Статья на тему: "Развитие познавательных интересов в учебной деятельности"
Оценка 4.6

Статья на тему: "Развитие познавательных интересов в учебной деятельности"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
13.05.2021
Статья на тему: "Развитие познавательных  интересов в учебной деятельности"
Новые государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования ДНР ставят перед учебным заведением одну из важнейших задач - развитие познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у молодежи познавательные процессы и стремление к самореализации.
2 Шумская.docx

Развитие познавательных  интересов в учебной деятельности

Преподаватель ГПОУ ДЭМТ

Шумская Лариса Анатольевна

Новые государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования ДНР ставят перед учебным заведением  одну из важнейших задач - развитие познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у молодежи познавательные процессы и стремление к самореализации.

Проблема развития познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. В своей книге Ян Амос Коменский «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». По мнению Коменского, в природе каждого ребёнка заложены нравственные и умственные возможности, которые позволили учёному отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о лёгкости, приятности и основательности обучения.

Теперь определим, что собой представляет  интерес.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

— избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

— проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

— активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

— активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

— специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

На многоаспектность и разносторонность познавательного интереса указывает в своей монографии Г.И. Щукина. Она определяет три основных его модификации:

Познавательный интерес как средство обучения. Г. И. Щукина обращает внимание на то, что в этой модификации интерес часто выступает в педагогической практике «... как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, делает процесс обучения привлекательным, привлекает непроизвольное внимание учеников, заставляет активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над поставленной учебной задачей ».

Познавательный интерес как мотив деятельности учения. Обращается внимание на то, что «познавательные интересы, как сильный мотив учения, черпая из внешнего мира строительный материал, генерализуються в подобных ситуациях и становятся мощным образованием самой личности».

Познавательный интерес как устойчивая качество личности. В этой модификации автор указывает на «Закрепления постоянно функционирующего в деятельности ученика познавательного интереса во взаимосвязи с мотивами и устойчивыми способами поведения. Познавательный интерес наконец становится устойчивой чертой человека, его личности. Как черта личности, познавательный интерес проявляет себя в любой обстановке, в любых условиях».

Если интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков, то интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Преподаватель воспитывает интерес к своей дисциплине.

От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение дисциплины – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.

Познавательный интерес оказывает влияние на личность студента многозначно. Можно объединить в системе преподавания все три особенности интереса как цели, средства и результата.

С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив.

Когда мы создаём с помощью элементов занимательности, вводимым на разных этапах занятия, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения. В этом случае мы используем объективно привлекательные свойства предметов, явлений, событий, процессов (эффектный опыт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово).

На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. Здесь уже интерес выступает как результат обучения.

Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы, который опирается на следующие методы:

-Методы эмоционального стимулирования - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

-Методы развития познавательного интереса - формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений дифференцированного или индивидуального характера, направленных на подготовку обучающихся к выполнению основных заданий занятия.

-Методы формирования ответственности и обязательности. Процесс обучения опирается не только на эмоции, но и на целый ряд мотивов ответственности и обязательности  - содержание данного метода определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем дисциплинам, правилами внутреннего распорядка, Уставом образовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в обучении должно сочетаться с методами приучения студентов к выполнению учебной работы, учебных требований, т.к. отсутствие таких навыков может вызвать отставание студентов в обучении, а соответственно и нарушение дисциплины.

-Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся - использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого обучающемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений и т.д.

Приведем примеры развития познавательной деятельности студентов на занятиях специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» по следующим направлениям:

- Факты (экономическая информация, пример из жизни, факты из жизни «замечательных» людей).

- Иллюстрации и демонстрационные средства (документальное, художественное кино; натуральные объекты).

- Создание проблемной ситуации на занятии.

- Ситуация неожиданности на занятии.

- Индивидуальная и групповая работа на занятии.

- Организация соревнования на занятии.

- Игра-путешествие.

- Ролевая игра.

- Деловая игра.

- Занятии -турнир, занятии -диспут.

- Занятие КВН, занятии -суд.

- Игра «Умники и умницы».

- Круглый стол. Аукцион знаний.

- Занятии-зачет, занятии-выставка, занятии-аукцион.

- Занятии -фантазирование, занятии сказка, занятии в школе будущего.

- Пресс-конференция и т.д

Таким образом, познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов обучения студентов. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых студентов протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности обучающихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности студента и оказывает сильное влияние на его развития.

 

Список использованной литературы

 
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: 2011

2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008 – 640с.

3. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:2011.

4. Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. – Минск, 2009 
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М:2012 

6.Экономическая теория /Под редакцией Камаева В.Д .- М: 2009 



 

Развитие познавательных интересов в учебной деятельности

Развитие познавательных интересов в учебной деятельности

На многоаспектность и разносторонность познавательного интереса указывает в своей монографии

На многоаспектность и разносторонность познавательного интереса указывает в своей монографии

Когда мы создаём с помощью элементов занимательности, вводимым на разных этапах занятия, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения

Когда мы создаём с помощью элементов занимательности, вводимым на разных этапах занятия, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения

Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений и т

Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений и т

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов обучения студентов

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов обучения студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2021