НРАВСТВЕННые ПРОБЛЕМы современного общества
Болтенкова В.А
МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», с. Сорокино
В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои.
Современное российское общество переживает не столько
экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого
является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в
первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с
точки зрения развития личности, семьи и государства.
В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало
ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса.
Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность.
Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров,
часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для
решения деструктивных задач.
Современное общество утратило традиционные моральные ценности, а новых не
приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и
зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные
представления о человеке и смысле жизни. Сложившееся положение
является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и
государственной политике. Российское государство лишилось официальной
идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму
оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей
системы образования. Современная система образования не в состоянии ответить
на все вызовы времени, удовлетворить весь спектр интеллектуальных и духовных
потребностей человека. В её рамках не могут быть полностью решены вопросы
информационной и правовой культуры, здорового образа жизни, санитарного и
экологического просвещения и многие другие.
Во-первых, это кризис целей, поскольку утрачено
однозначное представление о человеке, которого мы хотим воспитать.
Во-вторых, кризис мировоззренческий, поскольку всплыли «вечные вопросы» об
отношениях человека и общества, индивидуального и социального, жизни и ее
смысла.
В-третьих, существует кризис теории воспитания, так как появилось множество
воспитательных концепций, большинство из которых научно не разработаны до конца
и не обеспечены методологически.
В-четвертых, общество испытывает острый недостаток в компетентных
воспитателях, то есть страдает система подготовки воспитателей разных уровней.
Стремление к духовному и нравственному совершенству подменяется стремлением
к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Развивается нездоровая
тенденция предпочтения материальных ценностей духовным. Нередки и такие
ситуации, когда просыпающаяся в человеке естественная потребность в духовной
жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим
культам религиозных сект и оккультизма. Как следствие у детей и подростков
возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как
доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и
патриотизм.
Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на
путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса, экстремизма и терроризма;
ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству.
Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность - это
продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь
важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток
нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших
зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до
окончательной гибели и нравственного разложения. В связи с этим задача
духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную
значимость: ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития
нашего государства.
Реализация духовно - нравственного воспитания возможна
в нескольких аспектах:
- культурно-историческом (на основе примеров отечественной
истории и культуры);
- нравственно-эстетическом (в контексте нравственного
христианского, мусульманского и др. учений о человеке, цели его жизни);
- этнокультурном (на основе национальных традиций народов
России).
Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно
осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в
легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора,
вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений. Решение
этих и многих других проблем только государственными средствами невозможно.
Необходима солидарность и консолидация значительных интеллектуальных ресурсов,
прогрессивного, здравомысляще-го населения для преодоления складывающихся
негативных тенденций. Сегодня, когда требуется объединение и концентрация
усилий на решение острых социальных, нравственных проблем, важна активная
позиция самого гражданского общества, нужна мобилизация творческой энергии
людей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.