Применение ИКТ при обучении физике
Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся и стимулируют преподавателя к освоению исследовательских проектных методик. Информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизировать деятельность трудных обучающихся в подготовке и проведении занятия. Использование ИКТ повышает мотивацию обучающихся к процессу обучения, создаются условия для приобретения обучающимися средств познания и исследования мира.
Можно выделить три направления использования ИКТ: иллюстративное, компьютерное моделирование (использование компьютерных программ) и интерактивное.
Иллюстративное. В иллюстративном направлении используются видеозаписи и компьютерные модели физических явлений и экспериментов, которые невозможно воспроизвести на занятии (шаровая молния, процессы происходящие в ядерном реакторе, термоядерная реакция и т.д.), демонстрация видеозаписей реальных лекций и учебных роликов. В силу того, часто используется такой тип занятия как лекция - это направление является незаменимым помощником для преподавателя во время дистанционного обучения. Естественно, «живое» общение с обучающимися более эффективно, чем видеоролик с лекцией. Обратная связь в общении с ребятами даёт возможность корректировать излагаемый материал. Здесь можно использовать услуги удалённой конференц-связи с использованием облачных вычислений (мессенджеры Skype или Zoom). Во время лекционного изложения материала, при повторении и обобщении изученного материала одним из эффективных способов для иллюстративного направления есть презентация. С помощью презентаций можно качественно иллюстрировать как изложения материала учителем, так и проекты, сообщения обучающихся.
Компьютерное моделирование. Физика - наука экспериментальная, поэтому важную роль в усвоении её основ играет исследовательская деятельность обучающихся. Компьютерное моделирование позволяет создать на экране монитора компьютера живую, динамическую картину физических опытов, так необходимых для исследовательской работы. Особый интерес у ребят вызывают компьютерные модели в которых можно управлять объектами, задавая им разные физические параметры. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать построение графиков зависимости физических величин от времени, что является актуальным при изучении темы «Зависимость кинематических величин от времени».
Предложив обучающимся провести исследование с помощью компьютерной модели какого-либо физического процесса, получаем идеальное занятие, в котором ребята, проделав самостоятельную творческую работу, получат результат, а значит и знания. Задача по физике, тоже своего рода эксперимент. Решив задачу в тетради, обучающийся может проверить правильность решения задачи, поставив эксперимент на компьютерной модели, используя данные задачи. На сегодняшний день выбор компьютерных программ по физике довольно велик, лидером в разработке этих программ является компания «Физикон» (https://physicon.ru/)
Интерактивное. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Интерактивное направление реализуется с использованием цифровых образовательных платформ; виртуальных физических лабораторий; контрольно-тестовых программ, которые дают возможность оперативно определять уровень знаний и умений учащихся. Широко использовались следующие сервисы дистанционного обучения: проведение тестов в электронном виде, обмен комментариями к домашним заданиям, объявления, новости, хранение файлов группы, библиотека и медиатека готовых учебных материалов. Все эти сервисы продолжаю использовать и в очном обучении.
Обсуждать использование ИКТ на занятиях физики можно бесконечно долго, тем более, что по этой теме немало публикаций в научной литературе. Прежде, нужно оценить возможности общеобразовательного учреждения.
Использование ИКТ на занятиях физики позволяет повысить качество обучения путем интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса, учесть индивидуальные особенности учащихся, позволяет излагать учебный материал в различных формах, обучать обучающихся в интерактивном режиме, что положительно влияет на качество знаний, стимулирует к образовательной деятельности, обеспечивает саморазвитие, самовыражение и самообразование учащихся.
Литература:
2. Комаров Ю.С. Использование мультимедийного комплекса в преподавании физики // Компьютер в школе и семье.-. 2004. - №2. - С.32-36
3. Селевко Г.K. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». 2005г. №8 С.140.
5. Соловьёва О.Ю. Использование информационных технологий на уроках физики. // Библиотека журнала «Физика в школах Украины». - Основа, 2007.- 200 с
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.