Кудинова Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надым, ЯНАО
Как провести урок русского языка в дистанционном формате?
Аннотация
В данной статье описана практика проведения урока русского языка в общеобразовательной школе с применением дистанционных образовательных технологий. На современном этапе организация дистанционного обучения является актуальной проблемой для российских педагогов, поэтому опыт, представленный в статье, имеет практическую значимость и может быть полезен как учителям русского языка, так и другим учителям-предметникам.
Ключевые слова: русский язык, учитель, дистанционное обучение, учащийся, урок, учебная деятельность, образовательная деятельность, эффективность урока, дистанционные технологии обучения.
Проведение урока в дистанционном режиме. Для любого российского учителя сегодня нет более актуальной проблемы. В условиях пандемии коронавируса переход на дистанционное обучение стал внезапной необходимостью, заставившей педагогов уйти от привычной классно-урочной системы и начать осваивать дистанционные технологии, инструменты и практики, которые ранее были для них мало востребованы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает чёткое определение этому термину: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3, ст. 16, ч.1]. Многие учителя сегодня впервые начали вести уроки в дистанционном режиме, что, несомненно, оказалось делом непростым. Но самое главное – и учителям, и обучающимся, их родителям стало понятно, что качественное образование должно быть доступно не только в школе, но и на «дистанте». Поэтому в педагогической среде широко обсуждается вопрос: как эффективно провести дистанционный урок?
Впервые с проведением урока русского языка в дистанционном формате я столкнулась еще несколько лет назад в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимися по индивидуальному учебному плану на дому. Но одно дело – вести дистанционный урок с одним учеником, и совсем другое – организовать учебный процесс на таком уроке для всего класса. Здесь уже технологии, эффективные для индивидуального обучения, не подходят, надо искать другие методы, приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Для проведения дистанционного урока в режиме видеоконференции я использую платформу Zoom. Она имеет ряд преимуществ: позволяет демонстрировать экран учителя или учащегося; вести переписку учителя и учащихся в чате, притом учитель может запретить переписку между учащимися, отключить микрофоны детей и включать тогда, когда нужно ответить. Кроме того, у учителя есть возможность отправить учащимся в чате файл для работы, сделать запись видеоконференции, чтобы переслать ее учащимся, которые отсутствовали на онлайн уроке.
Важно помнить и об экранном времени, поэтому необходимо чередовать работу учащихся с экраном и работу с учебником. Дистанционный урок не должен быть во вред зрению школьника. Поэтому я обязательно на каждом уроке провожу гимнастику для глаз.
Одно из условий эффективного дистанционного урока — это частая смена заданий и много практики. Ученикам сложно воспринимать и усваивать большой объём информации или длительное время выполнять одно задание, тем более в непривычном для них формате. Необходимо, чтобы урок состоял из нескольких видов заданий: просмотр короткого видеоролика, задания на рассуждение, работу с текстом, ответы на вопросы, письменное задание [2, ст. 3].
Для изучения новой темы чаще всего я использую ресурсы портала «Российская электронная школа». Видеоуроки хороши тем, что они короткие, емкие, с опорой на наглядность. Тренировочные задания помогают учителю, с одной стороны, выявить степень осознанности восприятия учащимися материала видеоролика, с другой стороны, закрепить и систематизировать полученные знания на практике и быстро проверить правильность выполнения. Мои учащиеся с большим интересом выполняют эти задания, потому что они небольшие и разнообразные. К тому же учитель вправе сам отобрать из предложенных на учебной платформе задания, которые, на его взгляд, будут и интересны, и эффективны для усвоения изученной темы. Контрольные задания и отдельные тренировочные задания «РЭШ» можно использовать и на этапе контроля и рефлексии.
Материалы «Российской электронной школы» - это современные, эффективные, отвечающие требованиям ФГОС, цифровые ресурсы, поэтому я планирую применять их и в дальнейшем в классно- урочной системе обучения, а не только в дистанционном формате.
На дистанционном уроке русского языка важным средством обучения является и презентация. Презентация позволяет сделать процесс обучения более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению, а также позволяет эффективно использовать время на уроке [1, с. 11]. Я применяю презентацию на разных этапах урока. При изучении новой темы наглядность облегчает восприятие учащимися теоретического материала. С помощью слайда презентации быстро и легко можно провести самопроверку домашнего задания или самостоятельной работы, упражнения в учебнике. Однако здесь важно чувство меры: слайдов не должно быть много, экран учителя не должен демонстрироваться весь урок.
Вот и еще одно необходимое условие эффективности дистанционного обучения: несмотря на ограничение во времени, на дистанционном уроке всё же должно быть живое общение учителя и детей. Дети должны не только слышать учителя, но и видеть его глаза, лицо, видеть реакцию учителя на участие учащихся в учебном процессе, на их ответы. Я даю своим ученикам возможность задать вопросы, если что-то непонятно или требуется совет учителя. Не забываю похвалить, отметить самых активных. Это стимулирует детей к самостоятельной познавательной деятельности, что, в свою очередь, повышает продуктивность онлайн урока.
Важная составляющая дистанционного обучения - обратная связь учителя с учащимися во время урока. Какие способы и средства помогут педагогу увидеть на уроке результат усвоения изученной темы, быстро оценить работу каждого? Этот аспект образовательной деятельности на уроке с применением дистанционных технологий вызывает большие затруднения у многих учителей русского языка. Поделюсь своей практикой.
Чтобы проверить знания детей по изученной на уроке теме, в конце урока я оставляю время на тестирование. Тест я составляю сама, он не должен быть большим – 5- 6 заданий с выбором ответа, которые помещаются на одном слайде. Желательно, чтобы на каждое задание был один вариант правильного ответа, но может быть и несколько. Учащиеся выполняют работу и в чате присылают мне свой ответ, оформив его кратко, по образцу, который я им обязательно показываю в тесте, например, в таком формате: аббавг – где каждая буква соответствует заданию в порядке возрастания. Написать его в чате можно очень быстро. Всего на такую работу я отвожу от 5 до 7 минут (время выполнения обязательно озвучивается перед тестированием). Так как скорость выполнения у разных учеников разная, то примерно у первых десяти я успеваю проверить ответы на уроке и озвучить оценку. Программа Zoom позволяет сохранить чат, и учитель после урока за минимальное количество времени может проверить и оценить работу каждого.
Хорошую возможность для быстрого оценивания и выявления уровня знаний учащихся по изученной теме дает и учебная платформа ЯКласс. Здесь можно выполнять как тренировочные задания, так и проверочные. Тренируясь, ребенок может вернуться к заданию, если неправильно его выполнил, может прочитать объяснение, повторить теоретический материал и выполнить снова. Большой плюс в том, что ребятам предлагается алгоритм выполнения задания. Важным преимуществом ЯКласса является то, что у учителя есть возможность самому создать проверочную работу из заданий, предложенных на платформе, а также составить свои задания и разместить их в системе. На дистанционном уроке очень удобно работать на этой платформе. Учитель видит, в каком темпе работает каждый ученик, видит, какие задания выполняет правильно или неправильно, система сама проверяет правильность выполнения и оценивает. Тем самым еще и экономится время учителя на оценивание обучающихся.
Могу сказать, что применение таких способов быстрого оценивания улучшило качество знаний моих учащихся, так как повысилась мотивация к учению: у каждого появился стимул получить быстро хорошую оценку, высокие баллы и узнать свой результат сразу после выполнения, а не ждать следующего урока, когда учитель проверит и объявит оценки. Возросла сознательность: если поначалу ребята воспринимали такие формы дистанционной работы как развлечение, то теперь взглянули на них в ключе самоорганизации и ответственности. Поэтому буду продолжать работу на платформе ЯКласс и дальше на традиционных уроках.
Практика обучения с применением дистанционных образовательных технологий открывает для учителя новые возможности. Одно из перспективных направлений развития дистанционного обучения - это взаимопроникновение информационных технологий и передовых педагогических технологий. Роль науки и техники в современном мире велика, и нельзя не прогнозировать увеличения их влияния на сферу образовательной деятельности. Для педагогов важно оценивать их роль в развитии образования и активно внедрять. Чем с большим интересом российское учительское сообщество отнесётся к новым возможностям, тем более качественным и конкурентоспособным станет отечественное образование.
Библиографический список
1.Использование дистанционных технологий в обучении русскому языку
учащихся с ОВЗ: из опыта работы Татьяны Семёновны Поляковой, учителя
русского языка и литературы ОГАОУ «Центр образования "Ступени"». –Биробиджан: ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2017. – 32 с.
2.Как провести дистанционный урок: 4 шага, чтобы не потерять класс. Е. Долгих. Блог Анны Варенцовой, ст. 3. URL: https://mel.fm/blog/anna-varentsova (дата обращения: 11.05.2020).
3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об образовании в Российской Федерации"; ст.16,ч.1.; Сайт КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2020).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.