Статья "Кинезиологические упражнения в обучении и развитии детей с ОВЗ на уроках изобразительного искусства"
Оценка 5

Статья "Кинезиологические упражнения в обучении и развитии детей с ОВЗ на уроках изобразительного искусства"

Оценка 5
Особые потребности
docx
изобразительное искусство
5 кл—9 кл
13.02.2020
Статья "Кинезиологические упражнения в обучении и развитии детей с ОВЗ  на уроках изобразительного искусства"
В статье представлен опыт использования кинезиологических упражнений на уроках изобразительного искусства для обучающихся с ОВЗ
Статья..docx

Кинезиологические упражнения в обучении и развитии детей с ОВЗ

на уроках изобразительного искусства

 

Перминова М.Р.

учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории

МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ»

г. Березники Пермский край

 

     Современный этап развития образования характеризуется активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современной педагогики.

     В МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ»  г. Березники Пермского края обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Главнейшая задача   Федерального государственного образовательного стандарта образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – разработка содержания и технологий образования, обеспечивающих социально желаемый уровень  их личностного и познавательного развития  с учетом особых образовательных потребностей.

      Учёные - дефектологи (Выготский Л. С., Шацкий С. Т., Блонский П. П.) в своих исследованиях доказали, что дети с умственной отсталостью развиваются по общим законам психического развития, но их развитие имеет свои специфические особенности, обусловленные дефектом. В процессе  целенаправленной организации обучения эти дети могут достичь достаточного уровня развития, чтобы адаптироваться к общественно-трудовой деятельности и овладеть элементарными профессиональными навыками. Развитие и коррекция данной категории детей может быть эффективными, если использовать  образовательную кинезиологию  как  инновационную технологию, раскрывающую резервы организма, способствующую росту, развитию и сохранению здоровья обучающихся с ОВЗ.       Образовательная кинезиология – это удивительная технология, необходимая в работе педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья и взрослыми, поскольку активизирует работу системы «тело-интеллект». В данной программе психические процессы развиваются через движения, что полагается более естественным и эффективным.

  Данная методика разработана психологом и педагогом Полом Дэннисоном еще в 60-х годах, которая была названа «Гимнастика мозга». Исследователь много практиковал с детками, которым ставили диагноз «слабоумие».  И практиковал успешно, доказав что любого ребенка можно «включить» в работу,  учить осваивать физические движения и задействовать два полушария мозга. При всей своей простоте методика дает удивительные результаты

     Образовательная кинезиология - один из путей повышения психофизических возможностей путем развития психомоторных навыков. Мы часто слышим фразу «сначала подумай, а потом делай». Кинезиологическая наука опровергает это, поскольку доказывает, что развитие межполушарного взаимодействия начинается с движений. Образовательная кинезиология изучает приёмы и методы по налаживанию связей между полушариями головного мозга и отдельными зонами и участками; активизацию функций мозга и создание условий для его созревания; повышению тонуса организма; интеграцию между мозгом, телом и сенсорными органами.  Образовательная кинезиология призвана оживить, оптимизировать процесс обучения. Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движений мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важную роль в развитии навыков человека. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме ребенка происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузки, тем значительнее происходящие изменения. Наиболее корригируемым является возраст до 12 лет, так как данный период характеризуется интенсивным процессом физиологического созревания основных мозговых структур. Все это дает основание считать, что применение кинезиологических упражнений позволяет создать здоровьесберегающую среду и оптимизировать процесс обучения на уроках изобразительного искусства.         Предмет «изобразительное искусство» в соответствии с  учебным планом МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» реализуется с 1 по 5 классы (2 часа в неделю).  Таким образом, в системе овладения изобразительными навыками кинезиологические упражнения как структурный элемент урока позволяют более успешно использовать потенциал развития обучающихся с различной степенью умственной отсталости.

Применение кинезиологических упражнений на уроках изобразительного искусства в качестве динамической паузы направлено, в первую очередь,  на  повышение умственной работоспособности и оптимизацию психоэмоционального состояния. Доказано, что систематическое использование кинезиологических упражнений  приводит к увеличению продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

     Упражнения проводятся по специально подобранным комплексам. Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать  ускорение темпа выполнения. Длительность занятий по одному комплексу составляет одну четверть. Каникулярное время – перерыв в занятиях.

     Комплекс упражнений включает:

*   Растяжки.  Нормализуют чрезмерное мышечное напряжение и мышечную вялость.

*   Дыхательные упражнения. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

*   Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

*   Телесные движения. Развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

*   Упражнения для релаксации. Способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Упражнения на растяжку.

Снеговик.  - Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Дерево. - Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. Сорви яблоки Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Дыхательные упражнения.

 Свеча. - Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Дышим носом. - Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

Ныряльщик. Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Надуй шарик.  Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Дыхание. -Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. 1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 2 — плавный выдох через нос.

Телесные упражнения.

Перекрестное марширование.  - Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать!

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Мельница. - Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Паровозик. - Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

 Колено – локоть. - Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить 8-10 раз.

Упражнения на релаксацию.

Путешествие на облаке. - Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Приглашаю вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как чудесно и удобно сидеть на этой большой облачной подушке. Начинаем путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Глазодвигательные упражнения.

 Взгляд влево вверх. Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

Горизонтальная восьмерка. - Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком. Глазки. - Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

Глазки. - Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

Глазки. - Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать. Пальцами правой руки нажать на веко правого глаза, а пальцами левой руки нажать на левое веко. Не сильно! Держать 1-2 секунды.

Помимо вышеперечисленных комплексов упражнений, для активизации внимания можно использовать упражнения:

Упражнение "Ухо - нос". - Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками симметричные (зеркальные) рисунки, буквы. Расслабляются глаза и руки. При выполнении этого упражнения синхронизируется деятельность обоих полушарий мозга, а значит, повышается работоспособность и  активность внимания.

      Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. Применение кинезиологических упражнений возможно как на предметных, так и на специальных уроках кинезиологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее изменения.

      Это лишь некоторые примеры использования кинезиологических упражнений. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению динамических пауз на уроках изобразительного искусства.

Использованная литература: 
1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

2.    Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001

3.    3. http://festival.1september.ru/


 

4.    Скачано с www.znanio.ru

Кинезиологические упражнения в обучении и развитии детей с

Кинезиологические упражнения в обучении и развитии детей с

Все это дает основание считать, что применение кинезиологических упражнений позволяет создать здоровьесберегающую среду и оптимизировать процесс обучения на уроках изобразительного искусства

Все это дает основание считать, что применение кинезиологических упражнений позволяет создать здоровьесберегающую среду и оптимизировать процесс обучения на уроках изобразительного искусства

Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх

Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх

Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное

Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020