Мовсарова Хадижат Хамзатовна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДС №49 «Родничок»
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЛИНЕ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Потребность в простейших измерениях возникает у детей постоянно как в детском саду, так и дома: встать друг за другом по росту на гимнастике, определить, чья постройка оказалась выше, какой длины полоску отрезать в аппликации, сколько воды нужно для полива растений и т.д. Формирование элементарной измерительной деятельности в дошкольном возрасте формирует математическое развитие, закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей взрослой жизни.
Вопрос о роли измерений в формировании первых математических представлений издавна ставился в работах выдающихся педагогов: Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Прогрессивные представители русской методики арифметики - также значительное внимание уделяли этой проблеме (Д. И. Галанин, А. И. Гольденберг, В. А. Латышев и др.). Измерение общепринятыми мерами длины, массы, вместимости сосудов является частью математических знаний. Счет предметов и простейшие измерения - это два вида деятельности, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека. Ф. Энгельс указывает: «Как и все другие науки, математика возникла из практических потребностей людей: из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики».
Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф.Н.Блехер еще в 20–30 годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению. Они в общих чертах определили объем и содержание знаний, пути и методы обучения. Потребность в простейших измерениях возникает у детей в практических делах: сделать одинаковые по длине и ширине грядки, встать друг за другом по росту на занятиях по физкультуре, определить, чья постройка выше и т.д. В жизни детского сада и в домашних условиях часто возникают ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает его деятельность. Научившись правильно измерять, дети могут использовать свои умения в процессе ручного труда, аппликации, конструирования, при разбивке грядок, клумб, дорожек. Формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни [4, С. 98].
Измеряя, дети начинают точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов. В процессе измерения дети не только обследуют предмет с качественной стороны, но и более глубоко познают его количественную характеристику [3, С. 174]. Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений и требуется людям разных профессий. Измерительные действия помогают детям справиться с решением простейших глазомерных задач, дают возможность точнее оценить величину, длину, ширину, высоту. [1, С. 124] Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно – действенного, наглядно – образного и логического мышления. Особенно активизируется причинное мышление: дети способны предположить, в каком направлении будет осуществляться изменение результата измерения в зависимости от размера мерок.
В процессе измерительной деятельности у дошкольников развивается умение действовать по представлению, мысленно трансформировать образы, высказывать предположения и проверять их. Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать цель деятельности, осваивать способы ее достижения, подчиняться правилам, определяющим характер и последовательность действий, решать практические и учебные задачи. Измерение требует от детей точности и аккуратности при выполнении заданий. В детском саду измерительная деятельность носит элементарный, пропедевтический характер. Однако, она не столь содержательна, что позволяет успешно решать задачи математического развития дошкольников: уточнить и углубить целый ряд элементарных математических представлений, в доступной форме раскрыть перед детьми некоторые математические связи, зависимости и отношения. [1, 285].
Деятельность измерения довольно сложна. Она требует специфических умений, знакомства с системой мер, применения измерительных приборов. Использование условных мер делает доступным измерение детям. Термин «измерение условными мерками» означает возможность использовать средства измерения.
В детском саду ребята овладевают несколькими видами измерения условной меркой. К первому виду следует отнести линейное измерение, когда дети с помощью полоски бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов.
Второй вид измерения - определение с помощью условной мерки объема сыпучих веществ: дети учатся кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымерять количество крупы, сахарного песка в пакете. Третий вид - это измерение условной меркой жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов воды в графине и т. п.
Применение мерок придает точность устанавливаемым в процессе измерения отношениям «равенство - неравенство», «часть - целое», позволяет полнее и глубже выявить их свойства [4, С. 104].
Измеряя, дети начинают точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов. В процессе измерения дети не только обследуют предмет с качественной стороны, но и более глубоко познают его количественную характеристику [3, С.18].
Закрепляя умение выделять длину, ширину, высоту предметов, оценивать их величину с помощью условных мерок, детей подводят к пониманию и осознанию трехмерности пространства, развивают у них представления об объеме [4, С. 69].
Измерение можно успешно использовать для уточнения геометрических представлений.
С помощью условной мерки дети выясняют равенство и неравенство сторон квадрата, треугольника и других геометрических фигур [4, С. 142].
На основе измерения появляется возможность познакомить детей с отношением части и целого, равенства и неравенства, свойством транзитности отношений, простейшими видами функциональной зависимости.
Современные исследования считают, что освоение этого материала влияет и на математическое, и на общее умственное развитие дошкольников.
Рассмотрим этапы обучения измерению длины (по З.Е. Лебедевой):
• Первый этап. Дети выполняют только отмеривание, накладывание (заполнение) мер, а потом считают их. Измерение осуществляется одновременно несколькими одинаковыми мерами. В результате у детей формируется представление о том, что такое мера, зачем надо измерять.
• Второй этап. Измерение осуществляется одной мерой, но при этом ребенок имеет возможность зафиксировать каждую меру отдельно. Например, измеряя сыпучие вещества, ребенок каждую меру высыпает в отдельную кучку, измеряя жидкости, переливает каждую меру в какую-нибудь посуду тоже отдельно.
• Третий этап. Учат измерять величины одной условной мерой; количество измерений фиксируют фишкой (маленьким предметом).
• Четвертый этап. Одновременное выполнение двух видов деятельности: счета и измерения. Дети откладывают меры и сразу называют число.
При этом используют правила линейного измерения длины:
1. Правильно определить точку отсчета;
2. Сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки;
3. Перемещать мерку следует слева направо при измерении длины;
4. При перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть;
5. Перемещая мерки, надо не забывать их считать;
6. Окончив измерения, сказать, что и чем измерено и каков результат [5, С. 177].
Работа по измерению подготавливает ребенка к пониманию арифметических действий сложения, вычитания, умножения, деления. Упражнения, связанные с измерениями, дают возможность получить числовые данные, которые используются при составлении и решении задач [7, С. 89].
Формирование представлений о длине и способах ее измерения у воспитанников дошкольного учреждения строится на включении активных методов и форм как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей, и в совместной деятельности со взрослыми.
Список литературы
1. Архипенко, Я. Р. Математика в играх: Математическое развитие детей 4–5 лет // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1016-1018 с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников / А.В. Белошистая.- ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
3. Ерофеева Т.И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 2. – C. 17-20.
4. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т.И.Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: «Просвещение», 1992. – 191 с.
5. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2012. – 64 с.
6. Леушина А.М. ФЭМП у дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000. – 124с.
7. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 2004. - 246 с.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.