Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда…раньше,
чем раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.
В.А.Сухомлинский
Эти слова великого педагога стали отправной точкой в моей педагогической работе.
Обратиться к проблеме смыслового чтения при обучении младших школьников на разных предметах заставляет сама жизнь:
Во – первых, за последние годы статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе сильно изменилось: все чаще чтение звучит как наказание.
Во-вторых, современные школьники с бОльшим желанием проводят время у монитора компьютера, телефона, телевизора, нежели за чтением книги, в результате чего им все труднее воспринимать услышанное и читать отдельные слова и предложения, а это приводит к непониманию текста в целом.
А ведь умение вдумчиво читать является основополагающим принципом при написании контрольных, итоговых работ, которые сейчас в великом многообразии представлены в системе независимой оценке качества образования. ( это и ВПР, И НИКО, и ККР, и ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ, и международные тестирования)
Мы, учителя, на практике сталкиваемся с тем, что в процессе учебной деятельности ученики допускают ошибки все чаще из-за неумения вдумчиво прочитать задание. Получается, как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает» эти слова, на мой взгляд, как нельзя точно отражают актуальность выбранной мною методической темы:
«Приемы работы по формированию навыков смыслового чтения в обучении младших школьников».
Цель работы: включение учащихся в учебную деятельность на основе использования приемов смыслового чтения.
Задачи:
1. Изучить различные стратегии смыслового чтения.
2.Изучить приемы, способствующие формированию смыслового чтения на различных уроках начальной школы.
3. Включить элементы смыслового чтения в каждодневный процесс обучения младших школьников.
4. Разработать систему упражнений для развития навыков смыслового чтения по различным предметам начальной школы.
Овладение навыками смыслового чтения является обязательным в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом метапредметным результатом освоения образовательной программы на каждом из уровней образования.
В Примерной ООП НОО даётся определение смыслового чтения.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Инструментом обучения смысловому чтению является СЛОВО. Слово обладает богатыми возможностями творческого обогащения.
Само понятие «смысловое чтение» состоит из двух слов.
Смысловое образовано от слова смысл - т.е. с мыслью, что означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины и .т.д.
Чтение- вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. ( Педагогическое речеведение. Словарь- справочник.)
Таким образом, смысловое чтение- чтение с мыслью о прочитанном.
На уроках начальной школы нам встречаются различные виды текстов.
Поэтому, я использую разнообразные приемы работы текстами, и разные виды чтения ( просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное), направленные на формирование смыслового чтения.
· Развитие умения анализировать задание.
· Поиск ключевых слов в теме урока, в задании, в тексте.
· Ответы на поставленные к текстам, заданиям вопросы (как письменные, так и устные).
· Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
· Формулирование простых выводов после прочтения текста.
· Преобразование прочитанного текста в таблицу.
· Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
· Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
· Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
· Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях, СМИ
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
В процессе чего школьники должны научиться:
• понимать; анализировать; сравнивать; видоизменять;
• генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи) тексты.
Рассмотрим некоторые приемы .
Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).
Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. При самостоятельном чтении ученики подчёркивают непонятные слова.
Пример
Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»
Прочитай понятия и толкования слов и словосочетаний. Раскрась пары соответствующим цветом.
Работа с ключевыми словами.
В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения.
Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
Пример:Г. Скребицкий «Белая шубка»
Подчеркни в отрывке из текста слова, которые объясняют, почему автор так назвал свой текст.
Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.
В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.
Вот когда ему белая шубка пригодилась!
Работа со словами-образами.
Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.
Работа с многозначными словами.
Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.
С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.
Горчица была такой острой, что у Вани выступили на глазах слезы.
Алеша простыл и поэтому не пошел гулять с ребятами.
Когда Анна Ивановна вышла в переулок, хулиганов и след простыл.
Работа с фразеологизмами.
1. Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.
Пример: Оля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык).
Ученые беспокоятся и предупреждают (бьют тревогу): земле угрожает экологическая катастрофа.
2. Составьте диалог, используя фразеологизмы:
Развитие читательского воображения при составлении рассказа по предложению.
Расшифруй предложение и составь по рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.
И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил.
(рассказ по предложению)
Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.
Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и подтекстовую информацию.
Применение метода «диалог с автором текста».
. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:
· ищем то, что не очень понятно в тексте и формулируем вопросы;
· прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста;
· самопроверка (проверяем свои предположения, сверяя их с текстом).
Также можно вести «диалог» с автором учебника, через анализ содержания курса, например: урок математики:
Раздел «Сложение и вычитание чисел».
Тема «Периметр»
Находим соответствия темы с названием раздела, выделяем незнакомый термин, выдвигаем гипотезы, практически доказываем соответствие, обращаясь к словарю или учебнику.
Также на уроках я использую задачи на поиск, получение, фиксацию информации.
Какие птицы спрятались на дереве?
крякря
карудодкар
тетеревжужужу
туктукдятелтуктук
капсиницакап
кукуласточкакуку
жстриж
и
в
орёл
л
г
а
На дереве спрятались названия птиц. Найди их.
Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.
Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши.__________________
Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.
Задания направленные на формирования умения работать со скрытой, сжатой информацией на примере условных знаков в быту, афиш, плакатов, почтовых марок и т.д.
Рассмотри знаки.
Расскажи. Видел ли ты эти знаки на ярлычке* одежды?
Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?
Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?
Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?
Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?
Определи. Как рекомендуется ухаживать за каждой вещью? Расскажи об этом маме.
1. Где будет проходить ярмарка.
2. Ярмарка будет работать несколько дней? И т.д.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Применение элементов смыслового чтения на протяжении уже трёх лет позволило сделать процесс чтения для детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению, обсуждают прочитанные книги , задают вопросы на интересующие темы , а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности. Так же 14 февраля дети с большим удовольствие приняли участие в акции приуроченной к международному дню книги, к моему приятному удивлению каждый подарил и получил в подарок книгу от одноклассника. Для меня все это значит, что любовь к книгам возрождается.
Сколько книг прочтено - не имеет значения,
Но имеет значение очень давно
Ежедневное, ежевечернее чтение,
Еженощное - с лампой зажженной - в окно.
И пока круг от лампы на крепком столе
Выключается только на позднем рассвете,
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населенной читателями планете.
Рецепт прост : принимать перед сном.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.