Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"
Оценка 4.8

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Оценка 4.8
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
11.01.2020
Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"
Технология индивидуального стиля учебной деятельности – сокращённо ИСУД – вещь с одной стороны, простая, практичная и доступная в использовании, а с другой стороны – уникальная, хрупкая, требующая вдумчивого, аккуратного отношения, некоторой сноровки и педагогического мастерства. Необходимо сказать, что местом «рождения» технологии ИСУД следует считать, несомненно, опытно-экспериментальную работу под руководством Натальи Львовны Галеевой в московской школе № 196 в 1998 – 2002 г.г.
Педагогическая технология ИСУД в начальной школе.docx

 Педагогическая технология ИСУД в начальной школе.

Шалагина Елена Александровна, учитель начальных классов

Технология индивидуального стиля учебной деятельности – сокращённо ИСУД – вещь с одной стороны, простая, практичная и доступная в использовании, а с другой стороны – уникальная, хрупкая, требующая вдумчивого, аккуратного отношения, некоторой сноровки и педагогического мастерства.

Необходимо сказать, что местом «рождения» технологии ИСУД следует считать, несомненно, опытно-экспериментальную работу под руководством Натальи Львовны Галеевой в московской школе № 196 в 1998 – 2002 г.г.

С технологией ИСУД работаю первый год. За время работы появились определенные результаты. Работу по изучению технологии ИСУД начала с октября 2011 года, работая  в 4-б классе. В классе  28 человек (12 девочек и 16 мальчиков). В основном это дети  с низким уровнем учебной мотивации. Ребята учились неохотно, и результаты были соответствующие.

Педагогическая технология «Индивидуальный стиль учебной деятельности», позволяет осуществлять личностно ориентированный подход к каждому учащемуся и наблюдать результаты, отслеживать динамику этого процесса. Опираясь, на предложенные  Галеевой Н.Л., параметры и диагностики их измерения, я начала работу.

Определила:

1. ряд параметров результативности учебного процесса (что необходимо измерять);

2. процедуру оценки результативности (каким образом можно измерить);

3. формы предоставления результатов (как оформить результаты измерений);

4. порядок проведения анализа полученных данных и составление выводов на основе этого анализа.

Параметры результативности учебного процесса были определенны следующие: обученность, обучаемость, внимание, память, модальность, доминирующее полушарие, организационные ОУУН, коммуникативные ОУУН, информационные ОУУН, мыслительные ОУУН, уровень мотивации.

 

 

 

 

 

 

 


Обученность это уровень предметных знаний, умений и навыков, приобретённых для самостоятельной деятельности. Традиционной мерой обученности является отметка по предмету. Контролируется 3 раза в год: диагностический контрольный срез (сентябрь), в первом полугодии (декабрь), во втором полугодии (май). Для ученика обученность – это оценка результата его учебной деятельности, для учителя – оценка эффективности его работы, одновременно определение границы сложности заданий для успешной самостоятельной работы ученика, а также дозы педагогической помощи. Однако оценивать результат учебного процесса только по обученности (т.е. по отметке) считаю нецелесообразным. Так как низкий уровень обученности имеет под собой различную основу (н-р, частые пропуски занятий по болезни, низкий уровень сформированности общеучебных навыков и отсутствие познавательного интереса к данному предмету и т.д.), что также непременно нужно учитывать. В этом случае обученность не является показателем возможностей ученика.

Таким образом, необходимо измерять и учитывать и другие параметры, определяющий необходимые условия для планирования учителем его зоны ближайшего развития. Для измерения параметров результативности использовались следующие методики:

 

Методика определения уровня обучаемости:

1. учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал базисного характера на 4-5 минут работы,

2. перед изучением нового материала с учащимися повторяется изученный ранее, необходимый для усвоения новых знаний,

3. учитель объясняет новый материал,

4. демонстрируется образец применения нового материала в аналогичной и изменённой ситуациях,

5. самостоятельная работа учащихся.

Задания для самостоятельной работы:

1. Напишите, что узнали нового.

2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

3. Выполните задание по образцу.

4. Выполните задание в изменённой ситуации.

5. Примените полученные знания в новой ситуации

Если выполнены все задания – III уровень обучаемости, если выполнены 4 задания – II уровень обучаемости, если выполнены 3 и менее заданий – I уровень обучаемости, а также был выделен <I уровень – случаи, когда ребенок не может проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска)

Таким образом, результаты в классе были следующие:

Были проведены исследования по определению модальности и доминирования полушарий головного мозга. Эти параметры играют важную  дидактическую роль при выборе тех или иных форм учебной работы для реализации индивидуального и дифференцированного подхода. Под модальностью понимается преимущественное использование одного из каналов приёма и переработки информации (визуальный, аудиальный, кинестетический).

Диаграмма определения модальности обучающихся

Для определения доминирующего полушария использовала метод И.П.Павлова, при котором ребенку предлагался набор карточек (9 шт.), которые необходимо разложить на три группы (по 3 шт. в каждой). Если ученик опирался на формальные признаки, при распределении по группам, то ребёнок реализует левополушарный тип мышления; ученик с доминированием правого полушария собирает из слов три образа; если ребёнок, разложив карточки одним способом, демонстрирует  другой способ – то, он – «равнополушарный».

Исследование ведущего полушария обучающихся

Следующий параметр, который необходимо учитывать - сформированность общеучебных умений и навыков (ОУУН). Основополагающими общеучебными навыками и умениями были определены: мыслительные, информационные, коммуникативные, организационные.

- мыслительные ОУУН (анализ, синтез, сравнение, логика, умение делать выводы);

- информационные ОУУН (умение «сворачивать» и «разворачивать» информацию, смысловое чтение и использование ТСО);

- коммуникативные ОУУН (умение работать в группе, как в большой, так и в маленькой, построение монологического высказывания и ведение диалога);

- организационные ОУУН (планирование своей деятельности, организация рабочего места; навыки самопроверки и самооценки).

Уровень всех ОУУН, кроме мыслительных, определяется путем наблюдения, оценивая их в балльной системе:

0 - навык не сформирован;

1 - навык недостаточно сформирован;

2 - навык сформирован достаточно для учебной деятельности в рамках данного курса, для данного этапа обучения.

Уровень сформированности мыслительных ОУУН проверяется на предметном содержании, составляется КМС, состоящий из 5 частей:

1. Анализ (найти соответствие между понятиями определениями, между формулами и определениями, между рисунками и определениями, в коротком тексте подчеркнуть все слова, относящиеся к ……)

2. Синтез (назвать процесс по его характеристикам, назвать одним словом несколько слов, рисунков и т.д.)

3. Сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? А и Б могут быть словами, рисунками, символами и т.д.)

4. Логика (продолжите ряд слов, понятий, вставьте недостающее слово, рисунок; расположите в логической последовательности слова, рисунки и т.д.)

5. Выводы (даётся текст, таблица, схема – сделайте вывод)

Результаты измерения всех вышеперечисленных параметров были занесены  в единую таблицу «Матрицу ИСУД учеников»

Матрица ИСУД учеников

  

Обученность

Обучаемость

 

Внимание

 

Память

Полушария

 

Модальность

 

Коммуникатив. ОУУН

 

Организац.

ОУУН

 

Информац.

ОУУН

 

Мыслительные ОУУН

Уровень мотивации

Объём

Распределение

Концентрация

Устойчивость

Слов.-логическая

Нагл.-образная

Эмоциональная

Визуальная

Аудиальная

Кинестетическая

Монологич. речь

Конструктивный диалог

Работа в группе

Планирование

Раб.место, оформл.

Самооценка

Смыслов. чтение

Свор.информации

Развор.информации

ТСО, медиатехн.

Анализ

Синтез

Сравнение

Логикка

Вывод

Асташин Дима

 

I

1

1

0

1

1

1

2

Л

 

+

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

баз

Белин Валера

 

 

II

2

1

1

0

2

1

2

Р

 

+

 

2

1

1

1

0

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

соц

Булатова Анна

 

 

I

1

1

1

1

1

2

2

Л

+

 

 

1

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

баз

Выдрин Даниил

 

 

II

2

2

2

2

1

2

1

Л

+

 

 

1

1

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

2

1

2

соц-дух

Гашкова Дарья

 

 

II

2

2

2

2

1

2

2

Р

+

 

 

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

позн

Губаренко Денис

 

 

II

2

0

0

1

1

1

1

П

 

+

 

1

1

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

баз

Егорова Саша

 

 

I

1

1

1

1

1

1

1

Л

+

 

 

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

позн

Качанов Рома

 

I

1

1

0

0

1

1

1

П

 

 

+

1

0

0

0

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

баз

 

Колесников Коля

 

 

III

2

2

2

2

2

2

1

П

+

 

 

2

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

2

позн

Кремер Саша

 

 

 

II

1

1

1

1

1

1

1

Л

+

 

 

1

1

2

1

1

2

1

1

1

2

2

1

2

1

1

соц

Курганская Вика

 

 

III

2

2

2

2

2

2

2

П

 

+

 

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

соц-дух

Лаптева Юля

 

 

< I

0

0

1

0

0

1

1

П

 

+

 

0

1

1

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

баз

Ломсианидзе Вова

 

 

< I

0

0

0

0

0

0

0

П

 

 

+

0

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

баз

Попов Денис

 

< I

2

1

0

1

1

0

1

П

 

 

+

1

1

1

1

1

0

1

1

1

2

1

1

1

1

1

баз

 

Пылёв Даниил

 

I

1

1

1

1

1

0

2

П

+

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

Соц

Ралдугина Кристина

 

 

III

2

2

1

1

2

1

1

П

+

 

 

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

2

соц-дух

Ратушин Миша

 

 

II

1

1

1

1

1

1

2

П

+

 

 

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

соц

Рыков Илья

 

 

II

2

2

1

1

2

2

1

Р

+

 

 

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

позн

Савченко Елисей

 

 

I

1

0

0

1

1

1

2

П

 

 

+

0

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

2

баз

Сафронова Яна

 

 

I

1

1

1

1

0

0

1

Л

 

 

+

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

соц

Свиридов Даниил

 

 

I

1

1

0

1

0

1

0

Л

 

+

 

1

1

1

1

1

1

1

1

0

2

1

1

1

1

1

соц

Сметанина Соня

 

 

< I

1

1

0

0

0

0

1

П

 

 

+

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

1

1

1

баз

Стягов Даниил

 

 

II

1

1

1

1

1

1

1

Л

 

 

+

1

1

2

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

соц

Таланцева Анна

 

 

II

0

1

1

0

0

1

1

П

+

 

 

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

0

0

соц

Шевчук Маша

 

 

II

1

1

1

1

1

1

2

П

+

 

 

1

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

1

2

1

1

позн

Шушарина Анна

 

 

III

2

2

2

2

2

1

2

Р

 

+

 

2

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

позн

Юрьева Анна

 

 

II

1

1

2

2

1

1

2

Р

 

+

 

2

2

0

1

1

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1

соц-дух

Якубовский Дима

 

 

I

1

0

1

0

1

1

1

Р

 

 

+

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

баз

 

На каждого ученика по результатам проведенных диагностик была составлена «Индивидуальная программа развития».  При планировании уроков опираюсь на  такие программы для организации деятельности учащихся, как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания.

Из книги Н. Л. Галеевой «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе»  мной использовалась картотека учебных приёмов и заданий для учёта и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика по предметам, которая включает в себя аннотации к приёмам, матрицу дидактического потенциала приёмов, форм и видов учебной деятельности учащихся.  Такая картотека позволяет учителю быстро и точно выбрать необходимый приём и форму работу, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика.

Применение технологии ИСУД позволило добиться определенных положительных результатов:

Возросло качество знаний в среднем на 5 %.

Возросла обучаемость:

Выросла сформированность общеучебных умений и навыков в среднем по всем предметам.

 

 

Для эффективного использования технологии ИСУД учителю необходимо:

·        Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу учебного успеха ученика;

·        Иметь картотеку учебных приёмов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика;

·        Уметь путём сопоставления матрицы с таблицами картотеки выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

 

Считаю, что технология ИСУД является основополагающей среди предлагаемого ряда новых технологий. Опыт работы по данной системе заслуживает внимания и распространения для осуществления личностно-ориентированного обучения с целью повышения качества образования.

Список литературы.

1.     Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2008.

2.     Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. – М.: 5 за знания, 2006.

3.     Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 272 с.

 

 

 

 

 

 

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"

Статья на тему: " Педагогическая технология ИСУД в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2020