«Деловая игра» на занятиях по «Основам финансовой грамотности»
Активные методы обучения популярны в современном образовании. Они позволяют развивать логическое мышление и делать обучающихся более эрудированным. Студенты должны не только учить материал, но и анализировать, осмысливать, критиковать его[1, с. 54]. При применении данных методов преподаватель и студенты работают в тесном сотрудничестве. Отвечающие отстаивают собственное мнение и выстраивают ответ так, как им кажется верным и правильным. Однокурсники имеют право в корректной форме редактировать ответы и высказываться относительно поставленной проблемы.
Деловая игра является одним из активных методов. Следует учитывать, что любая игра носит условный характер, но положительным моментом является то, что происходит имитация реальной обстановки.
Правила игры обозначаются преподавателем перед ее началом. Вопросы к отвечающим со стороны присутствующих на занятии студентов должны быть в конце ответов группы. Спрашивать следует без агрессии, уважая мнение каждого человека. Такие занятия позволяют студентам не только хорошо понять и осмыслить материал, но повысить свою самооценку и самоутвердиться [3, с. 308].
В процессе игры, обучающиеся не только получают новые знания, но и закрепляют полученные умения и навыки. Преподаватель выдает им вопросы и направляет работу в правильное русло. Каждый участник деловой игры должен высказать свое мнение для поиска правильного решения [2, с. 79].
Активные методы обучения являются основными на занятиях по дисциплине «Основы финансовой грамотности». На теоретических занятиях студенты изучают материал, накапливая багаж знаний в соответствии с рабочей программой, а на практических – мыслят, рассуждают, анализируют, критикуют, делают выводы[5, с. 68].
Примером использования метода деловая игра «Как не стать жертвой финансового мошенника» (выбор деловой игры осуществляется по желанию обучающихся)».
Целью занятия является сформированность представлений о расчетно - кассовом обслуживании в банке и понимание того, как не стать жертвой финансового мошенника. Обучающимся выдается перечень практических заданий и алгоритм их выполнения. Преподаватель делит студентов на группы. Каждая группа сама придумывает себе коммерческое предприятие, оказывающее медицинские услуги, и по предложенному плану разрабатывает ответы на вопросы.
Первая группа называется «Главный бухгалтер», вторая – «Кассир предприятия», третья – «Старший кассир», четвертая – «Кассир – операционист».
В конце занятия преподаватель благодарит студентов за активную работу и выражает надежду на то, что знания и практические навыки, полученные в ходе деловой игры, пригодятся им в их будущей профессиональной деятельности.
При проведении деловой игры «Как не стать жертвой финансового мошенника» участники игры смогут почувствовать себя людьми, которые помогают спастись от финансовых мошенников. С помощью технологии моделирования ситуаций обучающиеся не только узнают, как обезопасить себя и своих близких от финансового мошенничества, но и сформируют навыки выявления мошенничества и противодействия мошенническим схемам, расширят кругозор в области финансов. Путешествуя по игровому городу по собственному «финансовому» маршруту, участники попадают в различные ситуации, связанные с финансовым мошенничеством, и на практике осваивают правильный алгоритм действий для каждой из них[4, с. 17].
План проведения игры включает в себя следующие этапы:
1. Организационный. Подготовка раздаточного материала: печать карточек с заданиями, чек-листов, игровой валюты, карточек с названием станций. Оформление помещения: размещение станций в соответствии со схемой, размещение раздаточного материала.
2. Ритуал вхождения в игру. Распределение участников по командам. Создание игрового настроя.
3.Ориентационный. Введение в тему. Объяснение целей и правил игры. Ответы на уточняющие вопросы участников.
4. Игра. Прохождение команд по индивидуальным маршрутам, выполнение заданий.
5. Подведение итогов. Разбор заданий, вызвавших сложности. Возможно решение дополнительных заданий.
6. Церемония выхода из игры. Награждение команды-победителя.
Чтобы дойти до победы, требуется быстро сориентироваться и правильно решить несколько задач. Например, «Вы гуляли в историческом центре города и зашли в маленький магазинчик за водой и перекусом. За прилавком Вас встретила суровая дама. Вы выбрали продукты и решили расплатиться банковской картой. Дама взяла вашу карту в руки и пошла в подсобное помещение со словами, что POS-терминал для оплаты находится только там. Как вы поступите?» Если команда решила задачу неправильно, она выбывает из игры. Преподаватель рассказывает о сформированных в ходе игры компетенциях, об опасностях финансового рынка и способах защиты от мошенничества, отвечает на вопросы, напоминает о справочных ресурсах для получения большего объема информации.
В конце занятия необходимо поблагодарить обучающихся за активную работу и выразить надежду на то, что знания и практические навыки, полученные в ходе деловой игры, пригодятся в их будущей профессиональной деятельности.
Деловая игра по теме «Разработка бизнес-идеи и ее финансово-экономическое обоснование» проходит по аналогичному плану. Группы получают для обсуждения следующие бизнес-идеи:
- бизнес-план автомойки самообслуживания;
- бизнес-план картинга;
- бизнес-план проката автомобилей;
- бизнес-план шиномонтажа;
- бизнес план эконом-такси;
- бизнес-план автошколы.
Студенты сами решают, какой продукт они готовы предложить покупателю, выделяют круг потенциальных клиентов, приглядываются к своим конкурентам, продумывают месторасположение своего предприятия, создают организационную структуру своего бизнеса, выбирают материальную базу для создания условий возникновения своей продукции, составляют календарный помесячный план расходов и доходов, определяются с источниками получения средств[5, с. 69].
Таким образом, активный метод обучения деловая игра имеет множество положительных моментов. Появляются развитие логического мышления и искусства диалога, которые необходимо для выработки гибкости и правильности решения. Практический материал занятия, разобранный в процессе деловой игры, легче усваивается и запоминается.
Литература
1. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. – М.: КноРус, 2016. –219 c.
2. Дрозд К.В., Плаксина И.В. Инновационные педагогические технологии/ К.В. Дрозд, И.В. Плаксина. – М.: Наука, 2021. – 411 с. 4
3. Казанцева, Е.А. Игровые технологии в образовании/ Е.А. Казанцева. – М: Наука, 2021. –315 с.
4. Матяш, Н.В. Методы активного социально-психологического обучения/ Н.В. Матяш. – М.: Academia, 2019. – 200 с.
5. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении: учебное пособие для СПО / Ю. Л. Солодовников. – 6-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 312 с.
6. Хохлова Е. М. Преподавание дисциплин «право» и «правоведение» с применением традиционных и инновационных методов обучения / Е.М. Хохлова// Социально-политические науки . – 2017. – №1. – С. 67-70.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.