Статья на тему: «Активные методы обучения на уроках технологии»
В условиях постоянно меняющихся условий и требований, предъявляемым к личности современного учащегося, а в последствии и к личности успешного выпускника и специалиста, педагогу необходимо также постоянно меняться и искать новые и эффективные методы работы условиях школ в соответствии с ФГОС.
Развивать творческую, успешную личность с активной жизненной позицией и развитым творческим мышлением только вовлекая учащихся в активную творческую деятельность и используя активные методы обучения на уроках. Данные методы позволяют учащемуся самостоятельно находить и использовать новые знания и навыки как на уроке, так и в дальнейшем в реальной жизни.
Предмет «технология» в современной школе предоставляет возможность учащимся освоить мир техники и технологий, научиться самостоятельно ставить цели, выбирать методы и способы их достижения, использовать знания и умения, приобретенные в школе, в реальной жизни.
Цели, которые могут быть успешно достигнуты по предмету «технология», при использовании активных методов обучения:
·развитие инновационной творческой деятельности;
·активное использование метапредметныхзнаний иУУД;
·формирование и совершенствование умений в учебно- исследовательской и проектной деятельности;
·формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса.
Под методами обучения понимаются способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
Активные методы обучения - это такая форма взаимодействия участников образовательного процесса,, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом на равных и учащийся занимает активную позицию. Данные методы предполагают использование демократического стиля общения, построенного на взаимном уважении и сотрудничестве.
Активные методы обучения помогают эффективно и быстро достигнуть поставленные цели, мотивировать учащихся на изучение темы и предмета в целом, качественно изучить теоретический материал и реализовать его на практике.
Активные
методы обучения, которые можно применять на уроках технологии и которые я
использую в своей педагогической деятельности:
1. Метод
проектов(кейс-метод и др.);
2. Исследовательские методы
3.Разноуровневое обучение
4. Метод кластеров
5. Работа в группах
6. Обучение с применением ИКТ
7. Проблемное обучение
8. Маркировочная таблица
Метод проектов на уроке технологии предполагает развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно анализировать полученную информацию, выдвигать новые идеи и находить решения к поставленным задачам, использование творческого потенциала.
Цель учителя определить и помочь учащемуся поставить посильную задачу и найти решение к ней. Каждый учащийся может работать в соответствии с своим уровнем подготовки и умениями, способностями.
Кейс-метод – разновидность метода проектов; формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и заданием, и источником информации.
Исследовательский метод – это такая форма обучения, которая реализуется на основе познания окружающего мира посредством исследования того или иного предмета или явления. Цель– использование, развитие и обобщение опыта и представлений о мире.
Учащиеся на уроке ищут решение проблемы, делятся мнениями, экспериментируют, договариваются о решении задачи.
Исследовательская работа помогает использовать самостоятельную познавательную активность, аргументировать сою позицию, расширить кругозор, сформироватьмировоззрение и позицию в отношении какого-либо понятия.
Разноуровневое обучение позволяет получить знания и умения, сформировать УУД у учащихся с разным уровнем подготовки и знаний, развивать каждого учащегося в их собственном темпе и в соответствии с их пожеланиями и возможностями.
Метод кластеров –это метод графической систематизации материала. Выделение ключевых понятий, объединение понятий в виде схемы позволяет облегчить понимание проходимого материала. Цель – систематизация имеющихся знаний по определённой проблеме и дополнить новыми знаниями. Кластер может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы как в школе, так и в реальных жизненных ситуациях.
Работа в группах – метод, который формирует у учащихся умение принимать общую цель, делить обязанности между участниками группы, находить общие и приемлемые для всех способы достижения цели, соотносить свои действия с действиями остальных учащихся.
Обучение с применением ИКТ
Данный метод давно стал активным и уже сложно представить современной урок без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Предмет «технология» знакомит учащихся с новой техникой, современными технологиями обработки информации. Также он помогает сориентироваться в мире профессий. Использование ИКТна уроках технологии дает возможность наглядной демонстрации изучаемого материала на большом экране, совместного изучения информации и последующего ее обсуждения.
ИКТ технологии также включают изучение видеофильмов, слайдов, электронных учебников, проверку домашнего задания, объяснение нового материала, обобщения и систематизации знаний.Применение компьютера на уроках технологии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся.
Проблемноеобучение возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для выполнения практической работы. Проблемные ситуации можно создавать при изучении различных тем. Оно позволяет открыть для себя новые знания и получить новый опыт работы.
Маркировочная таблица – форма контроля и корректировки получаемых знаний. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее. После прочтения текста ученик сам или в парахзаполняют таблицу. Данный метод позволяет учителю контролировать знания учащихся и в дальнейшем вместе с учащимися составить план работы и корректировки знаний.
В основе активных методов обучения лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, применять полученные знания и умения на практике. При подготовке к уроку и выборе тех или иных активных методов обучения учитель ориентируется не только на материально-техническую базу образовательного учреждения и содержание учебного материала, но также на уровень обученности учащихся, их интересы и особенности данной группы или класса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.