Статья на тему Методическая разработка по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.6

Статья на тему Методическая разработка по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.6
doc
18.04.2020
Статья на тему Методическая разработка  по формированию грамматического строя речи у  детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья Ткаченко О.В..doc

 

 

 

 

 

 

«ПУБЛИКАЦИЯ»

 

 

Методическая разработка

по формированию грамматического строя речи у  детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

 

 

                             

 

Ткаченко Ольга Викторовна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МАДОУ №8 «Солнышко»

г. Бердск, Новосибирская область

 


Содержание

 

Введение........................................................................................ …………..3

I. Основная часть. Теоретическое обоснование педагогического сопровождения процесса формирования  грамматического строя речи  у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

1.1.Теоретическая значимость педагогического сопровождения процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.………............................9

II.  Практическая часть ………………………………………………..…………

2.1. Цель, задачи, этапы реализации проекта………………………………….12 

2.2. Перспективное планирование фронтальной НОД по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья…………..........................................14

Заключение……………………………………………………………………… .18

Список литературы.................................................................. …………… ..20

Приложение……………………………………………………………………....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.  Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование – это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека.

Государственная политика Российской Федерации в области образования направлена на общедоступность образования, создание адаптивной образовательной среды; создание единого культурного и образовательного пространства. Образование должно носить гуманистический характер, предполагающий приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

 В России большое количество детей имеют ограничения по состоянию здоровья, которые нуждаются в особых условиях для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.  Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики. Для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ в нашей стране действуют общеобразовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в них создается специальная коррекционно-развивающая среда, обеспечивающая адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для оздоровления, воспитания и обучения, коррекция нарушений развития, социальную адаптацию.

Современный социальный заказ находит воплощение в двух основных подходах к обучению детей с ОВЗ в образовательных организациях: интеграционном и инклюзивном.

Интегрированное образование: задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем.

Инклюзивное образование: инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычного образовательного учреждения, но в большей мере перестройку всей системы образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

 Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для повышения эффективности реализации инклюзивных и интегративных образовательных процессов в нашем МАДОУ создана адаптивная образовательная среда.

Основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при проектировании адаптивной среды инклюзивной образовательной организации:

1. Безопасность.

2. Насыщенность культурно значимыми объектами.

3. Доступность для полисенсорного восприятия.

4. Смысловая упорядоченность.

5. Погружение в систему социальных отношений.

6. Развивающий характер.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. В нашем ДОУ есть дети, имеющие нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сферах. Для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми.

Организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями, требует особого подхода, поиска разнообразных форм работы, так как в силу своих особенностей у таких обучающихся недостаточно развиты психические функции: внимание, память, восприятие; наблюдается общая моторная неловкость, повышенная отвлекаемость. Дети не всегда способны адекватно оценить свои силы, предвидеть опасность.

Накопленный практический опыт показывает, что дети с  отклонениями в развитии не всегда готовы к общению, замыкаются в себе, не желают вступать в контакт ни со взрослыми, ни со сверстниками.

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов  памяти, восприятия, эмоций.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство является сензитивным периодом к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

 

Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

В системе обучения навыкам грамматически правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей с ограниченными возможностями здоровья, на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.

 Таким образом, при правильном подходе к формированию грамматического строя речи  у детей дошкольного возраста заклады­вается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Цель: педагогическое сопровождение процесса формирования  грамматического строя речи у  старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературы по теме проекта.

2. Создать  педагогические условия для реализации проекта.

3. Разработать технологию по  взаимодействию педагога с детьми и родителями в процессе развития грамматического строя речи старших дошкольников с ОВЗ.

4. Определить основные направления деятельности по взаимодействию педагогов и детей.

5. Анализ, результативность и перспективность проделанной работы.                           

Практическая значимость

Участниками проекта являются  дети, учитель-логопед, воспитатель, родители.  Проект применялся с целью развития грамматического строя речи  старших дошкольников. Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОВЗ,  уменьшилось количество грамматических ошибок  в самостоятельной речи. В результате проведения комплексно-игровых НОД по данной теме большинство воспитанников справляются с заданиями на словообразование и словоизменение.

Проект может использоваться  учителем-логопедом и воспитателями старшей логопедической группы для детей с речевым заключением ОНР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Основная часть. Теоретическое обоснование процесса формирования грамматического строя речи у  детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

1.1. Теоретическая значимость процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка, грамматика представляет собой систему систем, объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.

Синтаксис - словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

 Словообразование - образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй - продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.

Грамматика - результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено.

Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представление о каком-то элементе действительности, о его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям. Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание «а» говорит о единственном числе и женском роде, окончание «ы» о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтетически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения грамматики, знакомства с ее правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом - в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Практическая часть

2.1. Цель, задачи, этапы реализации проекта

Цель проекта: изучить педагогические условия развития грамматического строя речи старших дошкольников с ОВЗ.

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературы по теме проекта.

2. Создать  педагогические условия для реализации проекта.

3. Разработать технологию по  взаимодействию педагога с детьми и родителями в процессе развития грамматического строя речи старших дошкольников с ОВЗ.

4. Определить основные направления деятельности по взаимодействию педагогов и детей.

5. Анализ, результативность и перспективность проделанной работы.                           

Этапы реализации проекта:

1. Организационный (сентябрь)

2. Содержательный (октябрь – апрель)

3. Результативный (май)

Организационный этап

 

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1.

Анкетирование родителей

Учитель-логопед

сентябрь

2.

Обследование речи детей

Учитель-логопед

сентябрь

3.

«Круглый стол» с участием родителей и детей

Учитель-логопед

сентябрь

4.

Подбор методической  литературы, дидактического материала и игр

Учитель-логопед

сентябрь

5.

Составление перспективного планирования фронтальной НОД

 

Учитель-логопед

сентябрь

 

 

 

 

Содержательный этап

 

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1.

Проведение  фронтальной НОД, направленных на развитие грамматического строя речи

Учитель-логопед

Октябрь - апрель

2.

Индивидуальная работа с детьми

Учитель-логопед

Октябрь –

апрель

3.

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах

Учитель-логопед

Воспитатели

Октябрь - апрель

4.

Консультации для родителей

 

Учитель-логопед

Воспитатели

Октябрь- апрель

5.

 Открытое занятие  для родителей

 Учитель-логопед, родители, дети

апрель

 

Результативный этап

 

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1.

Диагностика детей

Анализ результативности

Учитель-логопед

май

2.

Представление материалов проекта на итоговом педсовете

Учитель-логопед

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Перспективное планирование фронтальной НОД по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОВЗ.

 

Сентябрь

Сроки

Тема НОД

Кол-во

НОД

Цели НОД

1 неделя

Обследование речи детей

 

 

2 неделя

Обследование речи детей

 

 

3 неделя

«Детский сад»

«Овощи»

1

 

2

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

4 неделя

«Фрукты»

 

 

«Фрукты – Овощи»

2

 

 

1

Закреплять навыки словоизменения (ед. и мн. число существительных).

Упражнять детей в образовании и употреблении в речи относительных прилагательных.

5 неделя

«Осень»

2

Учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывать их в роде, числе, падеже.

 

Октябрь

Сроки

Тема НОД

Кол-во

НОД

Цели НОД

1 неделя

«Дом, в котором я живу»

 

«Одежда»

2

Формировать грамматически правильную речь при употреблении глаголов единственного числа настоящего и прошедшего времени.

2 неделя

«Профессии все хороши»

 

 

«Игрушки»

1

Упражнять детей в согласовании существительных с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «моё».

3 неделя

«Путешествие в осенний лес»

«Семья»

2

Учить устанавливать простейшие родственные связи.

4 неделя

«Части тела»

2

Учить узнавать и называть части тела, ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

 

Ноябрь

Сроки

Тема НОД

Кол-во

НОД

Цели НОД

1 неделя

«Животный мир нашего края»

«Посуда»

2

Упражнять детей в образовании и употреблении существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

2 неделя

«Основные цвета и оттенки»

1

Узнавать и называть основные цвета и оттенки, подбирать к ним названия предметов.

3 неделя

«Растительный мир нашего края»

«Продукты питания»

2

Упражнять детей в образовании и употреблении относительных прилагательных.

4 неделя

«Путешествие с перелетными птицами»

 

2

Учить детей употреблять в речи существительные в дательном падеже.

 

Декабрь

Сроки

Тема НОД

Кол-во

НОД

Цели НОД

1 неделя

«Зима наступила»

«Домашние птицы»

2

Употребление в речи существительных в винительном и творительном падеже.

2 неделя

«Зима в моем городе»

1

Расширять глагольный словарь.

Устанавливать причинно – следственные связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.

3 неделя

«Новый год у ворот»

1

Познакомить детей с понятием «год».

Расширять и активизировать словарь по теме.

4 неделя

«Зимние забавы»

1

Употреблять в речи глаголы настоящего времени единственного и множественного числа.

 

Январь

Сроки

Тема НОД

Кол-во

НОД

Цели НОД

Зимние каникулы

4 неделя

«Такие разные предметы»

«Помощники в доме»

 

2

Упражнять в употреблении в речи глаголов единственного и множественного числа.

 

Февраль

Сроки

Тема НОД

Кол-во

НОД

Цели НОД

1 неделя

«Домашние животные»

1

Упражнять детей в употреблении в речи предлогов «в», «на».

2 неделя

«Дикие животные»

2

Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

3 неделя

«Зимующие птицы»

2

 Упражнять детей в употреблении в речи существительных с простыми и сложными предлогами.

4 неделя

«Наша армия»

2

Пополнять словарь существительными, обозначающими рода войск.

 

Март

Сроки

Тема НОД

Кол-во

НОД

Цели НОД

1 неделя

«Мама – первое слово»

«Женский праздник

8 Марта»

1

Расширять и активизировать словарь существительными и глаголами.

 

 

2 неделя

«К нам весна шагает»

«Транспорт»

2

Упражнять в образовании и употреблении приставочных глаголов.

 

3 неделя

«Весенние заботы».

 

1

Упражнять детей в употреблении в речи относительных прилагательных.

 

 

4 неделя

«Бережем природу»

«Знакомство со свойствами различных материалов»

1

Упражнять в употреблении в речи глаголов и существительных с предлогами.

 

Апрель

Сроки

Тема НОД

Кол-во

НОД

Цели НОД

1 неделя

«Праздник земли»

«Хлеб»

2

Закреплять навыки образования и употребления в речи существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Упражнять в подборе антонимов.

2 неделя

«Путешествие во вселенной»

«Полет на Луну»

 

2

Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным и согласование их в роде, числе, падеже.

3 неделя

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Перелетные птицы»

2

Упражнять детей в употреблении в речи приставочных глаголов движения.

4 неделя

«Детская научная лаборатория»

«Сад и огород»

2

Образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

5 неделя

«Лес»

2

Продолжать знакомить детей с живой и неживой природой родного края.

Упражнять в образовании относительных прилагательных и родственных слов.

 

Май

Сроки

Тема НОД

Кол-во

НОД

Цели НОД

1 неделя

«Цветы»

 

«День Победы»

2

 

1

Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

Продолжать знакомить детей со значимыми для нашей страны праздниками.

2 неделя

«Все мы - жители планеты Земля»

«Природа расцветает»

 

 

2

Расширять представления детей о насекомых. Учить узнавать и называть их. Знакомить с  особенностями их жизни, способами  передвижения.

 

Заключение

 

У детей с ОВЗ формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОВЗ, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОВЗ выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

У старших дошкольников с ОВЗ  обнаруживаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

В связи с этим учитель-логопед должен проводить целенаправленную, планомерную работу по развитию грамматического строя речи с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ. Формирование грамматического строя старших дошкольников с ОВЗ проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. У детей с ОВЗ интенсивнее развивается активный словарь, логическое мышление, формируются различные языковые системы связей.    Устная речь достаточно логична, стройна, грамматически правильно оформлена и интересна по своему содержанию.

 

Список литературы

 

1.     «Конвенция о правах ребенка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.года.

2.     Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья», от 30 июня 2007 года № 120-ФЗ.

3.     Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

4.     Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

5.      Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 04.03.2013г.

№ 618 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей –инвалидов Новосибирской области на 2013 – 2015 годы».

6.     Инструктивное письмо МОН и ИП НСО от 08.11.2011г.  №5461/30 «Об организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ».

7.      Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - М., 2001г.

8.     Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - М., 2004г.

9.     Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] /   О. С. Ушакова. - М., 2003г.

10.  Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с  дошкольниками. [Текст] / шкина.- М., 2003г.

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи

 

Д/и Игра «Что в магазине?»

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа.

Ход: У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») – несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине – яблоки. И т.д.

Вариант игры:

Логопед: У меня яблоко, а в магазине много ... (?)

Ребенок: А в магазине много яблок.

 

                        Д/и «Убираем урожай»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

Ход: Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают. Огурцы, помидоры, горох срывают. Картофель выкапывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»

Д/и «Огород»

Цель: закрепление формы винительного падежа.

Ход: логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» («Я сажаю огурцы»). И т.д.

 

Д/и «Кто подберет больше слов?»

Цель: закрепление формы винительного падежа.

Ход: Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму...)

- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье ...)

- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф ...)

- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку ...)

- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки ...)

- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги ...)

- Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку ...)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Д/и «Охотник и пастух»

Цель: закрепление формы винительного падежа по теме «Домашние и дикие животные».

Ход: На доске картинки: слева – «охотник», справа – «пастух». Внизу под этими картинками изображения диких и домашних животных.

- Кто изображен на картинках вверху? (Охотник, пастух.)

- Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных.)

- Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных.)

Логопед предлагает детям поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника.

- Пастух пасет кого?

- Охотник охотится на кого?

Д/и «Что без чего?»

Цель: закрепление формы родительного падежа существительных.

Ход: На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки.

Кастрюля без ручки.

Платье без рукава.

Кофта без пуговиц.

Ботинки без шнурков. И т.д.

Д/и «Кому что дадим?»

Цель: закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».

Ход: На доске расставлены картинки с изображением корма для животных: морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.

На столе – игрушечные животные: корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья.

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

Сено дадим корове, лошади.

Грибы дадим белке.

Яблоко дадим ежу.

Орехи дадим белке.

Малину дадим медведю.

Молоко дадим кошке. И т.д.

Д/и «Угадай, кому нужны эти вещи»

Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.

Ход: На доске расставлены два ряда предметов: слева – картинки, на которых изображены люди без каких-либо предметов, справа – недостающие предметы. Логопед показывает детям предмет и предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к соответствующей картинке.

Указка – учителю, весы – продавцу, кисть – художнику, шприц – медсестре, ружье – охотнику, удочка – рыболову, ножницы – парикмахеру.

 

Заучивание стихотворения «Кому что?»

Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.

Ход:

Иголке – нитка,

Уткам – пруд,

Забору – калитка,

А лентяю – труд,

Супу – картошка,

Солнышко – лету,

А книжке – обложка,

Стихи – поэту,

А братишке – сестра,

И всем воскресенья нужны без сомненья.

Д/и «Кто чем управляет?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

Ход: На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задает вопросы: «Кто управляет автобусом, самолетом и т.д.?» Дети должны ответить полным предложением.

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофер.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Самолетом управляет летчик.

Кораблем управляет капитан.

Мотоциклом управляет мотоциклист.

Велосипедом управляет велосипедист.

Ракетой управляет космонавт.

Д/и «Кого мы видели?»

Цель: закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа по теме «Животные жарких стран».

Ход: На доске картинки с изображением различных животных. Логопед дает задание детям отобрать только тех животных, которые живут в жарких странах.

- Кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит.) Представьте себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много … львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т.д.

Д/и «Два и пять»

Цель: закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Ход: Детям раздают карточки  с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т.д. Логопед показывает предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество, называют словосочетание числительного с существительным.

Д/и «Кто чем работает?»

Цель: закрепление формы существительных творительного падежа.

Ход: Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто чем работает?»

Парикмахер – ножницами, маляр – кистью, плотник – топором, дворник – метлой, лесоруб – пилой, садовник – лопатой.

Д/и «Чем можно?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных.

Ход: Рубить – топором, резать – ножом, умываться – водой, пилить – пилой, вытираться – полотенцем, рисовать – кисточкой, писать – ручкой, вытирать – тряпкой, причесываться – расческой, есть – ложкой.

Д/и «Назови пары предметов»

Цель: закрепление формы творительного падежа с предлогом – с.

Ход: Детям предлагаются картинки, например, чашка с блюдцем. Логопед предлагает детям назвать «что с чем» изображено на картинке.

 

Д/и «С чем корзинка, с чем ящик?»

Цель: закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом – с.

Ход: У детей игрушечные корзинки, ящики, муляжи овощей и фруктов.

Куда мы положим фрукты?

В корзинку.

А куда мы положим овощи?

В ящик?

С чем у тебя ящик? Корзинка?

Д/и «Приглашение к чаю»

Цель: закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом – с.

Ход: - Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни -Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем? (Мишка любит чай с медом. Винни - Пух – с вареньем. Зайчик – с булочкой. Лисичка – с печеньем.) А с чем вы любите пить чай?

Д/и «Где что растет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа.

Ход: На доске слева – картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа – картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде. (Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д.).

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

Д/и «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы существительных предложного падежа.

Ход: На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто где живет?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Мышка живет в норе.

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Телята живут в телятнике. И т.д.

Д/и «Что с чем?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».

Ход: На доске картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.)

В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)

В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)

В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.) И т.д.

Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)

Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)

Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.)

Д/и «Где мы были, что мы видели?»

Цель: закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа.

Ход: В процессе игры используются сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»

Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков… Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов… Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов … Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков…

Д/и «Сделай, не ошибись»

Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.

Ход: Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).

Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?

Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

Положи яблочко перед куклой. Где ты положил яблочко?

Положи куклу выше (ниже, правее, левее)  другого предмета. Где она?

Встань так, чтобы дверь была справа  (слева, сзади, перед) от тебя. Где дверь?

 

Д/и «Добавь слова»

Цель: закрепление использования предлогов - наречий справа, слева, впереди, позади.

Ход: логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит …

Полочка с книгами висит …

Мишка сидит …

Пирамидка стоит …

Кукла лежит … И т.д.

Д/и «Исправь ошибки»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Ход: Жил человек рассеянный на улице Бассейной… Кто написал про этого рассеянного человека?

Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения.

Вот как он прочитал: дед в печи, дрова на печи. Исправь его.

На столе сапожки, под столом лепешки. А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки. А как правильно?

Под столом портрет, над столом табурет. Исправь его.

Д/и «Неделя»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Ход: В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто – позже тебя?

Аналогичным образом проводится игра в части суток, времена года, месяцы.

 

Д/и «Расположим красиво мебель в нашей комнате»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций по теме «Мебель».

Ход: 1-й вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении различных предметов мебели и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.

Затем дети расставляют игрушечную мебель так же, как и на картинке. При этом дети комментируют свои действия: поставим стул перед столом и т.д.

2-й вариант. После того как дети самостоятельно расположили мебель в комнате, логопед задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к стулу?» и т.д.

Д/и «Сделай правильно»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Ход: Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога.

 

Д/и «Машина едет по дороге»

Цель: закрепление предложно падежных конструкций.

Ход: Детям предлагается макет дороги, по которой поедет машина. Логопед помещает машину в определенное место на макете. Дети определяют, где едет машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

Д/и «Различай предлоги»

Цель: закрепление и дифференциация предлогов –в, -на, -под, -над.

Ход: На доске символы предлогов и их буквенные обозначения. У детей картинки с изображением двух предметов с различным пространственным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под определенным символом предлога.

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в – из; н а – с; к - от.

Ход: Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. …

Девочка налила воду в графин. …

Мама положила яблоки на стол. …

Брат поставил лампу на тумбочку. …

Машина подъехала к дому. …

Дедушка подошел к забору. …

Д/и «Умная стрелка»

Цель: закрепление согласования глагола и существительного в числе.

Ход: Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.

Логопед называет действие: копает, рисует, играют, строят, умывается, причесывается и т.д.. Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают предложение по ней. (Дети строят башни.)

Д/и «Мой, моя, моё, мои»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Ход: Логопед: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

Д/и «Чьи предметы?»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Ход: На доске картинки с изображением мальчика, девочки, детей. У каждого ребенка предметные картинки: кукла, мяч, дерево, шарф, машинка …. Один из детей кладет предметную картинку к изображению девочки, мальчика или детей и называет, чей это предмет (это ее мишка).

Д/и «Какой это предмет?»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Например:

Длинная – веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка

Длинный – поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак…

Широкая – улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка …

Широкий – шарф, переулок, двор, коридор, подоконник …

Красная – звезда, ягода, лента, шапка, рубашка, майка, малина …

Красный – шар, помидор, мак, дом, карандаш …

Круглый – мяч, шар, лепесток, апельсин …

Круглое – солнце, яйцо, яблоко, колесо …

Д/и «Какого цвета»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: У детей карточки с изображением предметов разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках  изображение данного предмета и называют его цвет  (у меня красная шапка).

Д/и «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.

Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто).

Д/и «Радуга»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ход: На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета.

Логопед: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, небо голубое, незабудки синие.

Д/и «Юный художник»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Дети выбирают себе кружки-краски разного цвета. Затем кладут их на палитру и называют краску: «У меня красная краска». Затем детям раздают картинки - раскраски овощей (фруктов). Дети должны назвать, какой краской они будут раскрашивать данный овощ или фрукт. Например: «У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красную краску».

Д/и «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Детям даются раскраски. Дети определяют, каким цветом, и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».

Д/и «Незнайка пришел в магазин»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного, развитие диалогической речи.

Ход:

Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.

Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?

Незнайка: Я хотел купить фрукт.

Продавец: Какой он по цвету?

Незнайка: Он желтый.

Продавец: А какой он по форме?

Незнайка: Он овальный.

Продавец: А какой он по вкусу?

Незнайка: Этот фрукт кислый.

Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон.

Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Этот фрукт желтый, овальный, кислый.

Д/и «Магазин. Фрукты»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного, развитие диалогической речи.

Ход:

Продавец: Что вы  хотите купить?

Покупатель: Мне нужны сливы. У вас есть спелые сливы?

Продавец: Сливы неспелые, зеленые. Но у нас есть спелые абрикосы.

Покупатель: Тогда взвесьте мне, пожалуйста, 2 кг. Абрикосов.

Продавец: А что вы еще хотите купить?

Покупатель: Еще мне нужны красные яблоки.

Продавец: У нас есть только зеленые яблоки.

Покупатель: А они сладкие или кислые?

Продавец: Яблоки зеленые по цвету, но сочные и сладкие.

Покупатель: Тогда я куплю 1 кг яблок.

Д/и «Найди ошибку»

Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения.

Ход: Логопед предлагает детям послушать предложение, определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.

Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

Цветы не поливали, потому что они засохли.

Солнышко прячется, потому что ночью темно.

У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

Петя испачкался, потому что его поругала мама.

Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

В комнате темно, потому что включили свет.

 

Д/и «Исправь ошибки»

Цель: работа над пониманием распространенных предложений.

Ход: Незнайка придумал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки.

Коза принесла корм девочке.

Чашка разбила Лену.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Вова разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Мама несет сумку в капусте.

 

Д/и «Закончи предложение»

Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы».

Ход: Я надела теплую шубу, чтобы (было тепло, пойти гулять, не замерзнуть).

Мы зажгли свет, чтобы (было светло, писать буквы, читать книгу).

Мы полили цветы, чтобы (они не завяли, они быстро росли, они были свежими).

Д/и «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Ход: Логопед произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек (красненький).

Яблоко сладкое, а яблочко …

Чашка синяя, а чашечка …

Груша желтая, а грушка …

Ведро синее, а ведерко …

Солнце теплое, а солнышко …

Цыпленок пушистый, а цыпленочек …

Дом низкий, а домик …

Морковь вкусная, а морковочка …


ПУБЛИКАЦИЯ» Методическая разработка по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

ПУБЛИКАЦИЯ» Методическая разработка по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Содержание Введение ......

Содержание Введение ......

Введение Актуальность Гражданам

Введение Актуальность Гражданам

Современный социальный заказ находит воплощение в двух основных подходах к обучению детей с

Современный социальный заказ находит воплощение в двух основных подходах к обучению детей с

Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников

Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников

Организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями, требует особого подхода, поиска разнообразных форм работы, так как в силу своих особенностей у таких обучающихся недостаточно развиты…

Организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями, требует особого подхода, поиска разнообразных форм работы, так как в силу своих особенностей у таких обучающихся недостаточно развиты…

Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия

Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия

Разработать технологию по взаимодействию педагога с детьми и родителями в процессе развития грамматического строя речи старших дошкольников с

Разработать технологию по взаимодействию педагога с детьми и родителями в процессе развития грамматического строя речи старших дошкольников с

I . Основная часть. Теоретическое обоснование процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 1

I . Основная часть. Теоретическое обоснование процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 1

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено

К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи

К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи

II . Практическая часть 2.1.

II . Практическая часть 2.1.

Содержательный этап №

Содержательный этап №

Перспективное планирование фронтальной

Перспективное планирование фронтальной

Путешествие в осенний лес» «Семья» 2

Путешествие в осенний лес» «Семья» 2

Зима в моем городе» 1

Зима в моем городе» 1

Сроки Тема НОД Кол-во

Сроки Тема НОД Кол-во

Сроки Тема НОД Кол-во

Сроки Тема НОД Кол-во

ОВЗ проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и…

ОВЗ проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и…

Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н

Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н

Ход: Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному

Ход: Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному

Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных

Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных

Д/и «Угадай, кому нужны эти вещи»

Д/и «Угадай, кому нужны эти вещи»

Автобусом управляет водитель.

Автобусом управляет водитель.

Цель: закрепление формы существительных творительного падежа

Цель: закрепление формы существительных творительного падежа

Ход: - Сегодня мы приглашаем к чаю гостей:

Ход: - Сегодня мы приглашаем к чаю гостей:

Д/и «Что с чем?» Цель: закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда»

Д/и «Что с чем?» Цель: закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда»

Положи пирамидку между куклой и мячом

Положи пирамидку между куклой и мячом

Д/и «Неделя» Цель: закрепление предложно-падежных конструкций

Д/и «Неделя» Цель: закрепление предложно-падежных конструкций

Ход: Детям предлагается макет дороги, по которой поедет машина

Ход: Детям предлагается макет дороги, по которой поедет машина

Логопед называет действие: копает, рисует, играют, строят, умывается, причесывается и т

Логопед называет действие: копает, рисует, играют, строят, умывается, причесывается и т

Д/и «Какого цвета» Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным

Д/и «Какого цвета» Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным

Покупатель: Тогда взвесьте мне, пожалуйста, 2 кг

Покупатель: Тогда взвесьте мне, пожалуйста, 2 кг

Дорога едет по машине. Вова разбил стеклом мяч

Дорога едет по машине. Вова разбил стеклом мяч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020