Особенности обучения английскому языку детей с нарушением слуха
Гаврилова Анна Николаевна
МБОУ «СШ №6», учитель английского языка
В современном обществе роль иностранных языков возрастает с каждым годом. Знание английского языка дает возможность узнать о мировой культуре, о традициях стран, изучаемого языка, а также формирует личность ребенка и способствует ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира. Знание иностранных языков расширяет кругозор учащихся, способствует их общему речевому развитию, что очень актуально при работе со слабослышащими детьми.
Во время изучения английского языка реализуются следующие задачи:
- развитие памяти, внимания, воображения и мышления;
- учет речевых возможностей детей;
- приобщение слабослышащих детей к новому опыту, воспитание толерантного отношения к представителям других стран;
- формирование учебных умений и интеллектуальных способностей детей.
Современная система образования рассчитана на тех, кто отвечает ее определенным требованиям, то есть детей со стандартными возможностями, которые могут обучаться по общей программе. Но порой случается, что дети с ограниченными возможностями здоровья выпадают из общего образовательного процесса, так как для того, чтобы работать с ними, учителям необходимо обладать знаниями в области специальной и коррекционной педагогики.
Так, принимая во внимание потребности детей с разными возможностями на получение качественного образования, впервые звучит слово «инклюзия». Инклюзия – это исключение любой дискриминации детей и обеспечение равного отношения ко всем участникам образовательного процесса. Инклюзивное образование подразумевает под собой в первую очередь доступность получения знаний для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование ставит перед собой ряд задач и вопросов, которые необходимо решать. Для детей с ОВЗ инклюзивное образование означает, что они имеют право на получение образования наравне со здоровыми сверстниками.
Каждое нововведение имеет как положительные моменты, так и ряд проблем, которые следует решить педагогам в процессе работы. Существуют как преимущества, так и трудности, которые необходимо преодолеть. Безусловно, в первую очередь, это вопрос нравственности и морали. К сожалению, многие здоровые дети не всегда готовы принять в свой круг общения детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую всячески показывая свое негативное отношение к ним. Также и дети с ОВЗ часто оказываются не готовыми к общению со здоровыми сверстниками на равных. Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс реализации инклюзивного образования необходимо начинать с нравственных аспектов. Любой педагог в первую очередь должен научить детей без ограничений здоровья относиться к детям с ОВЗ, как к равным, не ущемляя их прав и достоинств. Но, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя на равных со всеми участниками образовательного процесса, а не «жертвами», которых нужно жалеть, учителю важно не переусердствовать.
Каждый учитель вправе выбирать формы и методы работы в зависимости от возможностей детей и их потребностей. Именно поэтому приступая к работе в интегрированном классе, учителю сначала нужно провести тщательную диагностику класса. Обучение слабослышащих учащихся иностранному языку строится на основе взаимосвязи методов и приемов, которые используются для обучения русскому языку при нарушенном слухе и обучения иностранному языку при нормальном сохранном слухе.
В сурдопедагогике давно проявляется интерес к связям, существующим между изучением родного языка при тугоухости и изучении иностранного языка при сохранном слухе. Известно, что сходство между этими процессами связано с тем, что и тот, и другой процесс протекают в условиях целенаправленного обучения языку.
Это прослеживается в работах таких исследователей как P.M. Боcкис, Л.C. Bыготского, Ж.И. Шиф и других. Особое внимание в своих работах на это сходство обращал К.Г.Kоровин, что означало следующее: с одной стороны, методы, приемы и технологии, используемые при обучении глухих и слабослышащих учащихся родному языку, могут быть эффективно перенесены на обучение учащихся с нарушением слуха иностранному языку. Следовательно, при обучении иностранному языку можно эффективно использовать те методы и приемы, которые используются при изучении родного языка. Поэтому одной из важнейших задач организации процесса обучения иностранному языку в интегрированном классе является обеспечение условий, в которых ассоциации слов из родного языка осуществляется в возможно более полном виде. Тем самым может быть повышена эффективность изучения иностранного языка.
Урок английского языка в интегрированном классе трудно представить без индивидуального подхода. Выбор учебных пособий, а также форм работы с классом для достижения положительных результатов строится именно на знании особенностей детей того или иного класса, знание их способностей и уровня готовности к процессу изучения иностранного языка.
Исходя из опыта работы в классе, где совместно обучаются слабослышащие и дети с сохранным слухом, можно сделать вывод, что наряду с преимуществами такого обучения, существует и ряд проблем. Иногда дети с нарушением слуха, могут испытывать дискомфорт, потому что в силу своих особенностей произносят слова хуже своих слышащих сверстников. А слышащие дети, с другой стороны, воспринимают глухих, как заведомо неравных себе. Именно поэтому они начинают относиться к процессу обучения более небрежно. Порой даже скучают на уроках, когда учитель объясняет что-то детям с нарушениями слуха и речи.
Безусловно, английский язык вызывает трудности у всех категорий учащихся. Но для детей с нарушениями слуха он сложен вдвойне, так как им приходится проводить определенные соответствия между ним и родным языком, который для них, по сути, тоже иностранный. Но, как показывает практика, именно слабослышащие учащиеся на начальном этапе изучения английского языка показывают очень хорошие результаты. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, в отличие от русского, в английском языке прилагательные и существительные не имеют так много форм. Их гораздо легче запомнить и использовать в речи. Во-вторых, иногда дети с нарушениями слуха, испытывая дискомфорт в обществе слышащих одноклассников, стараются всячески проявить себя усердным выполнением работы, лучшими оценками. Конечно, все это относительно. Не все слабослышащие дети пытаются отличиться, и не все слышащие занимаются в пол силы, уверенные, что все равно превосходят детей с ОВЗ. Это, опять -таки, вопрос нравственности, вопрос готовности к совместному обучению.
Учителю английского языка необходимо четко знать возможности каждого ученика. Для детей с ограниченными возможностями здоровья наибольшее значение имеет принцип посильности и доступности. Также детям с нарушениями слуха допустимо и абсолютно обосновано использование транскрипции на русском языке, для лучшего прочтения и запоминания слов. И слышащим и детям с ОВЗ одинаково необходимо использование ИКТ на уроках английского языка.
В своей работе я использую следующие ресурсы:
http://www.starfall.com/
https://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru
http://www.cambridgeenglish.org/learning-english/
https://kids.youtube.com/
http://www.english-4kids.com/
http://www.dreamenglish.com/
Работа с интернет ресурсами очень актуальна и полезна при обучении слабослышащих детей иностранному языку, ведь большинство из них являются визуалами. (Это люди, которые воспринимают большую часть информации с помощью зрения).
На уроках в интегрированном классе обязательно нужно проводить физминутки и динамические паузы. Это необходимо для снятия усталости, напряжения и для восстановления умственной работоспособности учащихся. Это важный элемент в здоровьесберегающей деятельности каждого учителя. Здесь также можно прибегать к помощи интернет ресурсов.
В своей педагогической практике я использую различные виды и элементы современных технологий, такие как: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс – технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, групповые технологии, традиционные технологии (классно-урочная система).
Пользуясь данными технологиями на уроках, пытаюсь внести новшества, которые бы заинтересовали учащихся и помогли им в дальнейшем развитии.
Также на своих уроках я активно использую наглядности. Это карточки по различным темам, картинки и таблички, которые дети также могут изготавливать сами. Также игра Bingo с карточками по определенной теме и др. (Приложение1)
Опыт показывает, что вовлечение детей в совместную деятельность приносит свои положительные результаты. Это языковые конкурсы, интернет-игры и интернет-олимпиады, в которых неоднократно принимали участие как слышащие дети, так и дети с ОВЗ.
Именно участие во внеурочных мероприятиях позволяет детям проявить себя, раскрыться и научиться общаться друг с другом на равных. Задача каждого педагога состоит не только в том, чтобы донести учебный материал, но и сделать это в соответствии с потребностями и возможностями каждого ученика.
В самом начале своей работы учителю английского языка необходимо провести предварительную диагностику, с помощью которой он определит уровень языковой подготовки как класса в целом, так и отдельных учащихся. Это позволит скорректировать процесс обучения и постараться избежать возможных трудностей. На начальном этапе педагог должен поставить перед собой несколько задач, важных для дальнейшей работы со слабослышащими детьми в интегрированном классе. Ведь наряду с классическими приемами появились возможности применения новых технологий, обусловленных жизнью в современном обществе.
Для создания положительной мотивации в интегрированном классе на уроке английского языка необходимы такт и поддержка слабослышащих детей, внушение им уверенности в своих силах и в возможности овладения предметом иностранный язык. На своих уроках я часто использую методы групповой и парной работы. Во время такой работы задания должны иметь четкие инструкции и быть настолько простыми, насколько это возможно. Это имеет огромное значение для успешного выполнения всех заданий слабослышащими детьми. Также учителю следует побуждать учащихся говорить по-английски, как бы погружая их в языковую среду. Например, это может быть просьба повторить вопрос, разрешение выйти из класса или извинение за опоздание. Безусловно, в силу речевых особенностей большинства этих детей очень трудно, а иногда и невозможно добиться от них хорошего английского произношения. Однако это еще не повод опускать руки. Нужно искать пути решения и стремиться к положительному результату.
Другой метод, способствующий погружению в языковую среду – это чтение вслух и по ролям. Особенно нравятся учащимся ролевые диалоги и комиксы, читая которые они могут менять голос и выражать свои эмоции.
На основе прочитанного целесообразно давать новые задания типа:
- «Jigsaw» - это части текста, которые необходимо расставить в правильном логическом порядке;
- «True or false»- верно / неверно и др.
Также в своей педагогической деятельности я особое внимание уделяю разнообразным играм на английском языке. Они способствуют смене вида деятельности на уроке и позволяют учителю в игровой форме оценить знания учеников по той или иной теме. Для того, чтобы вовлечь детей в игру, можно использовать эффект неожиданности. Можно, например, поднять руки или хлопнуть в ладоши. Это помогает избежать перегрузки слабослышащих детей и является психологической разгрузкой, что, в свою очередь, способствует осуществлению здоровьесберегающих факторов.
Игра позволяет учащимся активизировать свой творческий потенциал и способствует раскрытию внутреннего мира. Например, возьмем игру «Who am I?».Ведущему на голову надевается ободок, к которому прикрепляется карточка. Он не видит того, что на ней изображено. Учащиеся должны называть слова или фразы, для того, чтобы ведущий догадался кто он. Игра проходит на английском языке. Карточки могут быть абсолютно разными – от животных до профессий. Обычно во время этой игры даже самые спокойные учащиеся становятся очень активными.
Использую различные настольные игры для закрепления изученной лексики. Разработала игру «Walker», в которой учащиеся, играя, отрабатывают и запоминают пройденный материал. Для проверки лексического материала на своих уроках использую игру «Who Knows English better?» (Приложение 2)
Современный урок английского языка требует и современных методов при отработке лексического аспекта речи.
Для введения новой лексики можно использовать следующие приемы:
- развитие языковой догадки;
- использование наглядности;
- синонимы;
- антонимы;
- простой перевод слова;
- самостоятельный поиск слова в словаре.
Наряду c играми, одно из ведущих мест занимает проектная деятельность учащихся. Это дает возможность раскрыть их творческий потенциал, проявить способности и показать свои знания по иностранному языку. Условием успешного выполнения проектной деятельности является образ «конечного продукта». Это могут быть плакаты, макеты, сценки, спектакли и презентации. Все это является важной составляющей современного процесса обучения английскому языку, как со слышащими детьми, так и с детьми с ОВЗ. Ученик, владеющий проектными умениями, самостоятелен, а это очень актуально для детей с нарушениями слуха. Внедрять задания такого типа лучше в самом начале обучения, двигаясь от простого к сложному, помогая учащимся в развитии их самостоятельности.
Так в рамках изучения темы «Furniture» дети создавали макет комнаты с расположением в ней предметов мебели. Учащиеся были поделены на группы. Каждой группе было дано свое задание – сделать макет определенной комнаты. Во время выполнения задания все учащиеся, не зависимо от их возможностей здоровья, работали активно. Что позволило успешно усвоить лексико – грамматический материал по изучаемой теме.
Исходя из всего вышеизложенного, хочу сказать, что урок английского языка в интегрированном классе может успешно сочетать в себе различные методы и приемы работы. Имея в своем арсенале классические и современные средства, способы и приемы, а также учитывая индивидуальные особенности учеников с нарушениями слуха, учитель может и должен направить их к успешному овладению иностранным языком.
Нужно понимать, что дети с нарушениями слуха не смогут говорит по-английски с тем же четким произношением, как слышащие. Конечно, в силу природных особенностей, их словарный запас будет не настолько богат и разнообразен. Но нужно научиться понимать и главное принимать детей с ограниченными возможностями здоровья как полноценных членов общества. Именно этому способствует инклюзивное образование. Безусловно, в процессе работы будут возникать все новые и новые проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников, немало времени потребуется, чтобы научиться и научить воспринимать людей с ОВЗ равными себе. И решать эти проблемы нужно будет не только на уровне класса или школы, но и всего общества в целом.
Список литературы:
1. Современные методы обучения английскому языку. Учебная программа для учителей английского языка общеобразовательных учреждений. МГАДА, 2010г.;
2. Е.Д. Нелунова «Коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе» Якутск, 2004г.;
3. Е.Д. Нелунова «Коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам», электронное сетевое учебное пособие. Москва, 2008г.;
4. Л.И.Руленкова «Научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода. Парадигма, 2011.;
5. «Современные методы обучения иностранному языку» Конышева А.В., Минск «Терра-Системс» 2004 г.;
6. «Игры на уроках английского языка» Пучкова Ю.Я., Москва, «Астрель», 2004 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.