ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Шумская Л.А.
Преподаватель экономических дисциплин
ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»
«Педагог должен в просвещении
быть с веком наравне».
А. Пушкин
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования профессионально-информационной культуры преподавателя экономических дисциплин. При этом сам процесс образовательной деятельности преподавателя по освоению ими информационной культуры автор рассматривает в парадигме профессионального развития.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, информационная культура, профессиональная культура , ИКТ, Интернет-технологий.
Необходимость перехода профессиональных образовательных учреждений Донецкой Народной Республики на новые образовательные стандарты обусловлено не только сложившейся социально-экономической ситуацией, но и необходимостью целенаправленным внедрением в образовательный процесс инноваций, реализующих компетентностный подход и подготовку специалистов с высоким уровнем профессиональной культуры, так как все больше возрастает социальная потребность в нестандартных мыслящих творческих личностях. Все это зависит от содержания и технологического обучения будущих специалистов.
Не секрет, что на сегодняшний день преподаватель имеет широкий выбор инновационных технологий, который он может применить в своей педагогической деятельности.
Одним из обязательных требований ГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» является внедрение в учебный процесс интерактивные формы обучения, и в такой ситуации, мне как преподавателю экономических дисциплин ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум» предстоит быть не только исполнителем в их реализации, но и непосредственным творцом инновационных процессов. И сегодня готовность встречать любую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке, в быстро меняющихся условиях, очень важна для каждого педагога в учреждениях среднего профессионального образования [4,с.13].
Характер современной профессиональной деятельности педагога требует совершенно нового педагогического мышления, ориентированного на индивидуальность мышления, преобладания образовательных интересов, ежедневное стремление к саморазвитию, самообразованию и к профессиональному успеху. Ведущим компонентом профессионального овладения самосовершенствования и самовоспитания педагога является самообразование, под которым понимается «целенаправленная, овладения определенным образом осуществляемая познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим умения опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса» [6, с.45]. Самообразование — основа роста педагога, как специалиста [7, с.39].
Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор центр способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим случайно собственным воспитанием и образованием» [2, с.67].
Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания педагога, которое предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. Направленность саморазвития и успех в педагогической деятельности педагога, обусловлены способностью к активной и целеустремленной деятельности, развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, решительность [8,с.7]. Творческая индивидуальность педагога выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.
Значение инновации, информации, информационных ресурсов обусловливает необходимость изучения информационной деятельности, которая «представляет собой часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей». Информационная деятельность включает следующие основные процессы: сбор информации, её переработку, хранение и информационное обслуживание, которое является предметом данного исследования.
К средствам информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) относят:
- электронные базы рабочих программ, учебников и учебных пособий;
- учебники-навигаторы;
- компьютерные презентации, практикумы;
- тесты и иные педагогические программные средства, имеющие информационное наполнение;
- другие публикации педагогической направленности, создаваемые и размещаемые с помощью информационно-вычислительной техники на средствах телекоммуникаций, магнитных, оптических и прочих информационных носителях;
- специализированные программы (1С: Предприятие 8.2, Парус и т.д.);
- дистанционно обучающие Интернет-платформы и системы, такие как Eliademy и EDUCON;
- интернет- тренажеры;
- средства Интернет-технологий on-line, частности webinar (on-line-семинар) и webcast (веб-конференция).
С течением времени углублялись и становились более разнообразными информационные потребности пользователей. И на сегодняшний день очень важно развивать информационную культуру не только педагога, но и обучающихся.
Информационная культура преподавателя экономических дисциплин – это новый, интеллектуально-информационный способ организации и развития профессиональной деятельности и его социальных и профессиональных качеств. Его, на мой взгляд, информационная культура складывается из нескольких составляющих:
- информационного мировоззрения педагога и его роли в работе;
- информационного стиля мышления;
- владения информационными технологиями и их применение на практике.
Пространство обсуждения понятия педагогической культуры педагогов в мировой практике очень обширно. Философские аспекты формирования педагогической культуры были отражены в трудах Г. С. Батищева, В. В. Давыдова, В. Т. Ефимова, В. Д. Клементьева, Е. Ф. Сулимова, В. Н. Турченко, Л. Ф. Колесникова, Л. Г. Борисовой и др.
В исследованиях ряда авторов обозначены различные теоретические подходы к формированию профессиональной культуры. К примеру, общефилософский подход раскрывает закономерности формирования профессиональной культуры, частнонаучный описывает особенности ее становления, социально-психологический подход характеризует социальные функции, условия и механизмы действия личностной культуры специалиста в общественной жизни, конкретно-социологический – решает конкретные задачи с учетом общественной ценности профессии.
Как отмечает академик А.М. Новиков, ориентация образования на формирование «человека культуры» обуславливает также необходимость принципиально иного подхода к формированию целей и содержания образования через такие понятия, как «интеллектуальная культура», «информационная культура», «этическая культура», «профессиональная культура» и т.д. При таком подходе цели и содержание образования переводятся в личностный план, формируя при этом системное мышление, профессионализм через призму понятий культуры [5, с.336].
Соответственно, «культура» рассматривается как объективный результат деятельности людей и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей) [9, с.294].
Традиционно, профессиональная культура представляет собой совокупность норм, правил и моделей поведения людей, специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда [3, с.57].
На формирование профессиональной культуры влияют различные факторы:
- особенности самой профессии;
- общая культура и мотивация личности;
- получающей профессиональное образование и др.
Итак, профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами.
Среди факторов становления профессиональной культуры особо следует отметить профессионально-образовательную культуру учебного заведения, где студент получает теоретические и практические знания и умения в избранной сфере профессиональной деятельности.
Профессионально-образовательная культура, следуя В.Г. Горбу, - это идеи, отражающие характер образовательных взаимоотношений в образовательном учреждении и результаты личностной, групповой и организационной деятельности, выраженные в уровне развития личностных потенциалов участников образовательной деятельности, студенческих и профессиональных групп, а также создаваемых научных, духовных, образовательных и материальных ценностей [1, с.71].
Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование информационной культуры педагога в процессе его образовательной деятельности может выступить одним из средств его профессионального развития, если педагогами осознаны ценности информационного общества в целом и индивидуальные информационные потребности.
Другими словами, преподаватель в современном обществе и в образовательном процессе, в частности должен владеть технологиями информационной деятельности. На основании чего, появилась необходимость говорить уже не о профессиональной грамотности преподавателя, а о его культуре, под которой понимается знания, умения и навыки, необходимые для полноценной работы, восприятия и понимания, воспроизведения полученных на основании собственного опыта знаний.
И в заключение хотелось бы отметить, что профессиональная культура преподавателя экономических дисциплин - это, прежде всего, еще и ответственность за результаты своего труда, которая имеет нравственную основу, систему моральных норм, ценностей и образцов поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горб В.Г. Методология проектирования организационных образовательных систем: Монография. Екатеринбург, 2008. 236 с.
2. Дистервег А. Избранные кроме педагогические сочинения. — М., 1956.
3. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический проект, 2012. 496 с.
4. Личностное и профессиональное развитие педагога // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2013.
5. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
6. Образцова Л.В., Супрунова Л.Л., Тарасова О.А. Педагогические технологии в инновационном образовании: учебное пособие; под ред. Л.Л.Супруновой. – Пятигорск: ПГЛУ, 2015.
7. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2015.
8. Торгунская Н. Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций// Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» / №1, 2016.
9. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.