ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЖ
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной и педагогической культуры преподавателя основ безопасности жизнедеятельности. Выделяются компоненты профессиональной культуры педагога: аксиологический, технологический и личностный. Представлены основные знания, умения и навыки, которым должен обладать преподаватель ОБЖ.
Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности, профессиональная культура, педагогическая культура.
Key words: basics of life safety, teacher of the basics of life safety, professional culture, pedagogical culture.
Профессиональная культура преподавателя ОБЖ предполагает наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, таких, как: теория и методика преподавания ОБЖ; педагогика как наука о воспитании; возрастная и социальная психология; возрастная физиология; основы гигиенических и медицинских представлений; этика и эстетика; практическая экология; социология.
Кроме отмеченных выше качеств, профессиональную культуру преподавателя ОБЖ составляют: совершенное владение знаниями, умениями и навыками, профессиональная увлечённость, развитое педагогическое мышление, интуиция, нравственно-эстетическое отношение к жизни, глубокая убеждённость и твёрдая воля[1].
Профессиональная культура преподавателя ОБЖ формируются за счет развития аксиологического, технологического и личностного компонентов культуры. Подробнее остановимся на описании каждого из представленных компонентов.
Аксиологический компонент
В общем смысле под аксиологией понимается философское учение о происхождении и сущности ценностей. Аксиологический компонент профессиональной культуры преподавателя ОБЖ составляют основные педагогические ценности, которые распространены в современном образовании. Процесс педагогической деятельности способствует овладению комплексом определённых идей, концепций, знаний и умений, обладающих на данный момент большей значимостью (в частности, патриотизм и патриотические убеждения, обучение навыкам безопасного поведения и пр.), составляют педагогические ценности.
Под педагогическими ценностями понимаются внутренние, эмоционально освоенные регуляторы деятельности, определяющие отношение к окружающему миру, себе и моделирующие содержательный компонент профессиональной деятельности. Изменяющиеся условия педагогической деятельности, а также развития образования, приводят к изменению, переоценке педагогических ценностей. В истории педагогики, к примеру, это можно проследить по эволюции теории обучения – осуществлялся постепенный переход от схоластической теории обучения к объяснительно-иллюстративному, а затем – к проблемно-развивающему.
Технологический компонент Данный компонент в структуре профессиональной культуры преподавателя ОБЖ связан с педагогической деятельностью, в связи с этим в литературных источниках используется термин «деятельностный компонент». В процессе профессиональной педагогической деятельности решается целый комплекс профессиональных задач, решение которых представляет собой технологию педагогической деятельности.
Личностный компонент
В данном компоненте профессиональной культуры преподавателя ОБЖ отражается творчество педагога и его личностные качества. Реализация творчества в практической деятельности преподавателя ОБЖ требует наличия следующих личностных качеств: инициативы, индивидуальной свободы, самостоятельности, ответственности, готовности к риску, независимости суждений. Таким образом, профессиональная культура педагога основ безопасности жизнедеятельности характеризуется творческим приложением и реализацией педагогических способностей личности[2].
В качестве обобщённой характеристики личностных качеств педагога используется термин «педагогическая культура».
Под педагогической культурой понимается способность, направленная на настойчивое и успешное осуществление образовательно-воспитательной деятельности, сочетаемая с обеспечением успешного взаимодействия с группой воспитанников.
Структурными компонентами, представляющими педагогическую культуру преподавателя ОБЖ, являются:
- наличие педагогической направленности;
- комплекс важных для осуществления образовательно-воспитательной работы личностных качеств;
- интеллектуальные и организаторские личностные качества;
- наличие широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции, компетентности;
- умение осуществлять поиск путей совершенствования образовательно-воспитательной работы;
- наличие высокого профессионального мастерства и организованности при осуществлении педагогической деятельности[3].
Педагогическая культура составляет существенную составную часть общей культуры педагога основ безопасности жизнедеятельности, характеризующуюся глубиной и основательностью овладения педагогическими знаниями и умениями применения этих знаний в самостоятельной, педагогически обоснованной успешной педагогической работе, учитывающей индивидуально-типические особенности воспитанников, а также их интересов и способностей.
К профессиональным знаниям преподавателя ОБЖ можно отнести наличие методологических, теоретических, методических и технологических знаний.
К профессиональным умениям относится наличие информационных, коммуникативных, прикладных умений, кроме того, умений проводить анализ и самоанализ, ставить цели, владеть разнообразными педагогическими техниками и технологиями.
Важным компонентом педагогической культуры преподавателя ОБЖ является профессиональный потенциал, структурными компонентами которого являются:
- профессиональная подготовка, включающая ориентацию на профессию, направленность, профессиональное становление, готовность к педагогическому труду, профессиональную ориентацию;
- творчество педагога – наличие педагогического интеллекта, профессиональной компетентности, индивидуального стиля деятельности, творческого отношения к труду, творческой инициативы;
- профессионализм педагога, заключающийся в инновационной педагогической деятельности, гуманистической ориентации, профессиональном росте и профессиональной позиции, профессиональной активности[4].
Итак, с позиции современного образования, компетентный преподаватель ОБЖ - это профессионал, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.
Список использованных источников:
1. Васильева, А.Н. Формирование профессиональной культуры современного педагога / А.Н. Васильева, К.Н. Сивцева // Преподаватель ХХI век. - 2012. - №3. - С.82-87
2. Гафнер, В.В. Предвидеть и предупреждать. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого – педагогическая проблема / В.В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – №9. – С. 15–17.
3. Костецкая, Г.А. Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки / Г.А. Костецкая // Педагогика высшей школы. - 2016. - №3.1. - С. 116-118.
4. Попова, Р. И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников / Р. И. Попова // Молодой ученый. - 2014. - № 12 (71). - С.295–297.
5. Скачано с www.znanio.ru
[1] Костецкая, Г.А. Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки / Г.А. Костецкая // Педагогика высшей школы. - 2016. - №3.1. - С. 116-118.
[2]Васильева, А.Н. Формирование профессиональной культуры современного педагога / А.Н. Васильева, К.Н. Сивцева // Преподаватель ХХI век. - 2012. - №3. - С.82-87
[3] Попова, Р. И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников / Р. И. Попова // Молодой ученый. - 2014. - № 12 (71). - С.295–297.
[4] Гафнер, В.В. Предвидеть и предупреждать. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого – педагогическая проблема / В.В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – №9. – С. 15–17.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.