Конспект урока по литературному чтению "Лиса и рак". Русская народная сказка.
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению "Лиса и рак". Русская народная сказка.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—7 кл
31.05.2024
Конспект урока по литературному чтению "Лиса и рак". Русская народная сказка.
Конспект урока по литературному чтению.docx

Конспект урока по литературному чтению, проведенного 14.04.2022г.

Тема: «Лиса и рак». Русская народная сказка

Тип урока: открытие нового знания

Цель: создание условий для развития умений читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки

Задачи:

Образовательные: научить читать русскую народную сказку по ролям; научить выявлять главную мысль сказки.

Развивающие: развивать связную речь учащихся; обеспечить развитие мыслительных операций в процессе эвристической беседы.

Воспитывающие: воспитывать понимание своей принадлежности к народу, стране, испытывать чувство уважения к традициям своего народа.

Планируемые УУД:

Предметные: умеют выразительно читать литературные произведения; отвечать на вопросы, используя текст; читать по ролям.

Метапредметные:

Регулятивные: умеют планировать свою деятельность, четко и выразительно читать.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли; взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время беседы; умеют правильно отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: умеют анализировать прочитанную сказку; умеют ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: осознают свою принадлежность к народу, стране, испытывают чувство уважения к традициям своего народа.

Оборудование: УМК "Планета знаний" Литературное чтение (1 класс)

Ход урока

Этапы

Методы и приемы

Содержание

Орг. момент

Установка на внимание;

психологический настрой.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Анна Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь.

Постановка учебной задачи/цели

Чтение стихотворения учителем

 

 

 

 

 

 

Работа с уже известными понятиями

 

 

 

 

 

 

Игровая технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели совместно с учащимися

- Послушайте стихотворение:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша, 

Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца. (В. Берестов)

- Что такое сказка? Подберите однокоренные слова (рассказ, сказывать)

-Чем отличается рассказ от сказки?

- С какими сказками мы с вами познакомились на прошлом уроке? (народными)

- А что такое народные сказки? (которые написал народ)

- Назовите, каких героев – животных вы знаете? (лиса, волк, медведь, петух, заяц, еж)

- Ребята, отгадайте загадки.

 

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Зубовато, серовато, зверовато,

По полям рыщет, ягнят, овец ищет. (волк)

 

Рыжая хозяюшка

из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

и с собой унесла. (лиса)

 

Летом ходит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (медведь)

 

Прыг-скок, трусишка!

Хвост — коротышка,

Ушки вдоль спинки,

Глазки с косинкой,

Одежда в два цвета —

На зиму и лето. (заяц)

 

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (ёжик)

 

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога (баран)

 

Важно ходит по двору,

Будет всех он, по – утру.

В хвастовстве имеет навык,

Красная шапчонка набок.

И с соперником обычно,

В драку лезет он, привычно:

Его пенье, режет слух

– То с утра, кричит … (Петух)

- Какими бывают лиса, волк, медведь, петух, заяц, ёж, баран?

- Лиса: хитрая, льстивая, коварная

     Волк: глупый злой, голодный.

     Медведь: неуклюжий, добрый.

     Петух: смелый, гордый,

     Заяц: трусливый, хвастливый.

     Ёж: честный, трудолюбивый.

     Баран: упрямый, глупый

- Молодцы!

- Отгадайте еще одну загадку.

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд. (РАК)

- Какие слова помогли вам понять, что речь идет о раке?

- В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью.

- Сегодня мы с вами будем знакомиться со сказкой о животных «Лиса и рак».

- Какую цель мы можем поставить перед собой?

- Конечно!

Воспроизведение изученного материала, необходимого для выполнения предложенных заданий, включение в систему ранее изученного

Работа с текстом до чтения

 

Работа с иллюстрациями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом во время чтения

- Откройте учебник на стр. 57

- Прочитайте заглавие.

- Какой народ сочинил эту сказку?

- Давайте рассмотри иллюстрации.

- Какой момент изображен на иллюстрации?

- Как вы думаете, какая история может быть рассказана в сказке, героями которой являются лиса и рак?

- Сумеет ли обхитрить лиса рака?

Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.

- Что означает слово перегоняться?

- Кто же кого обхитрил?

- Какой же рак в сказке?

- Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?

- Конечно, он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход.

Физкультминутка

Раз присядка, два –прыжок

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком махнуть.

А волчата- спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач

Анализ ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом после чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторное чтение сказки

Чтение сказки по ролям

- Рассмотрим Ситуацию. Лиса и рак решили перегоняться.

- Какие задачи герои должны решить?

- Конечно, задача каждого героя прийти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу.

- Какие трудности должны преодолеть?

- Верно. Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.

- Как они будут это делать?

- Для того чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы:

лиса – свои физические данные,

а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы.

- О чём эта сказка?

Верно! Эта сказка о хитрости и находчивости, смекалке.

- Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника. Это сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке.

- На доске записаны пословицы. Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, подходит к сказке, и докажите.

  • Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. (русская)
  • Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)
  • Сильный использует силу, слабый - хитрость (вьетнамская)

- Сейчас мы будем учиться читать сказку по ролям.

- Кто хочет читать за лису?

- А кто за рака?

- Молодцы!

- Ребята, откройте стр. 61. Отгадайте загадки.

- Давайте их прочитаем.

- Молодцы!

Подведение итогов

технология проблемного вопроса

- «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».

- С какой сказкой мы сегодня познакомись?

- Какой урок дала нам эта сказка?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Какое задание было наиболее интересным?

Рефлексия

самооценка своей деятельности учащимися

Оцените свою работу на уроке. (Показ смайликов) 

 

Подпись учителя __________________ Петрова И.Е.

 


 

Конспект урока по литературному чтению, проведенного 14

Конспект урока по литературному чтению, проведенного 14

Работа с уже известными понятиями

Работа с уже известными понятиями

Эвристическая беседа

Эвристическая беседа

Обязательно зевнуть, Ну и хвостиком махнуть

Обязательно зевнуть, Ну и хвостиком махнуть

Подведение итогов технология проблемного вопроса - «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок»

Подведение итогов технология проблемного вопроса - «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2024