«Оптимизация работы студенческого научного общества в образовательном учреждении»
Команда педагогов Нижегородского Губернского колледжа в течение года работала над проблемой «Оптимизация работы студенческого научного общества в полипрофессиональном образовательном учреждении». Целью деятельности команды явилось создание некой модели студенческого научного общества (далее СНО). Свою работу педагоги начали с изучения источников, в которых представлена деятельность СНО и основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Интересным оказался опыт Дзержинского и Санкт-Петербургского педагогических колледжей.
В современном понимании СНО – это добровольная организация обучающихся, ведущих научную работу и успешно сочетающих ее с учебой. Членов СНО может быть каждый обучающийся, занимающийся учебно-исследовательской деятельностью, признающий Положение СНО и готовый активно участвовать в его работе.
Основные задачи СНО:
· Организация обеспечения исследовательской деятельности
· Развитие у студентов мотивации к дальнейшей исследовательской деятельности
· Формирование навыков исследовательской работы
Автор Кокшенева Е.А. выделяет определенные факторы, которые влияют на развитие личности обучающихся:
Группа социально-экономических факторов, влияющих на формирование готовности студентов к профессиональной и научной деятельности:
· Престиж образования, востребованность специалистов
· Социальное положение и уровень образования родителей
· Материальные возможности семьи
Группа психологических факторов включает:
· Мотивы выбора профессии
· Стремление к успеху в деятельности
· Воля, благодаря которой студент может овладевать знаниями, умениями, навыками
Группа организационно-педагогических факторов, характеризуется реальными условиями, в которые попадает студент в образовательной организации:
· Организация воспитательно-образовательного процесса
· Уровень преподавания
· Тип взаимоотношений педагогов и студентов
Думается, чтобы учебно-исследовательская деятельность студентов была успешной, нужно изменить функциональные позиции преподавателя и студента. Лучше отойти от модели «трансляция знаний – усвоение знаний», а перейти к модели «коллега – коллега».
Команда педагогов предлагает структуру СНО, которая включает традиционные элементы и элементы инноватики:
· Общее руководство – осуществляет выборный орган (конференция) и кураторы из числа преподавателей
· Совет по направлениям – состоит из: организационной работы, редакционной (оформление печатной продукции) и методической работы
· Секции по направлениям – педагогическая, социально-экономическая, культурно-историческая, социально-правовая
· Проектная деятельность – предполагает, что на первых курсах руководство студентами – членами СНО будет осуществляться руководителям индивидуальных проектов и тьютерами, т.е. лучшими студентами 3-4 курсов.
Основные формы работы СНО:
· По проектной деятельности: обучающие семинары для студентов, защита индивидуальных проектов
· Работа секций: мастер-классы, тренинги, организация экспериментальных площадок, круглые столы, конкурсы, конференции
· Работа советов: разработка анкет для изучения потребностей студентов, создание печатных материалов о работе СНО
Мы думаем, что данный вариант модели активизирует обучающихся в их научно-исследовательской деятельности и поможет реализовать свои потенциальные возможности.
Литература:
· Сковородкина И. З. Педагогика: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ М. Образовательно-издательский центр «Академия», 2023. – 640 с.
· Виноградова Н.А. Научно-исследовательская работа студента: учеб. пособия для студ. учреждений сред. проф. образования- М. : Образовательно-издательский центр «Академия», 2023 – 128 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.