Статья «Методика обучения младших школьников рисованию графических пейзажей»
Оценка 4.8

Статья «Методика обучения младших школьников рисованию графических пейзажей»

Оценка 4.8
docx
26.03.2023
Статья  «Методика обучения младших школьников рисованию графических пейзажей»
статья.docx

Статья

«Методика обучения младших школьников рисованию графических пейзажей»

В.А. Жаркова

Каждый вид изобразительного искусства имеет свою специфику и применение. Графика многим отличается от всех. В ней основным элементом выступает выразительный рисунок, выполненный в чёрно-белых тонах.

 Графика - это искусство, которое тонко и чётко позволяет художнику передать особенности окружающего мира, запечатлеть красивейшие пейзажные уголки. Пейзаж — это не только распростёртые поля, леса, реки, горы, но и архитектура.

Монохромная живопись способствует развитию мышления и внимания не только у взрослых, но и у младших школьников.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования[1]:

·         у младшего школьника должно сформироваться первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни человека.

·         обучающийся должен овладеть практическими умениями и навыками в восприятии и анализе произведений искусств.

Этому способствует занятия графикой. Она способствует развитию творчества, пробуждает фантазию, мелкую моторику, глазомер.

Мне бы хотелось показать влияние занятий графическим пейзажем на развитие личности младшего школьника через архитектурные памятники города Новосибирска.

В Новосибирске множество архитектурных сооружений, в частности православные храмы, соборы, часовни, которые видят все, но редко замечают в них красоту.

В данной статье я предлагаю методику обучения младших школьников рисованию графических пейзажей [4].

Познакомившись с примерными и авторскими программами по изобразительному искусству, было выявлено, что теме «Пейзаж» уделяется большое внимание на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

По программе Б.М. Немецкого знакомство с элементами пейзажа школьники начинают с первого класса, и данная работа продолжается на протяжении всего периода обучения [3].

На выполнение пейзажных работ отводится много часов. Обучающиеся сначала изображают отдельные предметы, затем по степени сложности переходят к изображению группы предметов. А также программа по изобразительному искусству предусматривает изображение пейзажа на уроках тематического рисования.

В первом классе, при знакомстве детей с силуэтами деревьев, учитель рассказывает о жизни деревьев, учащиеся вспоминают,  что сами видели на прогулке, рассказывают о том, какие впечатления на них произвели силуэты деревьев. Важно, чтобы они поняли, что природа не бывает застывшей (первые законы перспективы). В работе не нужно рисовать все деревья на одной линии. Обучающимся нужно подсказать, что основания деревьев переднего плана будут расположены ниже на листе бумаги, чем основания деревьев заднего плана.

Перед выполнением работы необходимо показать, как расположить лист бумаги в зависимости от формы и размеров рисуем их предметов. Например, для темы «Одинокое дерево», обучающееся выбирают вертикальный формат, так как основным элементом композиции являются деревья. При этом надо объяснить, что рисунок надо уравновешивать с краями листа. Чтобы это было понятно детям, можно использовать метод аппликации, при котором передвигается силуэт дерева. Это поможет учащимся найти лучший вариант композиции и определить размер своего рисунка.

Во втором классе обучающиеся должны получить первые представления о передаче пространства на плоскости. Должны знать разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объём, композиция, ритм. Уметь в доступной форме их выразительно использовать.

Цель программы третьего класса – познакомить младших школьников с окружающей их красотой, помочь им почувствовать её умом, сердцем, руками. Учащиеся знакомиться с широким кругом проявлений искусства в окружающей среде. Также обучающиеся должны владеть элементарными приёмами изображения пространства (загораживание, дальше-ближе, меньше-больше). Должны понять, что художник не просто рисует, не просто копирует природу, а выражает в картине своё отношение к жизни. Важно моментом обучения перспективе является выделение композиционного центра. Способы его выделения[2]:

1.     Приём «изоляции» - изображение главного в отрыве остальных;

2.     Выделение размером, тоном;

3.     Использование дороги, ведущей к композиционному центру.

По учебной программе обучающиеся выполняют графический пейзаж, включающий памятники архитектуры. На выполнение задания отводится два занятия.

Обучающиеся знакомятся с окружающей средой и архитектурными сооружениями, также с широким кругом проявлений искусства в окружающей среде. Ребята овладевают элементарными приёмами изображения пространства.

При изучении данной темы учитель должен обратить внимание обучающихся на то, что нужно уметь эмоционально воспринимать  образ природы, выделять главное в пейзаже, определять изменения тона в зависимости от расстояния изображаемых предметов.

В четвёртом классе младшие школьники учатся изображать дома в перспективе. Нужно обратить внимание учащихся на характер щепления брёвен, пропорции деревянных зданий, взаимодействие с окружающей средой, с рельефом местности, с характером освещения, раскрывающего контраст света и тени.

Продолжается изучение линейной перспективы, колорита, пейзажа в графике и живописи, основных  средств пространственного изображения. Построение пространства в пейзаже как средство решения образа пейзажа. Выразительность высокого и низкого горизонта. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).

В качестве графического материала для работы с обучающимся лучше всего будет использовать известные всем простой карандаш и гелевую ручку.

Знакомство с мнением авторитетного учёного художника и педагога Б.М. Неменского в книге «Мудрость красоты» даёт нам основание считать, что учить детей понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных материалов и предоставлять детям радость рисования карандашом, гелевой ручкой, фломастером - это необходимый компонент художественного развития детей. Графические изображения просты  и понятны младшим школьникам, поскольку в повседневной жизни и в процессе обучения им приходится постоянно иметь текстами, таблицами, репродукциями.

Младший школьник глубже познают окружающую действительность, ярче чувствует и больше замечает, учится видеть и понимать гармонию и красоту. Графика даёт обучающимся больше свободы, благодаря простоте и доступности техники.

Список литературы:

1.     Федеральной государственной образовательный стандарт начального общего образования, 2019 г. – 53 с.

2.     Голубева О.Л. «Основы композиции» 2007 г. -138 с.

3.     Немецкий Б.М. «Изобразительное искусство 1 - 4 классы. «Просвещение», 2011 г. – 96 с.

4.     Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед.ВУЗов. -М.: Академия, 2009 г. -368 с.


 

5.    

Статья «Методика обучения младших школьников рисованию графических пейзажей»

Статья «Методика обучения младших школьников рисованию графических пейзажей»

По программе Б.М. Немецкого знакомство с элементами пейзажа школьники начинают с первого класса, и данная работа продолжается на протяжении всего периода обучения [3]

По программе Б.М. Немецкого знакомство с элементами пейзажа школьники начинают с первого класса, и данная работа продолжается на протяжении всего периода обучения [3]

Приём «изоляции» - изображение главного в отрыве остальных; 2

Приём «изоляции» - изображение главного в отрыве остальных; 2

Младший школьник глубже познают окружающую действительность, ярче чувствует и больше замечает, учится видеть и понимать гармонию и красоту

Младший школьник глубже познают окружающую действительность, ярче чувствует и больше замечает, учится видеть и понимать гармонию и красоту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2023