ориентированного обучения английскому языку. В этом классе есть дети, мотивированные на изучение английского языка. В течении года профессиональные пробы. Профессиональные пробы – это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая обоснованному выбору профессии. Одной из задач профессиональных проб является осознанный выбор учащегося профиля обучения, выявление интересов, склонностей, способностей, направленных на развитие определенных умственных операций для овладения профилирующими учебными дисциплинами. Профессиональные пробы не носят обучающего характера, и это не программа профильного обучения. Они более мобильны по своему подходу, содержанию, методике проведения и позволяют школьникам за короткий срок осознать свои возможности, что придаёт им уверенность и свободу выбора будущей профессиональной деятельности.
На уроках учащиеся пробовали быть учителями: проводили фонетическую зарядку, речевую разминку, этап актуализации знаний, осуществляли проверку домашнего задания. В рамках дня самоуправления провели урок по произведениям Д. Роулинг о Гарри Потере.
Встать перед классом в роли учителя, провести этап урока или даже целый урок – всё это требует колоссальной работы над собой, умение привлечь внимание своих одноклассников и грамотность воспроизведения изучаемого материала. Доминирующая деятельность в подростковом возрасте – общение. Для подростка важно в этом возрасте мнение окружающих, особенно его одноклассников, они ранимы, доверчивы и часто способны быстро менять свое мнение. Примеряя на себя роль учителя, подростки учатся анализировать свою деятельность, находить плюсы и минусы своей подготовки, преодолевать трудности, связанные с педагогической деятельностью. В современном обществе дети стали более прагматичны и им интересно применить свои знания в практической деятельности, а иностранный язык широко дает такую возможность. На уроках английского языка учащиеся не только знакомятся с культурой другого народа, но на практике ощущают, как эти культуры взаимообогащают друг друга, проникают друг в друга и формируют единое отношение к важным жизненным проблемам человека.
Предпрофильное обучение – это ступенька к следующему этапу, создание фундамента для дальнейшего более углубленного изучения отдельных дисциплин в профильном образовании. Предпрофильное образование развивает творческое отношение учащихся к процессу обучения, оказывается значимым этапом в формировании своего «я», помогает осуществить выбор будущей профессии.
Список литературы
2. Баранникова, М. С. Предпрофильное обучение в языковой школе / М. С. Баранникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2288/ (дата обращения: 20.04.2021).
3. Современный учительский портал Профильные педагогические классы в школах https://easyen.ru/news/profilnye_pedagogicheskie_klassy_v_shkolakh/2021-01-01-1831
4. Ведмеш Н.А. Профессиональное самоопределение учащихся https://psihomed.com/professionalnoe-samoopredelenie/
5. https://urok.1sept.ru/articles/683370
6. Нартова Оксана | Мы едем в Великобританию! | Газета «Английский язык» № 16/2009 https://eng.1sept.ru/view_article.php?ID=200901602
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.