Статья на тему «Приёмы работы по формированию навыков смыслового чтения в обучении младших школьников»

  • docx
  • 26.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Смыслвое чтение.docx

                                                                     Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

                                                               Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда…раньше,

                                                                  чем раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.

               

                                                                                             В.А.Сухомлинский

Эти слова великого педагога стали отправной точкой в моей педагогической работе.

Обратиться к проблеме смыслового чтения при обучении младших школьников на разных предметах заставляет сама жизнь:

Во – первых,  за последние годы статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе сильно изменилось: все чаще чтение звучит  как наказание.

Во-вторых, современные  школьники с бОльшим желанием проводят время у монитора компьютера, телефона, телевизора, нежели за чтением книги, в результате чего  им все труднее  воспринимать услышанное и читать отдельные слова и предложения, а это  приводит к непониманию текста в целом.

А ведь умение вдумчиво читать является основополагающим принципом  при написании контрольных, итоговых работ, которые сейчас в великом многообразии представлены в системе независимой оценке качества образования. ( это и ВПР, И НИКО, и ККР, и ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ, и международные тестирования)

 

Мы, учителя,  на практике сталкиваемся с тем, что в процессе учебной деятельности ученики допускают ошибки все чаще из-за неумения вдумчиво прочитать задание. Получается,  как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает» эти слова, на мой взгляд, как нельзя точно отражают актуальность выбранной мною  методической темы:

 «Приемы работы по формированию навыков смыслового чтения в обучении младших школьников».

Цель работы: включение учащихся в учебную деятельность на основе использования приемов смыслового чтения.

Задачи:

1.     Изучить различные стратегии смыслового чтения.

2.Изучить  приемы, способствующие формированию смыслового чтения на различных уроках начальной школы.

3. Включить  элементы смыслового чтения в каждодневный процесс  обучения младших школьников.

4. Разработать систему упражнений для развития навыков смыслового чтения по различным предметам начальной школы.

Овладение навыками смыслового чтения является обязательным в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом метапредметным результатом освоения образовательной программы на каждом из уровней образования.

В Примерной ООП НОО даётся определение смыслового чтения.

Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Инструментом обучения смысловому чтению является СЛОВО. Слово обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

 Само понятие «смысловое чтение» состоит из двух слов.

Смысловое образовано от слова смысл - т.е. с мыслью, что означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины и .т.д.

 Чтение- вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. ( Педагогическое речеведение. Словарь- справочник.)

Таким образом, смысловое чтение- чтение с мыслью о прочитанном.

 

На   уроках  начальной школы нам  встречаются различные виды текстов.

 Поэтому, я использую разнообразные  приемы работы  текстами, и разные виды чтения ( просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное), направленные на формирование смыслового чтения.

·        Развитие умения анализировать задание.

·        Поиск ключевых слов в теме урока, в задании, в тексте.

·        Ответы на поставленные к текстам, заданиям вопросы (как письменные, так и устные).

·        Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

·        Формулирование простых выводов после прочтения текста.

·        Преобразование прочитанного текста в таблицу.

·        Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

·        Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

·        Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

·        Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях, СМИ

 

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

В процессе чего школьники должны научиться:

понимать; анализировать; сравнивать; видоизменять;

генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи) тексты.

 

Рассмотрим некоторые приемы  .

Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).

Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов.  При самостоятельном чтении ученики подчёркивают непонятные слова.

Пример

Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»

Прочитай понятия и толкования слов и словосочетаний. Раскрась пары соответствующим цветом.

Умение, опираясь на прочитанный текст: пример

Работа с ключевыми словами.

В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения.

Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Пример:Г. Скребицкий «Белая шубка»

Подчеркни в отрывке из текста слова, которые объясняют, почему автор так назвал свой текст.

Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.

В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.

Вот когда ему белая шубка пригодилась!

 

Работа со словами-образами.

Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.

 

Работа с многозначными словами.

Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.

Горчица была такой острой, что у Вани выступили на глазах слезы.

Алеша простыл и поэтому не пошел гулять с ребятами.

Когда Анна Ивановна вышла в переулок, хулиганов и след простыл.

Работа с фразеологизмами.

1. Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.

Пример: Оля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык).

Ученые беспокоятся и предупреждают (бьют тревогу): земле угрожает экологическая катастрофа.

2. Составьте диалог, используя фразеологизмы:

Развитие читательского воображения при составлении рассказа по предложению.

Расшифруй предложение и составь по рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил.

     (рассказ по предложению)

    Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.

Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и подтекстовую информацию.

Применение метода «диалог с автором текста».

. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:

·         ищем то, что не очень понятно в тексте и формулируем вопросы;

·         прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста;

·         самопроверка (проверяем свои предположения, сверяя их с текстом).

Также можно вести «диалог» с автором учебника, через анализ содержания курса, например: урок математики:

Раздел «Сложение и вычитание чисел».

 Тема «Периметр»

 Находим соответствия темы с названием раздела, выделяем незнакомый термин,  выдвигаем гипотезы, практически доказываем соответствие, обращаясь к словарю или учебнику.

 Также на уроках я использую задачи на поиск, получение, фиксацию информации.

Какие птицы спрятались на дереве?

крякря

карудодкар

тетеревжужужу

туктукдятелтуктук

капсиницакап

кукуласточкакуку

жстриж

и

в

орёл

л

г

а

 

На дереве спрятались названия птиц. Найди их.

Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.

Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши.__________________

Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.

 

 Задания направленные на формирования умения  работать со скрытой, сжатой информацией на примере условных знаков в быту, афиш, плакатов,  почтовых марок и т.д.

Рассмотри знаки.

Расскажи. Видел ли ты эти знаки на ярлычке* одежды?

Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?

Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?

Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?

hello_html_m609ef1a1.jpghello_html_m627c4054.jpg

hello_html_44541f54.jpg

hello_html_6689175e.jpghello_html_4c6a1239.jpg

 

Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?

Определи. Как рекомендуется ухаживать за каждой вещью? Расскажи об этом маме.

 

https://pp.userapi.com/c638825/v638825688/6b091/HUhAJ3C5jAk.jpg vpr2017-okr-mir-4klass-var12_Страница_03

1. Где будет проходить ярмарка.

2. Ярмарка будет работать несколько дней? И т.д.

Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

 

Применение элементов смыслового чтения на протяжении уже трёх лет позволило сделать процесс чтения для детей увлекательным.  Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению, обсуждают прочитанные книги , задают вопросы на интересующие темы , а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности. Так же 14 февраля дети с большим удовольствие приняли участие в акции приуроченной к международному дню книги, к моему приятному удивлению каждый подарил и получил в подарок книгу от одноклассника. Для меня все это значит, что любовь к книгам возрождается.

 

Сколько книг прочтено - не имеет значения,

 Но имеет значение очень давно

 Ежедневное, ежевечернее чтение,

 Еженощное - с лампой зажженной - в окно.

 

 И пока круг от лампы на крепком столе

 Выключается только на позднем рассвете,

 Всё в порядке на круглой и светлой Земле,

 Населенной читателями планете.

 

Рецепт прост : принимать перед сном.