СЮЖЕТНО РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сайсанова Юлия Алексеевна,
учитель ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 30 для глухих и слабослышащих обучающихся
Развитие ребенка с нарушениями слуха, его социальная адаптация очень важны. Важно так же его профессиональное самоопределение, т.к. большую часть времени человек посвящает работе и очень важно сделать правильный выбор. Выбор профессии – социально важная задача для каждого человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. Этот выбор требует размышлений о социальной среде и о себе, порождает определенные сомнения и противоречия, и, нередко, осуществляется на фоне недостаточных знаний и жизненного опыта выпускников. Учиться общаться со сверстниками, развивать самостоятельность, воображение, приобретать знания о профессиях нужно с младшего школьного возраста и в этом как нельзя лучше нам может помочь сюжетно – ролевая игра (рис. 1).
Рис.1.Сюжетно – ролевая игра |
|
Сюжетно-ролевая игра многофункциональна и вариативна. В игре ребенок всегда выше своего возраста, своего обычного повседневного поведения. Сюжетно – ролевая игра является эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности ребенка. Проведение сюжетно-ролевых игр помогает нам в решении следующих задач:
- расширяет знания обучающихся о профессиях, дает им представление о назначении той или иной профессии, ее связи с другими профессиями;
- способствует формированию межличностных взаимоотношений;
- развивает словесное общение детей, обогащает словарь новыми понятиями о профессиях;
- развивает активность, самостоятельность, инициативность, мышление, воображение, познавательный интерес т.д.;
- способствует процессу социализации неслышащих.
Сюжетно – ролевая игра объединяет общение и предметную деятельность. Эти игры служат средством овладения нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. В сюжетно – ролевой игре дети познают нравственно – этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей. Воспитатель (учитель) создает необходимые условия для проведения игры и руководит ею, обучая воспитанников самой игре, формируя и развивая новые игровые умения, активизируя необходимый для игры словарь, вводя новые для детей обороты речи. Различные по содержанию игры требуют разного объема словаря и предоставляют разные возможности для развития словесной речи, слуха, навыков общения.
В процессе сюжетно – ролевой игры глухие и слабослышащие обучающиеся могут приобрести знания об особенностях многих профессий, научиться ориентироваться в сфере производства, обслуживания и повысить уровень жизненной компетенции.
Организованная сюжетно – ролевая игра предполагает совместную деятельность. Формирующаяся речь у неслышащих детей в процессе ролевой игры, имеет коммуникативную направленность и представляется целесообразным объединение в игровой деятельности детей разного возраста. (Рис. 2). Обучающиеся старших классов могут принимать активное участие в проведении ролевых игр: как участники игр, как помощники воспитателя
Рис.2.Совместная деятельность во время сюжетно – ролевой игры
Важна также совместная деятельность детей и родителей: родители могут оказать посильную помощь в организации игры, в выборе инвентаря, игрушек, элементов костюма. В ходе работы мы определили комплекс условий, необходимых для организации сюжетной игры:
- тщательная подготовка воспитателя (учителя) к проведению игры;
- соответствие игры физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- обучение детей пользованию игрушками, предметами -заменителями;
- постоянное наблюдение за ходом игры и самочувствием детей;
- предоставление детям впечатлений, необходимых для возникновения у них интереса к игре (можно использовать какое – либо событие, знаменательную или праздничную дату, книгу, фильм, презентацию, экскурсию).
Кроме проведения сюжетно – ролевых игр целесообразно использовать так же проведение экскурсий (рис. 3). Во время экскурсий ребята могут посетить магазин, библиотеку и другие места, увидеть, как взаимодействуют друг с другом люди разных профессий. В этом нам также могут помочь родители, выступив в роли сопровождающих или представителей тех или иных профессий.
Рис.3.Экскурсия на хлеб комбинат
|
Рис.4 Встреча с врачом |
В ходе работы мы организовали сюжетно-ролевую игру «Школьное телевидение». Цель игры: развитие мотивации к учёбе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры. Мы распределили роли: оператор, корреспондент, ведущая, помощники оператора, зрители. Объяснили детям, что будем осуществлять видеосъемку для школьного телевидения, где дети могут поделиться своими впечатлениями о школе, игре, о том, что им понравилось больше всего, какая профессия вызывает у них наибольший интерес. Снятый фильм может сопровождаться сурдопереводом.
В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней, с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало. Поэтому для обучающихся старших классов можно использовать более подробное знакомство с профессиями. Интересным будет проведение экскурсий в учебные заведения, где обучают тем или иным профессиям. Ребята смогут сами выступить в роли корреспондентов, ведущих репортаж; взять интервью у преподавателей или студентов данного учебного заведения; задать интересующие их вопросы об обучении, о профессии. Можно так же снимать и ставить в просмотр ролики или презентации о профессиях, сопровождая их красочными фотографиями и комментариями.
В рамках раскрытия особенностей какой-либо профессии можно пригласить выпускников школы, чтобы они рассказали о своей специальности, поделились полезными знаниями и опытом. Это вызывает у детей положительные эмоции и познавательный интерес.
Полезным для самореализации и профессионального самоопределения будет так же психологическая и социальная помощь. Для правильного выбора профессии важно не только определить способности, мотивы, индивидуальные черты характера, а в первую очередь — профессиональную направленность личности. Бывает не просто сориентироваться в мире профессий, в том или ином направлении деятельности. Старшеклассникам приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и так далее. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. Не всегда легко и безошибочно можно определить, какая деятельность подходит более других. Поэтому профессиональный совет о том, как правильно выбрать профессию или род занятий, будет интересным и полезным как для родителей, так и для обучающихся школы.
Сюжетно-ролевая игра «Школьное телевидение» способствует расширению кругозора обучающихся и делает процесс профессионального самоопределения более интересным, ярким и доступным. Снятый для школьного телевидения материал является хорошим наглядным пособием в работе с глухими и слабослышащими обучающимися.
В ходе работы мы пришли к мнению о том, что с большим интересом и пользой воспринимается та информация, которая подается не сухим текстом или лекцией, а сопровождается личным участием, игрой, совместной работой, интересным видео или фильмом, в создании которых принимали непосредственное участие сами ребята, обучающиеся в школе.
Список литературы
1. Электронный музей профессий [ Электронный ресурс ]. – Режим доступа: URL: https://…career…muzej-professij-profvybor-ru (01.02.2020)
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. – МПСИ, 2008.– 168c.
3. .Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс»,– 2004. – 120 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.