Статья на тему:"Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками."
Оценка 4.6

Статья на тему:"Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками."

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
27.03.2021
Статья на тему:"Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками."
Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками.docx

Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками

Любому человеку в повседневной жизни приходится в той или иной степени сталкиваться с арифметическими выражениями, производить расчеты и многие другие операции с числами. Такую же необходимость в этом испытывают и дети с нарушением интеллекта. Следовательно, овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями представляет важность в практическом смысле и является одной из основных ступенью его социализации.

В коррекционной педагогике существует ряд работ, посвященных формированию начальных математических представлений у младших школьников, отстающих в умственном развитии. Педагоги коррекционных школ обучают детей решению простых арифметических задач, развивают понятия временных представлений и пространственной ориентировки. На протяжении дочислового (пропедевтического) периода школьников с нарушением интеллекта учат производить группировку и упорядочение предметов, опираясь на определенный качественный признак; производить сравнительный анализ множества методом наложения, приложения или составления пар; преобразовывать множества методом увеличения, уменьшения и уравнивания их количества. Важно научить детей разграничивать понятия: один — много — мало, пустой — полный; сформировать представления о количественных отношениях: больше — меньше — поровну; о сохранении количества.

 В результате организации такой работы возникают условия понимания о числе и счете. На дальнейшее математическое развитие, отмечают психологи, влияет то, в какой степени будет воспринят материал в пропедевтический период. Необходимо подчеркнуть, что этапы формирования представлений о количестве и счета у умственно отсталых детей схожи с этапами, которые проходит нормально развивающийся ребенок. Главное отличие состоит лишь в том, для детей с нарушением интеллекта характерен замедленный темп в усвоении математических знаний. З. Н. Ковригина, М. Н. Перова называют основные причины, тормозящие освоение математических представлений о количестве у школьников с умственной отсталостью.

К ним относятся:

1)инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему;

2)низкий уровень ориентировочной деятельности;

3)недоразвитие моторики, с чем связано ограничение практического чувственного опыта;

4)недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта;

5)нарушение развития речи, проявляющееся в бедности словарного запаса, трудности оформления собственных высказываний, непонимании обращенной речи.

 Кроме того, указывает О. А. Рыдзе, математические представления у умственно отсталых школьников отличаются качественным своеобразием, объясняемым особенностями психического развития таких детей . У детей с нарушениями интеллекта нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления.

Как показывает И. В. Зыгманова, при выполнении простейших математических заданий проявляется слабость мыслительных операций. В результате чего на первый план выступает непосредственное, конкретное восприятие, становясь преградой в усвоении основных математических представлений. Для детей данной категории характерна в большой степени зависимость количественных представлений от качественных характеристик (величины, формы, названия) и пространственного расположения предметов. В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на оценивание величины или расположение предметов в пространстве. Перенос имеющихся знаний и умений в новые условия затруднен.

Авторы М. Н. Перова, А. В. Белошистая большое внимание в своих работах уделяли проблеме выявления особенностей решения арифметических задач умственно отсталыми детьми и разработке методов и средств их обучения решению этих задач.

Как показывает практика, учащиеся с нарушением развития интеллекта при решении арифметических задач сталкиваются с большими затруднениями. Прежде всего, для них сложен процесс запоминания, осмысления и усвоения содержания задачи. Умственно отсталые дети не могут запомнить текст, понимают его частично, переносят способы решения знакомых и более простых задач на решение задачи с другим, более сложным содержанием. Школьники данной категории чаще всего оказываются неспособными понять изменения ситуации, описываемые в тексте задачи, и не могут прогнозировать результаты этих изменений самостоятельно.

Наибольшие трудности вызывает переход от понимания задачи к ее арифметическому решению. Низкий уровень овладения учащимися способами решения арифметических задач объясняется небольшим практическим опытом. Тем не менее, педагоги и психологи подчеркивают важность процесса обучения школьников с отклонениями в развитии интеллекта способам решения арифметических задач. Это необходимо для решения образовательных и коррекционно-воспитательных задач, стоящих перед педагогическим составом специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Решение задач, отмечается в научной литературе, способствует пониманию основного смысла арифметических действий, помогает конкретизировать их, соотнести с той или иной жизненной ситуацией. С помощью решения задач такая категория детей осваивает математические понятия, отношения, закономерности. В ходе решения умственно отсталые школьники учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля, у них развиваются произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность, воспитываются настойчивость и воля.

Кроме этого, решение арифметических задач является одним из важных этапов подготовки таких детей к дальнейшей жизни и труду. Как подчеркивает М. П. Парахина, в процессе обучения умственно отсталых детей и работы по развитию у них мыслительных процессов крайне важно становится применение внешних основ, предоставляющих возможность осуществить в будущем переход к решению соответствующих задач в мыслительном плане.

В трудах различных педагогов и психологов, в методической литературе, посвященной проблеме обучения учащихся с умственной отсталостью решению арифметических задач, отмечается огромное значение предметно-практической деятельности, позволяющей добиться наилучшего результата в освоении понятия числа, арифметического действия, а также в понимании содержания текстовых задач.

В работе Н. В. Зыгмановой мы встречаем вывод о том, что при обучении школьников с нарушениями интеллекта моделированию содержания арифметических задач предметно-практическими действиями и схематическим рисунком необходима разработка специальной методики, учитывающей особенности познавательной деятельности учащихся данной категории и нацеленной на успешное решение задач. Это доказывает тот факт, что умственно отсталые дети лучше справляются с решением таких задач, которые опираются на действия с реальными предметами. Создавая рисунок или моделируя содержание задачи предметами, такие учащиеся точнее понимают предметно-действенную ситуацию задачи и легче определяют зависимость между данными и искомыми величинами .

Итак, рассмотрение проблемы обучения умственно отсталых детей решению арифметических задач показало, что они испытывают трудности с запоминанием, осмыслением и усвоением содержания задачи, неспособны понять изменения ситуации, описываемые в тексте задачи, и не могут прогнозировать результаты этих изменений самостоятельно. Наибольшие трудности вызывает переход от понимания задачи к ее арифметическому решению, выполнение самих арифметических действий и проверка полученных результатов.

Преодоление данных трудностей может быть реализовано в ходе специальной работы по формированию умений решать арифметические задачи.



 

Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками

Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками

Кроме того, указывает О. А. Рыдзе, математические представления у умственно отсталых школьников отличаются качественным своеобразием, объясняемым особенностями психического развития таких детей

Кроме того, указывает О. А. Рыдзе, математические представления у умственно отсталых школьников отличаются качественным своеобразием, объясняемым особенностями психического развития таких детей

В ходе решения умственно отсталые школьники учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля, у них развиваются произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность,…

В ходе решения умственно отсталые школьники учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля, у них развиваются произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2021