Статья на тему:
«Основные проблемы и принципы обучения математике в системе СПО»
Я преподаю математику в системе профессионально технического образования (судостроение) более 10 лет. До этого обучала детей своему любимому предмету в обыкновенных общеобразовательных школах и школе с творческим (музыкальным) уклоном. Проблем в обучении математике в этих учебных заведениях очень много и они в чем-то похожи. Преодолевать их тяжело, но интересно.
Какие же проблемы стоят перед преподавателем математики училища? Не секрет, что в последние годы поток заявлений в приемные комиссии на базе общего образования увеличился. Как показывает опрос студентов первокурсников, большую часть из них составляют те, кто попросту хочет избежать сдачуобязательной части ЕГЭ в школе именно по математике! Почему?
Как правило, ребята отвечают на этот вопрос по-разному, но по ответам понятно, что пробелы и такая неуверенность в своих силах зависят чаще всего не от отсутствий математических способностей, а от психологии, излишней тревожности: боялся задавать вопросы на уроке, стеснялся принимать помощь преподавателя когда запутывался в материале, оправдывался, обвиняя других, боялся провала на публике, чувствовал себя «идиотом», боялся осуждения преподавателем, копировал чужие работы, а также не желал признавать ничего из вышеперечисленного. Разумеется, пробелы в знаниях и низкая мотивация также влияют на отношение к предмету.
В связи с этим, я в начале каждого учебного года ставлю перед собой главную задачу – грамотно мотивировать учащихся к изучению математики. Довольно много времени отвожу на вводных уроках вопросам значимости математики в жизни каждого человека и – особенно - в конкретной профессии учащихся. Объясняю, что математика не является наукой для науки, а применение математических методов в различных областях человеческой деятельности очень разнообразно.
Являясь одним из основных предметов в профессиональных колледжах, математика важна для развития способностей решать разноплановые задачи, для развития умения эффективно использовать вычислительную технику,Большинство производственных технических, экономических, компьютерных задач могут быть решены на основе математических знаний. Математика — это основа в развитии таких важных качеств личности, как умение мыслить логически, анализировать, четко и сжато выражать свои мысли.
Для достижения своей цели я применяю различные виды и формы уроков.
Я считаю, что овладение обучающихся учебным содержанием математики строится по принципам:
1) Реализация профессиональной направленности обучения математике;
2) Учёт индивидуальных особенностей студентов на всех этапах.
В связи с этим, регулярное использование в обучении математике
профессиональных понятий, идей, моделей и задач, постоянная иллюстрация математического материала приложениями из различных разделов, считаю, являются важными шагами на пути изучения предмета и повышения качества подготовки специалистов.
Другими словами, для успешного профессионального становления студента необходимо осуществление профессионально-личностного подхода к обучению математике.
Главная цель преподавателя математики — это суметь «окрылить» обучающегося и с помощью математической науки помочь ему стать самодостаточной личностью, уверенной в своих способностях и возможностях, успешным и высокопрофессиональным специалистом, умеющим видеть цели, принимать решения и добиваться их исполнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.