Лексическая работа как средство
интеллектуального развития учащихся на уроках ОРКСЭ.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль «основы православной культуры»
4 класс по учебнику А.В.Кураева
Яблочкина Э. В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МКОУ Палехская СШ
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Работа по обогащению лексического запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, в том числе и на ОРКСЭ. Дети активно работают с толковыми словарями, да и учебник построен так, что в нём есть толкование многих слов и понятий.
Лексическая работа над словом детям очень правиться, и возникла идея создать свой словарь терминов и понятий.
Эта идея возникла у детей, когда мы работали над темой: «Православная молитва». Эту тему понять детям очень важно, но и одновременно очень сложно, так как, молитва содержит очень много слов лексического значения которых, дети пока еще не знают. И так у нас сначала появился глоссарий молитвы. Мы условились писать толкование слов не по алфавиту, а в том порядке, в котором они идут в молитве, так легче запомнить.
Например:
Молитва – обращение к Богу, просьба, благодарность, разговор, беседа, живая связь с Богом.
Отче - Отец;
Иже - Который;
Иже еси на небесех - Который находится на небесах, или небесный;
Да - пусть;
Святится - прославляется:
Яко - как;
На небеси - на небе;
Насущный - необходимый для существования;
Даждь - дай;
Днесь - сегодня, на нынешний день;
Остави - прости;
Долги - грехи; и т.д.
Далее наш глоссарий мы составляли по темам, например слова на тему «Икона»: СВЕЧА ХРАМ МОЛИТВА СВЯТОЙ.
Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса:
· происходит накопление фактов,
· формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение;
· понятия закрепляются через использование их в собственной речи,
· и таким образом входят в активный лексический запас учащихся;
в дальнейшем, при изучении последующих тем курса, происходит сначала актуализация,
а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.
При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.
Далее работа со словарями, может проходить на разных этапах урока, и для актуализации знаний, для закрепления знаний… Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.
Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Кроме того, можно дать задания, нацеленные на обогащение лексического запаса учащихся; почти на каждом уроке стараться проводить словарную работу – определять значение имени, названия, термина и понятия, отрабатываем их произношение и написание, подбирать синонимы и антонимы, раскрывающие нравственные качества и поступки и т.п.
А также, работать со словарем дети могут, как индивидуально, так и в паре, группе, коллективно. Например, работу можно выстроить так:
1 группа - работает с толковым словарём В. И. Даля;
2 группа – определяет по этимологическому словарю русского языка, откуда к нам пришло это слово, и подбирают близкие по смыслу слова;
3 группа – находит значение этого слова в энциклопедии для детей.
Поработав с источниками информации, ребята делятся своими знаниями и записывают лексическое значение слова в глоссарий.
Лексическая работа над словом дает не только понимание изучаемого материала, но и даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют основные понятия курса. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать, они должны знать их наизусть. Чтобы понятия лучше запоминались, а также для контроля за усвоением их используются на уроках.
В основном слова подбирает учитель. Учитель направляет, так как содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретной темы, является ключевым для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого.
Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.
Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.