Статья "Обзор информационных технологий, применяемых при обучении декоративно-прикладному и изобразительному искусству"

  • docx
  • 15.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

Обзор информационных технологий, применяемых при обучении декоративно-прикладному и изобразительному искусству

Аннотация

В статье рассматриваются возможности популярных  информационных сервисов, которые могут быть использованы в процессе обучения детей декоративно-прикладному и изобразительному искусству.

    А также даются некоторые практические рекомендации по их использованию.

Ключевые слова: компьютерные технологии, PowerPoint, Ехсеl, Paint, Artweaver, Beads Wicker

 

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими педагогами иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд фильмов, так как их нехватка         остро ощущается в учебном процессе.

В настоящее время очень популярны такие занятия, где весь или частично, учебный материал представлен в программе PowerPoint (слайд - презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.

Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд - презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме.

Разработка презентации для занятия является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото - и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы - устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения.

Программу электронных таблиц Ехсеl можно использовать не совсем по назначению: для создания орнаментов и рисунков. Для этого создается сетка на листе, удобная для выполнения схем. Она получается выделением столбцов от А до BV и задавая им размер: в строке меню «Формат» - строка - высота 6,75; - столбец - ширина 0,75. Таким образом, получается 40 страниц на одном листе. Эта сетка сохраняется как самостоятельный файл. Затем создается рисунок с помощью заливки цвета каждой выделенной ячейки по схеме.

При создании схем аппликаций можно использовать программу Paint. Для облегчения составления схемы правильной геометрической формы необходимо включить в меню «Вид» - строка состояния, и тогда в правом нижнем углу цифры покажут координаты линии на листе, а значит нужные пропорции чертежа. Выполнив схему, ее копируют и вставляют необходимое количество раз, а затем подбирают разные цветовые сочетания.

Также с помощью программы Paint можно составлять разные цветовые сочетания для рисунка.

На занятиях по ИЗО для младших школьников Paint позволяет рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные изображения на диске. В качестве «карандаша» могут выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники, ластик.

Данный графический редактор позволяет развивать   оперирование учащимися понятиями «объект», «имя», «значение». Например, можно, предлагая учащимся реальные объекты (игрушечные автомобили, домики и т.п.), обучать их созданию (конструированию) изображения на экране дисплея, затем запоминанию изображений под именем, вызову изображения по указанному имени.

Кроме того, включение редактора в учебную деятельность позволит естественным образом знакомить учащихся с различными геометрическими фигурами и оперированию с ними.

Для старшего возраста можно использовать программу Artweaver 0.5.  Программа позволяет имитировать рисование кистью, карандашом, мелком и т.д. Программа поддерживает работу со слоями. Возможна работа с популярными форматами. Программа позволяет использовать для рисования планшет. Так же для удобства есть предустановленные кисти с различными параметрами, которые можно изменять по своему желанию и есть возможность самим добавлять кисти.

Графический редактор Beads Wicker является одним из наиболее доступных и удобных средств создания узоров для бисероплетения, вязания и вышивки. Программа позволяет создавать схемы в техниках «ткачество», «мозаика», «кирпичный стежок», а также ажурные схемы самостоятельно или из готовых изображений формата BMP, JPEG, GIF. Она имеет стандартный набор инструментов графического редактора. Схему можно отображать, в зависимости от материала, прямоугольниками или эллипсами (кружками). Готовую схему можно распечатать, в том числе с условными обозначениями цвета или сохранить как рисунок в форматах BMP, JPEG, GIF. Правильное отображение схемы достигается путем задания размеров бисера или петли.

Таким образом, использование ИТ при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися и педагогами огромные возможности. Оно способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У педагогов появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы учащихся.