Организация деятельности школьного методического объединения по освоению технологии развития критического мышления
Давидович З.В., руководитель МО учителей русского языка и литературы
Система образования Республики Беларусь – продукт общества, его лицо. И общество, и система образования сегодня находятся на стадии трансформации и определения перспектив дальнейшего совершенствования.
Одной из задач, стоящих перед современной системой образования, является формирование личности, готовой к постоянному развитию, самосовершенствованию и самоизменению, личности, способной адаптироваться к условиям быстро развивающегося общества и оказывать позитивное влияние на его совершенствование.
Для обеспечения реализации столь важной задачи педагогические коллективы находятся в постоянном поиске наиболее эффективных способов, средств, приёмов, технологий, методик организации образовательного процесса, путей совершенствования профессионального развития учителей, управления педагогическим процессом и жизнедеятельностью общеобразовательных учреждений. В связи с этим в структуре организации процесса управления современной общеобразовательной школой важное место занимает методическая работа, обеспечивающая непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, формирование их мастерства и творчества, «выращивание» новых профессионально значимых качеств учителя, имеющих личностно-ценностные, деятельностные, концептуально-целостные, рефлексивные характеристики.
Методическое объединение под руководством методического совета школы призвано обеспечить качество образования, эффективность образовательного процесса совместным поиском, отработкой и внедрением лучших образцов педагогической деятельности, взаимным профессиональным общением, выработкой единых подходов, требований, норм к оценке результатов учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности педагогов.
В этом учебном году все усилия методического объединения учителей русского языка и литературы направлены на формирование творческого потенциала личности обучающегося и учителя в контексте развивающего обучения и здоровьесбережения. При этом поставлены следующие задачи:
· организовать системную работу по учебно-методическому обеспечению содержания учебно-воспитательного процесса;
· непрерывно совершенствовать уровень педагогического мастерства, эрудиции, компетентности учителей;
· внедрять в практику работы педагогов современные педагогические здоровьесберегающие технологии;
· развивать творческую личность, её самоопределение и самореализацию;
· активизировать работу по самообразованию учителей.
Освоение и внедрение современных образовательных технологий помогает реализовать данную цель и решить поставленные задачи. Именно поэтому методическое объединение учителей русского языка и литературы занялось освоением технологии развития критического мышления. Данная работа предполагает три основных этапа:
1) теоретический (ознакомление педагогов с особенностями данной технологии);
2) практический (апробация и внедрение педагогами в учебный процесс данной технологии и её элементов);
3) оценочно-рефлексивный (выявление результатов по внедрению технологии).
Первый этап – теоретический – предполагал ознакомление педагогов с особенностями ТРКМ, ведь для эффективного использования той или иной технологии педагог должен знать её сущность и особенности. С этой целью был проведён теоретический семинар «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы». Его цель была проста: изучить теорию вопроса; рассмотреть педагогический опыт по данной теме; обсудить возможность использования предложенных форм работы в собственной практике. На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- Использование ТРКМ на уроках русского языка.
- Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на ТРКМ через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
Педагоги были ознакомлены с методическими рекомендациями учителю по использованию приемов ТРКМ на уроках русского языка, в результате была составлена памятка «Система действий учителя и ученика». По ходу семинара педагоги обсуждали проблемы, с которыми уже столкнулись, используя элементы данной технологии на уроках, делились своими находками и впечатлениями от процесса использования этих элементов.
Второй этап – практический – представлял собой проведение пробных и открытых уроков с использованием ТРКМ. Всего было проведено 6 пробных и 6 открытых уроков, было организовано взаимопосещение открытых уроков, их самоанализ и анализ педагогами, посетившими урок. Материалы открытых уроков собраны и составляют электронный банк данных уроков с использованием ТРКМ. Открытые уроки показали уровень профессионализма каждого учителя в творческом применении ТРКМ, использование же информационных средств позволило увлечь учащихся, заинтересовать их процессом обучения, сделать урок ярче, интереснее, улучшить процесс усвоения учебного материала.
Третий этап – оценочно-рефлексивный – заключался в самоанализе и анализе результатов работы по внедрению ТРКМ в образовательный процесс. Педагоги оценивали применение технологии в процессе обучения, определяя положительные и отрицательные моменты её использования. В результате был сделан вывод, что внедрение педагогической технологии развития критического мышления в полном объёме требует в образовательном процессе наличия новых дидактических средств для организации поиска информации в разных источниках, условий для продуктивной групповой работы, доступа к разнообразным техническим средствам обучения.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, поэтому каждый учащийся формулирует свои идеи, оценки, убеждения, независимо от остальных. Никто не может критически думать за нас. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Учащиеся должны думать собственной головой и самостоятельно решать самые сложные вопросы. А для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств:
1. Готовность к планированию. Важно упорядочить мысли, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли - признак уверенности.
2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
5. Осознание предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, Отслеживать ход рассуждений.
6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.
Следовательно, результаты использования данной технологии можно увидеть только в старших классах.
Ориентация работы школьного МО на саморазвитие и самосовершенствование учителя – необходимое звено в цепи повышения квалификации, так как расширение общекультурного уровня учителя, развитие рефлексии – это залог успеха его педагогического труда. Педагоги нашего МО постоянно занимаются самообразованием с целью повышения своего методического уровня и профессионального мастерства. В планы работы МО включены творческие отчёты учителей о проделанной работе за определённый период.
Итак, можно сделать вывод, что организация деятельности МО учителей русского языка и литературы по освоению и внедрению современных образовательных технологий помогает укрепить профессиональный статус педагога, обеспечить стимулирование его развития и реализацию индивидуальной траектории личностно-профессионального роста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.