Статья на тему "Развитие речи младших школьников"
Оценка 5

Статья на тему "Развитие речи младших школьников"

Оценка 5
docx
17.04.2024
Статья на тему "Развитие речи младших школьников"
444.docx

Развитие речи младших школьников

Автор: Борисова Наталья Леонидовна

МАОУ Гимназия № 13, г.о. Долгопрудный

 

Аннотация: В этой статье рассмотрены задачи речевого развития и доступная методическая поддержка: ресурсы и педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, направленные на развитие речи младших школьников.

Ключевые слова: развитие речи, работа с текстом, начальные классы, смысловое чтение.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

«Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А.И. Куприн

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания. Успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения. 

Научиться излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие их речевой деятельности. Младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.

Стихийно усвоенная речь нередко примитивна и не всегда правильна. К чему же следует стремиться ребенку? Какие требования следует выполнять для овладения грамотной речью?

1. Содержательность – говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь.

2. Логичность – умение не повторять одного и того же при переходе от одной части к другой.

3. Точность – умение передавать факты, чувства и наблюдения, выбирая подходящие языковые средства, передающие именно то, о чем хочет сказать ученик.

4. Выразительность – умение ярко, убедительно и сжато передавать мысль, воздействовать интонацией, настроением.

5. Ясность – доступность для тех, к кому речь обращена.

6. Произносительная сторона речи – хорошая дикция, выговаривание звуков, владение интонацией, логическими ударениями, паузами.

7. Чистота – отсутствие слов-паразитов: ну, значит, так и других, грубых просторечных слов и выражений.

8. Правильность – соответствие литературным нормам языка (играет особенно большое значение для школы).

Все это применимо к речи младших школьников и должно соблюдаться в процессе ее развития. Некоторые важные аспекты овладения речью могут быть усвоены только под руководством учителя, в процессе учебной деятельности.

Следовательно, развитие речи – педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком.

Качество и результативность речевого развития зависит от следующих факторов:

1. Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребёнка.

2. Использование разнообразных форм работы на уроке.

3. Интеграция с различными образовательными областями.

4. Создание развивающей речевой среды на занятиях.

5. Грамотная речь педагога.

Развитие лексической стороны речи всегда строится параллельно с развитием грамматического строя речи. Это подбор однокоренных слов, образование краткой и сравнительной форм имён прилагательных по наводящим вопросам учителя, правильное употребление предлогов со словами и несклоняемых форм имён существительных.

Одной из первостепенных задач речевого развития является формирование словаря младшего школьника:

1. Расширение, уточнение, активизация словаря через углубление представлений о мире, в котором мы живём, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребёнка (игры: «Назови «летние» слова, «зимние» слова, «осенние» слова, «весенние» слова; «Одень друга»; «Любимые игрушки»).

2. Активизация использования обобщающих понятий в свободном общении детей (плоды, движения, вещи, временные и пространственные понятия).

3. Расширение и активизация словаря через синонимы (весёлый – радостный, бежать – мчаться) и антонимы (спокойный – подвижный, взлететь – приземлиться).

4. Продолжение знакомства с многозначными словами и словами-омонимами (нос – выступающая часть лица и нос – передняя часть корабля) с прямым и переносным значением слов русского языка (холодная вода – холодный взгляд).

5. Продолжение знакомства с фразеологическими оборотами («витать в облаках», «душа в пятки ушла»).

Следующая задача речевого развития – это совершенствование звуковой культуры речи:

1. Проведение речевой гимнастики (чистоговорки, скороговорки).

2. Продолжение работы по диалогическому взаимодействию (сценки, чтение, постановки).

3. Продолжение работы с паронимами (всякий – всяческий, длинный – длительный).

4. Продолжение работы в упражнении подбора слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова).

5. Продолжение работы по определению наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком). 

6. Продолжение работы над звуко-буквенным анализом слов.

7. Продолжение работы над выразительностью чтения (темп, высота, тембр, сила голоса, скорость).

8. Продолжение работы над проговариванием всех звуков в словах и правильной постановкой ударений, со словами – омографами (замок – запирающее устройство и замок – здание).

Следующая задача речевого развития – это формирование связной речи младшего школьника:

1. Диалогическое общение (сценки, тест-опросы, работа в парах).

2. Повествовательные и описательные высказывания в устной и письменной формах (сочинения и мини-сочинения, изложения, составление плана текста в виде повествовательных и в виде вопросительных предложений).

Вот лишь некоторые дидактические игры: 

  • «Расскажи мне, расскажи…» - составление описательных и сюжетных рассказов;
  • «Орфографический этюд» - подбор слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, или парным согласным звуком;
  • «Каждому слову - своё место» - составление цепочки словарных слов;
  • «Твёрдый знак в гостях у сказки» - работа со словами с разделительными «ь» и «ъ».

В игре формируется способность рассуждать, принимать точку зрения другого человека (персонажа), находить выход из проблемной ситуации. У обучающихся вырабатываются эмпатийные способности (умение выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим).

Что касается обучения письму, здесь важно помнить, что оно не должно сводиться к усвоению ребёнком только лишь правил правописания, навыков списывания и письма под диктовку. Научив формальному запоминанию и изложению чужих мыслей, невозможно раскрыть перед учеником всю палитру коммуникативных возможностей письменной речи.

Наиболее эффективными являются такие формы работ по развитию речи и активизации мышления:

· творческое списывание;

· творческий диктант;

· творческое изложение;

· творческое сочинение.

Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности.

Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Оно, прежде всего, должно быть осознанным. Учащиеся должны понимать содержание текста, уметь пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено. Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради.

Свободный диктант – когда учащиеся запоминают 2-3 предложения и тут же их записывают.

При написании творческих изложений обучающимся необходимо умение запомнить, проанализировать текст, выделить значимые необходимые части и самостоятельно изложить свои мысли, именно это является первыми ступеньками к написанию сочинений.

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование. Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место.

Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни. Работа над формированием навыка написания сочинений начинается задолго до написания самого сочинения. Она ведётся на всех уроках русского языка, чтения и литературы. Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания современных школьников.

В работе по развитию речи учащихся использую различные дидактические пособия, допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных организациях. С появлением в программе обучения предмета «Смысловое чтение, использование таких пособий стало наиболее актуально.

Одним из таких пособий является учебно-методический комплект «Чтение. Работа с текстом. Программа 1-4», автор -  Крылова О.Н.

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: школьник учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, учащийся использует знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа с текстом способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

Работая с отдельными словами, словосочетаниями. С предложениями, а также с целым текстовым материалом, учащийся тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению родного русского языка, развитию связной и грамотной речи, а также прослеживаются межпредметные связи. 

На основе анализа и обобщения собственного педагогического опыта и изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:

1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников.

2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.

3. Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, его наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

 

Список литературы:

1. Политова И.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1984 г.

2. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. – М.: «Просвещение», 1985 г.

3. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль ТОО: «Гринго», 1995 г.

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Максаков А.И. Занятия по развитию речи. - М.: «Совершенство», 2001 г. 

5. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. ФГОС - М.: «Экзамен», 2023 г.


 

Развитие речи младших школьников

Развитие речи младших школьников

Ясность – доступность для тех, к кому речь обращена

Ясность – доступность для тех, к кому речь обращена

Продолжение работы по определению наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком)

Продолжение работы по определению наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком)

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ

Политова И.И. Развитие речи учащихся начальных классов

Политова И.И. Развитие речи учащихся начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2024