Асламбек Гайтукаев
Статья на тему «Беседы об экологии и нравственности с использованием литературы и фольклора»
«Если не бережешь природу, не
надейся на хорошее будущее».
Чеченская
пословица.
Природа кормит человека, поэтому вне природы жизнь невозможна. При
правильном, разумном подходе к природе ее возможности не ослабевают, а могут
даже наращиваться. Данные таких наук, как биоэкология и геоэкология сегодня
напоминают, что существует действительная опасность существованию жизни и
здоровью людей. Человек стал рабом результатов своего труда. Мы забыли народную
пословицу: «У природы берешь, не забывай о долге».
Бернард Шоу более полувека назад сказал: «Теперь, когда мы уже
научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не
хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». «Необходима глубокая
моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры. И другого
пути у нас нет», - писал академик Н.Н. Моисеев. Он также отмечал, что нужно
«научиться воспринимать не символы красоты, которые есть в окружающем нас мире
или созданы человеком», а различать добро и зло, нравственное и
безнравственное.
Многие не осознают экологическую опасность на планете. «Человек из
органической части природы, из ее рачительного хозяина превратился в ее гостя.
Поэтому и ведет себя с ней как гость, и зачастую весьма невоспитанный». (Г.
Веремей).
Мысль о том, что земной шар тесен, и судьбы живущих на нем народов
взаимосвязаны, можно подтвердить и через фольклор. О фольклоре чеченцев Л.Н.
Толстой, живший на Кавказе с 1851 по 1854 гг., отзывался, сравнивая его с
жемчужиной, сокровищем («Сокровища необычайные»).
У чеченцев немало пословиц о бережном отношении к природе:
Кто плюет в воду, плюет в глаза матери.
Проклятия леса сбываются.
Увидев человека с ружьем, ворона сказала: «Умный не выстрелит в меня, глупый не
попадет».
Земля без рачительного хозяина – сирота.
Кто любит природу, того любит природа.
Если ты не ценишь блага, данные Всевышним, Он заберет их.
Не плюй в колодец, из которого пьешь воду.
С природой воюет злой человек.
«Если ты плохо пашешь, хоть взборонуй меня нормально», - сказала земля.
Природа не терпит грубости со стороны
человека.
Вокруг рачительного человека одна красота.
Лес плачет, когда приходит не понимающий языка леса человек.
Законы природы не может изменить человек.
Человека кормит солнце, земля и вода.
Тот, кто поверит матери и земле, не ошибается.
Отношение чеченцев к земле-кормилице выражено в народной песне:
Земля моя, цветут твои сады,
Шумят хлеба, бегут ручьи по склонам.
В тебе неистощимость доброты,
Ты отдаешь по-матерински все нам.
Не оттого ли ненависти муть
И зависть гаснут, утихают раны
В сердцах людей? Народу моему
Ты дорога земля, и так желанна…
В героико-историческом илли (песня) есть, например, такие строки:
…В то время еще не взошло золотое солнце,
В то время убегают утренние звезды,
В то время звездный свет ослабевает,
В то время появляющиеся до восхода солнца
лучи красивыми становятся…
Стихотворение чеченского поэта Магомета Сулаева «Вы слыхали?..»
написанное на основе фольклорных мотивов, ярко отражает отношение «Человек –
Природа»:
Вы слыхали, как дерево стонет,
Если кто его грубо затронет?
Плачут тихо, как дети, осины,
Капли сока роняя, как слезы.
Но с детьми и с деревьями грубы
Могут быть лишь одни душегубы:
Ведь не зря говорится в поверьях,
Что живут наши души в деревьях.
У чеченцев очень много преданий, свидетельствующих о том, что за
нарушение норм нравственности, грубое отношение к природе человек получает
наказание от Всевышнего. Одним из подтверждений этого является и рассказ про
озеро Казеной-Ам, который напечатан в журнале «Нана». Процитируем конец этого
рассказа:
«…Подошел нищий к ветхому дому вдовы, стоявшему на отшибе. Кликнул
хозяев. Вышла вдова, пригласила его в дом. Усадила на место почетного гостя.
Собрала на стол все, что было в доме… Отведал гость угощение. Поблагодарил.
Собрался уходить. Однако вдова подослала к нему старшего сына, и тот, на правах
старшего в доме, предложил ему ночлег, ибо день клонился к закату, а путь
страннику предстоял долгий.
Утром, стоя на пороге, нищий обратился к вдове: «Женщина, да будет
благословенным твой путь на этой Земле. Знай – не нищий я, а Ангел Божий.
Пришел я, по повелению Господа миров, испытать вас, ибо много в этом селе
говорят о Боге… Но не увидел я в сердцах твоих односельчан страха перед Ним.
…Они должны сгинуть с лица земли. А ты – собери своих детей и отправляйся
на соседнюю гору…»
- Три раза просила та вдова, чтобы простил Ангел неразумных людей
этого села; но велик был гнев Божий, и неумолим Его посланник…
Всевышний долго терпит людские пороки, долго ждет, пока они
образумятся… Однако гнев его страшен, и суд скор… В мгновенье ока земля под
этим аулом разверзлась и поглотила его. Сгинули эти люди, словно и не было их в
этом мире никогда… Долго стояла бедная вдова на уступе скалы, прижимая к себе
детей своих… Долго оплакивала она горькую участь своих жестокосердных
односельчан. Вот потому-то вода в том озере чиста и прозрачна, как слезы этой
чистой души по погибшим душам».
Л.Н. Толстой участвовал в
рубке леса по берегам некоторых чеченских рек, им также разработан «проект
заселения всей России лесами». «То, что для Толстого было искуплением перед
природой за десятилетиями варварски вырубаемый лес в Чечне, то для его друзей,
самых передовых людей своего времени, было просто очередным чудачеством гения».
(М. Вахидова).
В «Хаджи-Мурате» Толстой показал происходившее во время войны:
«…Вернувшись в свой аул, Садо нашел свою саклю разрушенной: крыша была
провалена, и дверь, и столбы галарейки сожжены, и внутренность огажена… Старик
дед сидел у стены разваленной сакли и, строгая палочку, тупо смотрел перед
собой. Он только что вернулся с своего пчельника. Бывшие там два стожка сена
были сожжены; были поломаны и обожжены посаженные стариком и выхоженные
абрикосовые и вишневые деревья и, главное, сожжены все ульи с пчелами… Фонтан
был загажен, очевидно, нарочно, так что воды нельзя было брать из него…»
Совсем другая ситуация, когда время – мирное, люди трудятся под
чистым небом, без угрозы для своей жизни, жизни детей и близких. Такую картину
очень удачно нарисовал чеченский писатель Шима Окуев в своем романе «Красные
цветы на снегу»:
«Знаешь ли ты, друг, как прекрасен весенний вечер в чеченских
горах?
Вокруг, куда ни кинешь взгляд, видишь
склоны, словно украшенные искусной рукой. Кизиловые и алычовые деревья,
покачивающиеся на склонах, терновники зацветают очень редко, и от них в село
несет ароматом. Вечернее солнце, не спешащее скрыться за горы, рассыпает свои
лучи на склонах, и они преображают пестрый цветочный ковер…
Знаешь ли ты, друг, как радуются сердца людей внезапно
наступившему весеннему вечеру? Все ощущают легкость в теле и проворно
занимаются своими делами. Все радует душу, люди собираются на сельском сходе и
очень весело проводят время, смеясь по самому ничтожному поводу, хохоча над
любой шуткой…»
В этике чеченцев важное место занимает отношение человека к
природе. Это хорошо показали в своих трудах писатель Муса Ахмадов, ученый
Ибрагим Алироев.
На первом месте стоит забота о домашних животных. Есть народный
рассказ, смысл которого сводится к тому, что уход за своей скотиной является
более важным делом, чем даже обслуживание гостей. Причина: скотина – слабое
существо, чем человек.
Кроме того, согласно этике чеченцев, ни для кого (если даже это –
министр, царь) не является зазорным уход за своей скотиной. Напротив, это
считается почетным занятием. Наглядно это продемонстрировал с помощью
соответствующего рассказа Муса Ахмадов в книге «Чеченская традиционная культура
и этика. 10-11 классы».
Из домашних животных чеченскому молодцу ближе всех был конь. У
чеченцев есть несколько названий коня: лошадь (говр – общее название),
жеребенок (бекъа), жеребец (айг1ар), конь (дин), мерин (алаша), кляча (1аспар)
и др.
Особенные взаимоотношения были у чеченцев с дикими животными. На
первом месте среди них стоял волк, затем олень и другие. Ценились также птицы.
Можно встретить, например, людей с именами Борз (волк), Лом (лев), Хьоза
(воробей), Леча (сокол), Аьрзу (орел), Куьйра (ястреб), Кхокха (голубь),
Маккхал (коршун), Олхазар (птица), Т1аус (павлин), Полла (бабочка) и др.
Несмотря на все это, с давних времен чеченцы занимались охотой. Но
при этом обязательно нужно было соблюдать строгие правила, ограничения, о
которых знали все. Например, нельзя было охотиться в период окота или стрелять
в зверей, детеныши которых еще не окрепли. Охотнику нельзя было стрелять, когда
зверь пасется (кушает). «В это время у него притуплено внимание», -
предупреждали правила. – Не совершай предательства».
Нельзя было уничтожать породу зверя, а также убивать зверя лишь
ради развлечения, игры, ибо за это может быть возмездие. Охотник в течение
своей жизни не имел право убить более 300 зверей.
Нельзя было убивать также зверя с особой отметкой. Значит, Всевышний так
захотел – с чем-то это связано.
У чеченцев много пословиц, поговорок, рассказов о пчелах и
муравьях. О человеке, который добросовестно, компетентно исполняет свои
обязанности, и сегодня говорят: «трудится как пчела». А о противоположном
- «не та пчела, которая собирает мёд, трутень…»
Нельзя было уничтожать лес, ибо «лес имеет своего отца. Сильно
навредишь лесу, отец леса накажет тебя». Человек, который заходил в лес, прятал
свой топор от деревьев, а то «деревья пугаются».
Есть легенда о том, что озеро «убежало», когда одна женщина
постирала возле него грязное детское белье и эту местность назвали «местом,
откуда убежало озеро».
Написанное Мусой Ахмадовым и Ибрагимом Алироевым о традициях
чеченцев по защите природы очень ценно.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.