Конспект урока по литературному чтению, проведенного 14.04.2022г.
Тема: «Лиса и рак». Русская народная сказка
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создание условий для развития умений читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки
Задачи:
Образовательные: научить читать русскую народную сказку по ролям; научить выявлять главную мысль сказки.
Развивающие: развивать связную речь учащихся; обеспечить развитие мыслительных операций в процессе эвристической беседы.
Воспитывающие: воспитывать понимание своей принадлежности к народу, стране, испытывать чувство уважения к традициям своего народа.
Планируемые УУД:
Предметные: умеют выразительно читать литературные произведения; отвечать на вопросы, используя текст; читать по ролям.
Метапредметные:
Регулятивные: умеют планировать свою деятельность, четко и выразительно читать.
Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли; взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время беседы; умеют правильно отвечать на вопросы учителя.
Познавательные: умеют анализировать прочитанную сказку; умеют ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные: осознают свою принадлежность к народу, стране, испытывают чувство уважения к традициям своего народа.
Ход урока
Этапы |
Методы и приемы |
Содержание |
Орг. момент |
Установка на внимание; психологический настрой. |
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Анна Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь. |
Постановка учебной задачи/цели |
Чтение стихотворения учителем
Работа с уже известными понятиями
Игровая технология
Эвристическая беседа
Постановка цели совместно с учащимися |
- Послушайте стихотворение: Недаром
дети любят сказку. Что
в ней счастливую развязку - Что такое сказка? Подберите однокоренные слова (рассказ, сказывать) -Чем отличается рассказ от сказки? - С какими сказками мы с вами познакомились на прошлом уроке? (народными) - А что такое народные сказки? (которые написал народ) - Назовите, каких героев – животных вы знаете? (лиса, волк, медведь, петух, заяц, еж) - Ребята, отгадайте загадки.
На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. Зубовато, серовато, зверовато, По полям рыщет, ягнят, овец ищет. (волк)
Рыжая хозяюшка из лесу пришла, Всех кур пересчитала и с собой унесла. (лиса)
Летом ходит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. (медведь)
Прыг-скок, трусишка! Хвост — коротышка, Ушки вдоль спинки, Глазки с косинкой, Одежда в два цвета — На зиму и лето. (заяц)
Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (ёжик)
Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога (баран)
Важно ходит по двору, Будет всех он, по – утру. В хвастовстве имеет навык, Красная шапчонка набок. И с соперником обычно, В драку лезет он, привычно: Его пенье, режет слух – То с утра, кричит … (Петух) - Какими бывают лиса, волк, медведь, петух, заяц, ёж, баран? - Лиса: хитрая, льстивая, коварная Волк: глупый злой, голодный. Медведь: неуклюжий, добрый. Петух: смелый, гордый, Заяц: трусливый, хвастливый. Ёж: честный, трудолюбивый. Баран: упрямый, глупый - Молодцы! - Отгадайте еще одну загадку. Под водой живёт народ, Ходит задом наперёд. (РАК) - Какие слова помогли вам понять, что речь идет о раке? - В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. - Сегодня мы с вами будем знакомиться со сказкой о животных «Лиса и рак». - Какую цель мы можем поставить перед собой? - Конечно! |
Воспроизведение изученного материала, необходимого для выполнения предложенных заданий, включение в систему ранее изученного |
Работа с текстом до чтения
Работа с иллюстрациями
Работа с текстом во время чтения |
- Откройте учебник на стр. 57 - Прочитайте заглавие. - Какой народ сочинил эту сказку? - Давайте рассмотри иллюстрации. - Какой момент изображен на иллюстрации? - Как вы думаете, какая история может быть рассказана в сказке, героями которой являются лиса и рак? - Сумеет ли обхитрить лиса рака? Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос. - Что означает слово перегоняться? - Кто же кого обхитрил? - Какой же рак в сказке? - Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее? - Конечно, он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход. Физкультминутка Раз присядка, два –прыжок Это заячья зарядка. А лисята как проснутся, Любят долго потянуться, Обязательно зевнуть, Ну и хвостиком махнуть. А волчата- спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. |
Оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач |
Анализ ситуации
Работа с текстом после чтения
Повторное чтение сказки Чтение сказки по ролям |
- Рассмотрим Ситуацию. Лиса и рак решили перегоняться. - Какие задачи герои должны решить? - Конечно, задача каждого героя прийти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу. - Какие трудности должны преодолеть? - Верно. Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы. - Как они будут это делать? - Для того чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические данные, а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы. - О чём эта сказка? Верно! Эта сказка о хитрости и находчивости, смекалке. - Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника. Это сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке. - На доске записаны пословицы. Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, подходит к сказке, и докажите.
- Сейчас мы будем учиться читать сказку по ролям. - Кто хочет читать за лису? - А кто за рака? - Молодцы! - Ребята, откройте стр. 61. Отгадайте загадки. - Давайте их прочитаем. - Молодцы! |
Подведение итогов |
технология проблемного вопроса |
- «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок». - С какой сказкой мы сегодня познакомись? - Какой урок дала нам эта сказка? - Что особенно запомнилось на уроке? - Какое задание было наиболее интересным? |
Рефлексия |
самооценка своей деятельности учащимися |
Оцените свою работу на уроке. (Показ смайликов) |
Подпись учителя __________________ Петрова И.Е.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.