Статья на тему: "Современные инновационные технологии на уроках физической культуры"

  • docx
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Андреева О.П. Статья.docx

Современные инновационные технологии на уроках физической культуры

 

Андреева Ольга Петровна, преподаватель        

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Центр-колледж прикладных квалификаций,

                                                                                Мичуринск, Тамбовская область

Мы живём в век технологического прогресса, развитие технологий оказывает непосредственное влияние на все сферы общественной жизни. Исключением не является и сфера спорта и физической культуры. Поскольку спорт и физическая культура непосредственно затрагивают всю общественную жизнь, так как Физическая активность является важным аспектом высокого качества жизни населения, поскольку способствует повышению функциональных возможностей систем организма и замедлению развития хронических заболеваний. Физическое воспитание направлено на развитие навыков, необходимых для ведения здорового и активного образа жизни, помогает в достижении здоровой физической формы и поддерживает личное и общественное благополучие. На современном этапе развития общества неотъемлемым элементом повышения эффективности физического воспитания является инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта (ФКиС), позволяющая получить прогрессивный социально-экономический эффект и увеличить уровень жизни населения [1].

В  статье рассматриваются: дыхательные технологии, фитнес-технологии, технологию портфолио.

В настоящее время увеличилось число обучающих, страдающих разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. Часто болеющие - сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений, направленная на оздоровления организма.

Цель проведения дыхательной гимнастики с обучающимися - это, прежде всего, укрепление их здоровья.

Значение такой гимнастики для общего физического развития велико, ведь:

-упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;

-упражнения учат управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;

-правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;

-дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней органов дыхания.

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, детям, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

Некоторые рекомендации:

Синхронизация дыхания с движением тела. Например, при разведении рук, когда грудь расширяется, следует сделать вдох, а при сведении рук воздух выдыхается.

Непрерывное дыхание. Задержка дыхания во время силовых упражнений может повлечь за собой повышение давления и даже потерю сознания.

Глубокое дыхание. Глубокое дыхание позволяет увеличить объём лёгочной вентиляции, что повышает кислородное снабжение мышц и улучшает их работу.

Дыхание через нос. Дыхание через рот нежелательно и даже вредно. Только в случаях интенсивной физической работы допускается дыхание одновременно через нос и узкую щель рта, образованную языком и нёбом.

Использование специальных упражнений. Они укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в лёгких.

Некоторые виды спорта, где часто используют дыхательные практики:йога или плавание.

Однако нельзя злоупотреблять дыхательными упражнениями.

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма[2].

Фитнес-технологии – это, прежде всего технологии, обеспечивающие результативность в занятиях фитнесом. Грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, является в настоящее время одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ. Ярким моментом на уроке физкультуры являются упражнения под музыку, элементы ритмики и танцев.

В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность. Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, элементы ритмики находят отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической, гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию используемых средств в подготовительной, основной и заключительной частей урока.

Также фитнес - технологии активно используются в различных видах физкультурно-оздоровительной работы. Как показывает практика внедрение фитнес - технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства из них.

Оцифровка физической нагрузки началась с выходом фитнес-браслетов, способных фиксировать параметры активности.

Для получения наибольшего результата от тренировок, необходимо учитывать не только нагрузку на организм, но и такие параметры, как частота пульса и дыхания, время бодрствования и сна.

Также существуют мобильные приложения, предлагающие программы тренировок, планирование питания и отслеживание прогресса. Их функции заключаются в следующем:

-после ввода своих данных приложение подбирает программу в зависимости от заданной цели пользователем;

-набор упражнений с подробным описанием или видеоинструкцией;

-приложение способно рассчитать наиболее подходящую диету для пользователя, основываясь на его персональных данных и поставленных целях;

-фитнес-браслеты и мобильные приложения для спорта имеют многие студенты, но для повышения интереса к занятию спортом на парах следует использовать умные тренажеры.

Умные тренажеры – это тренажеры с искусственным интеллектом, который контролирует процесс тренировки, а также является тренером, анализируя уровень физической подготовки обучающего и подбирая необходимый уровень нагрузки.

Информация о нагрузке, собранная с помощью датчиков, которые считают подходы, запоминают вес и регулируют другие показатели, также передается на мобильное устройство. Эта функция очень полезна, ведь преподаватель выдает общие упражнения для всех студентов за исключением особенных ребят, а умный тренажер будет подбирать нагрузку для каждого студента индивидуально, исходя из его параметров и возможностей.

Существует несколько видов умных тренажеров.

Самый простой пример умного тренажера – это силовой тренажер. Он сам тестирует уровень физической подготовки студента, а после подбирает необходимый вес и количество подходов. К таким тренажерам можно отнести следующие:

1.Умная беговая дорожка будет следить за пройденным расстоянием, скоростью движения и количеством шагов. Чтобы иметь расширенный доступ к параметрам тренировок и фиксировать свои рекорды, потребуется установить специальное приложение.

2.Умная скакалка вместе со специальным приложением считают обороты и сожженные килокалории, составляют индивидуальные программы тренировок, подбадривают и мотивируют. В них также встроен небольшой дисплей, на котором отображается информация о текущей тренировке.

3. Петли для подвесного тренинга неуклонно набирают популярность. Система автоматически подсчитывает количество подходов, скорость, использованный в ходе занятий вес и время тренировки. В приложении установлен большой выбор программ, направленных на снижение веса, повышение выносливости, развитие силы или на тренировку отдельных групп мышц.

4.Умные перчатки со встроенными датчиками определения движений нацелены на отслеживание силы и размаха удара. Перчатки сопрягаются с приложением, и вы готовы к тренировкам с грушей или к спаррингу. В вашем смартфоне хранится вся информация о занятиях боксом и анализ вашего прогресса. Кроме того, перчатки снабжены LED-подсветкой, меняющейся в зависимости от силы удара и динамики спортивных занятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что фитнес - технологии содействуют изменению негативного отношения к урокам физической культуры; способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, являются действенным средством повышения уровня физической активности.

Чтобы оценить личностные результаты обучающегося, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких  технологий является – портфолио. Технология портфолио направлена на формирование опыта по накоплению, систематизации и представлению обучающимися результатов и достижений по предмету «Физическая культура».

В основе портфолио лежит повышение мотивации к занятиям спортом, физическому самосовершенствованию, что хорошо согласуется с приоритетами модернизации школьной оценки в целом, делает оценивание более демократичным и личностно ориентированным. Портфолио позволяет отследить индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Портфолио является рабочим инструментом, позволяющим обучающемуся эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные достижения.

Задачи:

-определение динамики показателей физической подготовленности для создания ситуации успеха, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях;

-раскрытие индивидуальных способностей, развитие познавательных интересов по предмету «физическая культура»;

-приобретение навыков самооценки; укрепление взаимодействия семьи и обучающегося.

Портфолио - это незаменимый документ в работе с обучающимися. Портфолио помогает преподавателю выявить одаренных обучащихся, вести классификацию "роста" своих учеников, а обучающимся такой инструмент оценки своих успехов помогает самосовершенствоваться, самомотивироваться и классифицировать свои результаты.

Инновации в физической культуре и спорте - это нововведения, которые улучшают тренировочный процесс, повышают эффективность подготовки спортсменов и сохраняют их здоровье. Они могут относиться к разным аспектам: технологиям, методикам, образованию и исследованиям.

Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Использование инновационных технологий в физическом воспитании - это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом. Это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения для сохранения здоровья.

Список литературы

 

1. Степанов, И. Э. Инновации в сфере физической культуры и спорта / И. Э. Степанов, С. С. Межман. // Научный лидер. — 2021. — № 41. — С. 162–165.

2.             Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.;

3.             Фатхуллин, Б.Э. Особенности воспитательной деятельности в современной высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2009. № 11-12. С. 142-149.