азвитие самообразовательных навыков на уроках английского языка.
Зырянова Светлана Николаевна, учитель английского языка
Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков
Система обучения английскому языку строится в соответствии с общедидактическими принципами воспитывающего обучения, научности, сознательности, доступности и посильности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
В стратегии развивающего обучения особого внимания требуют старшеклассники, к учебной деятельности которых предъявляются требования в связи с изменением содержания различных учебных дисциплин и необходимостью подготовки старших школьников к дальнейшему самообразованию. Одним из важных дидактических принципов является принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению, формирование познавательных интересов, потребностей в знаниях.
В зависимости от концепции языкового образования школы в целом, а также от количества часов, отводимых на изучение иностранного языка, контингента обучающихся происходит смена акцентов в целях обучения. Овладение английским языком связано с формированием у обучающегося произносительных, лексических, грамматических, орфографических навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Соответственно этому подбираются методики и технологии преподавания языка.
Ни один предмет школьного курса не требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как иностранный язык. Учитель должен позаботиться о том, чтобы учащиеся понимали специфику предмета, осознавали, что главное в изучении иностранного языка – это уметь понимать усваиваемый материал при аудировании, чтении текста, уметь пользоваться им в собственных высказываниях, а это достигается только практикой, ежедневным повторением.
Навыки вырабатываются только в ходе систематического выполнения определенных действий с учебным материалом, таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.
Чем старше учащиеся, тем большее значение приобретает умение пользоваться средствами обучения: текстами для чтения, словарем, грамматическим справочником; умение прослушать и понять различные аудио- и видеотексты. Так, ближе к старшему этапу, больший акцент делается не на объем получаемых знаний, не на запоминание правил и таблиц спряжений, а на развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся: умения самостоятельно найти нужную информацию при помощи тех же словарей и справочной литературы. Каждый учитель сам отбирает те методы и приемы работы, которые наиболее подходят в каждом конкретном случае. Многолетняя практика показывает, что многие учащиеся, даже старших классов, не умеют полностью использовать ту информацию, которая заложена в школьных двуязычных словарях, большей частью словари используются для перевода иностранных слов на русский и наоборот. В методике чаще всего также предлагаются варианты заданий для обучения школьников умению пользоваться словарями для быстрого нахождения слов.
Для совершенствования умения в чтении текстов на английском языке даю задания, чтобы чтение носило осмысленный, проблемный характер и позволяло решать весь комплекс задач.
На уроках английского языка у нас сложилась своя система использования словарей.
Следует отметить, что преподавание английского языка осложняется порой тем, что времени для полного цикла отработки языкового и речевого материала от момента его введения до творческого использования в новых ситуациях недостаточно, отдельные звенья этой методической цепочки или пропускаются, или отрабатываются не на должном уровне. Например, процесс продуцирования речи на основе множества предварительных коммуникативных упражнений чаще всего заменяется конструированием предложений, где необходимо уметь осознанно применять все изученные (а чаще всего не совсем изученные и даже еще совсем не изученные) грамматические явления. Именно здесь важно научить оперативно добывать и рационально использовать информацию из всех имеющихся пособий, справочников, словарей, то есть прививать навыки самостоятельной работы.
Такие ситуации мы считаем вполне обоснованными и приемлемыми на уроках для более эффективного использования учебного времени, увеличения плотности урока.
Мы предлагаем ряд приемов, способствующих развитию самообразовательных навыков учащихся.
Ни для кого не секрет, что самым сложным в построении предложений для учащихся является глагол: именно его необходимо поставить в нужном месте в нужной форме и нужном времени. Если порядок слов в предложении (место глагола) логично оформить в виде схемы и разместить на доске, то работа с глагольными формами может проводиться с использованием словарей.
Для этого учитель должен познакомить учащихся с тем справочным материалом, который имеется в конце словарей, структурой его изложения, методикой использования учащимися. Если не брать во внимание прямую функцию двуязычного словаря – перевод, то наиболее значимыми материалами для организации работы с помощью словарей по конструированию предложений являются “Список неправильных глаголов” и др.. Идеальный вариант – когда в кабинете имеются одинаковые, достаточно качественные издания словарей, снабженные подробными грамматическими комментариями. Если словарей в кабинете недостаточно, то для организации учебной работы можно сделать распечатку таблиц из одного словаря для каждого учащегося. В реальной ситуации у школьников разные словари, но каждого необходимо научить пользоваться содержащимися в них справочными материалами.
В качестве примера приведем ряд приемов работы со стихотворением первого английского писателя, получившего Нобелевскую премию в 1907 году, Р. Киплинга «Если»:
Задания
1.Найдите и проанализируйте неправильные глаголы (вспомните три формы), поставьте глаголы в алфавитном порядке: hurt, keep, can, make, meet, hear, build, lose, says, run.
2.Переведите незнакомые для вас глаголы. Если вам глагол не знаком, обратитесь к помощи словаря (“Список неправильных глаголов”). Самостоятельная работа со словарями (возможны варианты по усмотрению учителя).
3.Распределите глаголы по группам в зависимости от типов (правильные и неправильные).
4.Найдите и переведите отглагольные существительные: winnings, beginnings.
5.Найдите пары родственных (однокоренных) слов и переведите: think- thoughts (мысли), dream- dreams(мечты), doubt- doubting (сомнения), wait - waiting (ожидание), being hated-to hating(ненависть), being lied-lies(ложь).
6.Приведите примеры употребления глаголов в:
1). настоящем продолженном времени: are losing, are blaming
2).прошедшем простом: gave
3).настоящем завершенном: have spoken
7.Найдите и переведите причастия: are gone, be tired, twisted by, wornout, loving friends.
8.Приведите примеры конверсии: the common touch, life to broken.
9.Найдите и проанализируйте слова, образованные с помощью приставок и суффиксов: the unforgiving minute, allowance. Напоминаем ученикам, что префикс-un обозначает отрицание. Эти упражнения (8,9) необходимы, чтобы еще раз напомнить учащимся способы пополнения словарного состава языка.
10. Пользуясь таблицей, сгруппируйте глаголы по способам образования participle I.
11. Восстановите недостающие формы глаголов.
12.Предлагаем упражнение: образуйте, если это возможно, новые слова от глаголов из стихотворения морфологическим способом и переведите.
13. Завершающим этапом работы над стихотворением может явиться серия творческих заданий: используя глаголы стихотворения, предложите свой поэтический вариант; зарифмуйте переводы глаголов на русский язык; объедините глаголы в смысловые группы; приведите ассоциации; разыграйте мимические сцены; придумайте забавные (грустные, лирические, фантастические, исторические, …) истории и так далее.
Если работа выполняется на бумаге, то можно, чтобы не переписывать, просто пронумеровать глаголы в алфавитном порядке, следуя правилу первых трех букв. Если есть возможность работать в компьютерном классе, то очень просто в первоначальном варианте сделать перестановку согласно заданию, сохранив версию, всем учащимся персонально; а если есть только один компьютер – выполнить работу коллективно, по цепочке, в форме соревнования по группам и т.д.
В устной форме должны быть названы все глаголы. Если упражнение выполняется письменно, то целесообразнее ограничиться примерами, выписав в столбики определенное количество глаголов
Следует отметить, что распределение глаголов по группам не является самоцелью, а лишь настраивает учащихся, что необходимые глагольные формы для конструирования предложений образуются все одинаково, по правилам. Предлагается найти в словарях таблицы неправильных глаголов и в процессе работы на уроке несколько раз прибегать к ним для закрепления навыка.
Для работы предлагаются глаголы из стихотворения, работа организуется со справочной таблицей из словаря. Цель – зная основные закономерности спряжения глаголов в настоящем времени (окончания –s, -es) в единственном числе; научить восстанавливать недостающие формы по имеющимся основам.
Нами были предложены лишь некоторые приемы, используя которые в системе, можно научить старшеклассников использовать словарь не только для перевода слов, но и для поиска другой информации, материалов справочного характера, размещенных в словарях. Как правило, считается, что это все должны и умеют делать. Но из опыта следует, что умениям и навыкам самообразовательной деятельности (а умения работать с источниками информации именно к ним и относятся) необходимо учить, и учить в течение всего периода обучения.
Обучение старшеклассников приемам самостоятельной работы расширит их значения, обеспечит возможность достигнуть практических, воспитательных и образовательных целей при изучении иностранного языка. Важное значение приобретает вопрос об организации систематической работы учащихся по иностранному языку. Желание, умение трудиться, радость от выполняемой работы составляют основу успешного учения.
Перечисленные учебные ситуации, на мой взгляд, являются эффективным средством организации активной самостоятельной работы старшеклассников. Включение учащихся в ситуации выбора и оценки позволяет постепенно формировать у учащихся правильную оценку своих возможностей. От правильного выбора, планирования и оценки своих возможностей зависит положительное отношение учащихся к учению в целом. Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы. Создается обстановка для естественного самовыражения ученика.
-75%
Курсы повышения квалификации
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.