Метафоры в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Дмитриева Алина Сергеевна
Студент
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт
им. В.Г. Короленко»
Аннотация: в статье рассматриваются виды метафор, которые встречаются в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Ключевые слова: метафора, роман «Тихий Дон», текст, метафоричность.
Metaphors in M.A. Sholokhov "Quiet Flows the Don"
Dmitrieva Alina Sergeevna
Annotation: the article deals with the types of metaphors that are found in Mikhail Sholokhov's novel "Quiet Flows the Don".
Key words: metaphor, novel "Quiet Flows the Don", text, metaphor.
Метафора (греч. metaphoraϰ — перенос) — вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении. В первую очередь, метафора может выразить то, что не поддается описанию в виде прямых номинаций, например, состояние души человека. Метафорические выражения часто привлекают внимание читателя новизной и свежестью, неожиданностью употребления языковых единиц и связей. Метафорическое изложение связано с ассоциативным мышлением. Метафора может играть заметную роль в композиции художественного текста, иногда она «открывает» текст, сразу захватывая внимание читателя и вызывая эстетизированную эмоцию.
Для словотворчества М.А. Шолохова характерно использование любых возможностей языка, чтобы сократить информацию, выразить мысль как можно более четко, облечь ее в необычную форму – с целью заострить внимание читателя на том или ином слове. Для Шолохова было важно, чтобы эти слова обязательно были поняты теми, кто читал его произведения, поэтому все они очень прозрачны по значению. Казалось бы, мелочи: изменение вида глагола, другой суффикс в слове, необычное сочетание частей в слове и самих слов, но все это придает тексту своеобразие, а словам - глубину и емкость. Из этих мелочей и складывается особый, ни с чем не сравнимый шолоховский стиль.
Одним из основных средств создания стиля автора являются базовые метафоры -это мировоззренческие метафоры, которые задают аналогии и ассоциации между разными системами понятий и порождают частные ассоциации.
В своем произведении автор использует следующие тематические типы базовых метафор.
Зооморфная метафора (33%) возникает, если вспомогательным субъектом выступает животное: «Петро плюнул, чертыхнулся, медведем полез из широчайших штанин» (III: 120); «Пантелей Прокофьевич прыгнул с сиденья молодым петухом» (I: 92).
Антропоморфная метафора (27%) основана на сравнении неодушевленных объектов, растений и животных с человеком. Антропоморфный тип метафоры используется в основном для пейзажных зарисовок: «месяц глазастеет в оконную прорезь, недоверчиво щупает две белые урядницкие лычки на погоне мундира» (III: 67); «Над ними белоснежной пышной грудью висело облако, и к нему, в немыслимую высоту, стремилась от земли нежнейшая, волнуемая ветром нитка паутины» (II: 330).
Фитоморфная метафора (20%) опирается на сравнение с растением: «верхушки шек его пожелтели» (II: 180).
Артефактная метафора (20%) основанная на сравнении, сопоставлении с предметами: «Прохлада вкладывает в Григория тугую дрожащую пружину» (I: 36), «Наступил Григорий тяжелым сыромятным чириком».
В шолоховских метафорах мощь человеческого мышления, способного объединить в сущем самые разнородные явления человеческой жизни и природы.
Также в произведении М.А. Шолохова метафоры раскрывают внутреннее противоречия героев, их переживания. Например, Аксинью одновременно тянет к Григорию, но она не бросается к нему в объятия, вынужденно соблюдая приличия; героиня слишком горда, чтобы показать возлюбленному, что творится в ее душе: «…повиснет над обрывом снежная громадина. Будет она, грозная безмолвием, висеть до поры, пока не подточит ее из-под исподу оттепель или, обремененную собственной тяжестью, не толкнет порыв бокового ветра. И тогда, влекомая вниз, с глухим и мягким гулом низринется она…»
Стоит отметить, что метафоры в тексте тесно переплетаются с другими художественными приемами: сравнениями, эпитетами, олицетворениями, деталями. Одним из основных источников метафоричности языка Шолохова является индивидуальное поэтическое видение писателем явлений жизни, которое заключается в его уменье тонко поэтически нарисовать месяц, радугу, дождь, ряску, показать их свежесть, их радующий глаза вид с такой непосредственностью, с какой ни один писатель никогда их не показывал: «в вышине, в небесной крепи, плавал месяц, как полнозрелый цветок кувшинки в заросшем осокой пруду»; «из ярко-белого подола тучи сыпался и сек землю косой дождь с градом, перепоясанный цветастым кушаком радуги»; «в небольших заводях желанной девичьей улыбкой сияла ряска». В XVI главе III части романа, где изображена печаль осиротевшего Дона после ухода казаков на империалистическую войну, Шолохов употребляет такие метафоры: «по-вдовьему усмехалась обескровленное солнце»; «за Доном тронутый желтизной горюнился лес». Эти метафоры близки к олицетворениям. Обилие в «Тихом Доне» изобразительных средств придает языку романа красочность, а то, что многие из них взяты из обихода казачьего быта, с новой стороны раскрывает народные тенденции в языке романа.
Таким образом, реалии мира вокруг, выраженные метафорами, крепко-накрепко связывают героев с их родной, донской природой и бытом героев. Именно они расширяют круг тех явлений, которые описывает автор, и таким образом составляют уникальный «казачий» взор на мир Михаила Шолохова.
Список литературы
1. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для вузов / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов, Н. П. Кубарева, М. Н. Сербул; под общей редакцией В. П. Мещерякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 381 с.
2. Горелов А.А. «Тихий Дон» М. Шолохова и русское народное поэтическое творчество / А.А. Горелов // Михаил Шолохов. Л., 1956. С. 41 - 78.
3. Шолохов М.А. Тихий Дон. Роман. М., 1999.
4. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.