Статья Особенности профессиональной ориентации подростков через реализацию программы «Основы предпринимательской деятельности»
Оценка 4.7

Статья Особенности профессиональной ориентации подростков через реализацию программы «Основы предпринимательской деятельности»

Оценка 4.7
Документация
docx
преподавание
Взрослым
27.01.2022
Статья Особенности профессиональной ориентации подростков через реализацию программы «Основы предпринимательской деятельности»
Аннотация.Статья посвящена особенностям профессиональной ориентации подростков через реализацию программы «Основы предпринимательской деятельности». Автор предлагает адаптированную, практическую форму преподавания предпринимательской деятельностисреди детей 13-17 лет. В статье рассматривается деятельность бизнес-клуба как альтернатива школьному бизнес-инкубатору.
НОВАЯ статья на знанино.docx

Филиппова Ольга Юрьевна,

педагог дополнительного образования.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества" г.Нерюнгри

Аннотация.Статья посвящена особенностям профессиональной ориентации подростков через реализацию программы «Основы предпринимательской деятельности». Автор предлагает адаптированную, практическую формупреподавания предпринимательской деятельностисреди детей 13-17 лет. В статье рассматривается деятельность бизнес-клуба как альтернативашкольному бизнес-инкубатору.

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес-клуб, бизнес -проекты, предпринимательские компетенции, экономические игры.

 

Особенности профессиональной ориентации подростков через реализацию программы «Основы предпринимательской деятельности».

В дополнительном образовании профориентация школьников является одной из приоритетныхзадач. Требования современного мира к молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь, очень высоки. Еще 15-20 лет назад достаточно было хороших профессиональных знаний в выбранной профессии. И можно работать, и приносить пользу обществу до конца своей профессиональной карьеры. То сейчас в 21м веке молодому человеку не достаточно окончить университет, колледж, необходимо обладать, достаточно большимнабором компетенций для успешной реализации в карьере. Чем больше различных навыков, будет заложено в детстве, тем больше конкурентных преимуществ на рынке труда. Поэтому формирование любознательности к окружающему миру, из естественного детского любопытства является интуитивноверным воспитательным процессом многих родителей и педагогов.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества" г.Нерюнгрипредлагает широкий спектр образовательных услуг: декоративное творчество, игропедагогика, углубленное изучение различных предметов (английский, юриспруденция, экономика), робототехника, изобразительное искусство, хореография, спортивные секции и т.д.  Любые приобретенные навыки, умения и знания могут оказать существенное влияние на выбор профессии.Особенно если это касается деятельностина всех уровнях предпринимательства.

Предпринимательские компетенции являются необходимой метапредметной связьюпо всем направлениям в образовании.Одной из ключевых компетенций предпринимателя является целеполагание и его эффективность А. Бандура считает, что постановка целей формирует самоэффективность. В его исследования совместно с Д. Шанка была выявлена роль специфики ближних и дальних целей для эффективности самообучения. Постановка выполнимых ближайших подцелей помогает повысить скорость и качество решения, сконструировать стойкое чувство собственной эффективности и интереса к решению профессиональных задач. [1.]

Обучение предпринимательству должно осуществляться на всех этапах начального, основного, среднего общегообразования.Что частично и реализовывается.В некоторых учебных учреждениях города имеются школьные бизнес-инкубатор и введенпредмет в 10 классе "Индивидуальный проект". Но вся система обязательного массового исполненияносит принудительный характер, что и окрашивает замечательные нововведения, в негативный оттенок.

Такая форма преподнесения информации, как бизнес-клуб в дополнительном образовании более интересен и эффективен для развития необходимых предпринимательских компетентностей, так как в клуб приходят дети с мотивацией изучать предпринимательство и экономику.Именно на это и направлена программа «Основы предпринимательской деятельности», которая реализуется с 2016 года.Программа авторская общеразвивающая (базовая), специализация – основы ведения экономики и бизнеса, срок реализации –2 года, возраст обучающихся – 13-17 лет. Цель программы: подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности, создание возможностисамореализации в сфере предпринимательства в будущем. В 2019 году программа получила Диплом 1 степени республиканского конкурса дополнительных общеразвивающих программ и учебно-методических материалов ГАНОУ РС(Я) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне».

Формы организации образовательной деятельности: групповые занятия, индивидуальные, в подгруппах. Занятия проводятся в форме тренингов, дискуссий, ролевых, деловых и имитационных игр, экскурсий. 

В первый год учащиеся получают тот необходимый потенциал, который помогает создать условия для успешного освоения курса теоретических и практических экономических знаний в области предпринимательства. Включены интерактивные игры, упражнения, психологические и профориентационные тесты, развивающие творчество и креативность мышления тренинги. Эти занятия будут полезны учащимся не только как будущим предпринимателям, но и в любой другой выбранной деятельности, поскольку расширяют диапазон возможностей применения своим способностям, что полностью соответствует базовым основам ФГОС 2 поколения.

Второй год обучения направлен на детальную разработку и экономический расчет собственной предпринимательской идеи. Успешное освоение полного курса данной программы создает достаточно знаний и навыков, чтобы выпускник начал свое коммерческое дело, используя свои ресурсы и ресурсы, которые предлагает государство в рамках Программы поддержки предпринимательства. К концу 2-го года обучения у ребят имеется свой проект с расчетами на реализацию, а так же выпускники приобретают бесценный навык проектирования необходимый им  в течение всей жизни.

Осуществляется психолого -педагогическое сопровождение программы черездиагностику обучающихся «ЦРТДиЮ» на выявление специальных способностей к предпринимательской деятельности. В 2018-2019 учебном году педагогом-психологом Бельским А.Н. проведено тестирование среди 8 объединений МБУДО “ЦРТДиЮ” где приняли участие 82 человека навыявление предпринимательских способностей.19 обучающихся из 82 обладают качествами, способствующими в реализации предпринимательской деятельности. Набор в объединение производится на добровольной основе всех желающих, с присоединением протестированных детей.

В период с 2016 по 2020 учебные года закончили курс «Основы предпринимательской деятельности»45 выпускников. Из них выбрать профессии связанные с экономикой и предпринимательством планируют- 14%, что не сильно отличается от общей статистики.По данным Сбербанка в России предпринимательской деятельностью занимаются примерно 3% населения, или 4,2 млн. человек [2.] А из опроса аналитического центра НАФИ для Минэкономразвития последующие три года 8% Россиян планируют заняться предпринимательской деятельностью [3.]

В течениедвухгодичного процесса обучения участники клуба создают свой бизнес-проект, проходя все необходимые этапы. Как известно, целью любого бизнес-плана является достижение желаемого результата деятельности в пределах некоторого интервала времени. Этот документ,позволяет спланировать предпринимательскую деятельность, объективно оценить текущее и будущее состояние фирмы в соответствии со сложившейся ситуацией на рынке.

В процессе написания бизнес-проекта применяется метод игры-моделирования. Ребята проходят все этапы создания проекта от рождения идеи до расчетов рентабельности проекта, играя роль предпринимателя. Пик эмоций приходится на оценку конкурентной среды. Например: при написании проекта "Иван-чай", узнав, что аналогичный продукт стоит у крупного производителя ("Майский чай") в разы меньше. Ребенок испытал чувство бессмысленности своих действий, перед лицом крупного бизнеса, но не сдался, не бросил свою идею. Неприятные моменты сменились поиском выходов из ситуации для спасения своего бизнеса. Самый интересный этап это расчет предполагаемых доходов. Создавая свой бизнес-проект происходит формирование одной из важнейшей компетенции целедостижение.

С 2019 года при сотрудничестве с ГБУ РС (Я) «Бизнес-инкубатором Республики Саха (Якутия)» г. Нерюнгри направление в написании бизнес-проектов было переориентированос ученического проекта (реализация которого планировалась в будущем) на проект, с заключительной фазой которого является первые продажи разработанного продукта. С сентября 2016года созданы такие проекты как: "Кафе на воздушном шаре", "Индивидуальный экскурсовод" (проведено 4 экскурсии), "Исторический квест", "Комната отдыха в организации", "Парашютная вышка", "Гидропонное хозяйство в каждый дом " (продано зелени мелисса, салат на 2000 руб.), "Счастливый питомец" (оказано услуг на 1000руб.).

52% обучающихся бизнес-клуба разработали и защитили свои проекты на различных конкурсах по бизнес проектированию и олимпиадах:

·                С 2016 года приняли участие в мероприятиях различного уровня: Международный конкурс «Мой первый бизнес» (2018г.); Всероссийский заочный  конкурс  проектных работ  "Созидание и  Творчество", номинация «Бизнес проекты»Малой академии наук "Интеллект будущего" (2016, 2017,2018);Республиканского конкурса по  бизнес проектированию (2017, 2020); Районный конкурс бизнес-проектовпо предпринимательству школьников "Наш бизнес-проект" (2016, 2017, 2019); IX Региональная научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» (2017г);

·           Республиканская олимпиада школьников АУДПО «Бизнес-школа» Республики Саха (Якутия) (2017, 2019, 2020г.); 3-й Международный квест по предпринимательству среди детей, подростков и молодежи "BusinessNeen"(2017г.);VII Международная олимпиада по экономике для 10-11 классов; 1 Всероссийская олимпиада «Маркетинг» для 8-11 классов (2018г.); Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг(2020г.).

Ребята из бизнес-клуба участвуют в подготовке и проведении районной экономической игры "Колесо Фортуны", где имеют возможность применить свои знания теории по истории, экономике, менеджменту, маркетингу. Целью данной программы является повышение финансовой грамотности среди школьников Нерюнгринского района. Игра проводится в 3 тура для 6-7 и для 8-9 классов, всего с сентября 2019 года проведены игры с охватом 105 человек таких как: «Деньги и их происхождение», «Семейный бюджет», «Тренд», «Управление в годы Великой Отечественной войне» идругие.

Одним из направлений деятельности клуба являются практико-ориентированные занятия в бизнес- инкубаторе с предпринимателями г.Нерюнгри. Здесь желающие имеют возможность, познакомиться с различными видами предпринимательской деятельности на практике, а так же завести полезные знакомства, для трудоустройства на время каникул.В течение этого года ребята познакомились с столярным делом по производству сувенирной продукции и аэродизайном (создание фигур из воздушных шаров).

Профориентационная деятельность объединения оказывается не только через аудиторные занятия с детьми и проведение районных массовых мероприятий, но и дистанционно через сайт http://бизнес-клуб1.рф/, Instagram (biznesklub1), ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, WhatsApp, доводя необходимую информацию до нужного сегмента потребителей образовательных услуг.

На основании ежегодного анкетирования, проводимого социально-психологической службой центра, более 80% детей заинтересованы в посещении объединений для получения знаний, развития творческих способностей. Ребята отмечают комфортность самовыражения в группах «ЦРТДиЮ».

Таким образом, в дополнительном образовании создаются необходимые качественные условия для профессиональной ориентации детей и развития необходимых компетенций в направлении предпринимательства через реализацию программы «Основы предпринимательской деятельности».

 

Ссылки на источник:

1.    Управление ключевыми компетенциями предпринимателя на примере ЗАО "Bellintegrator" (2003 г.). – URL: https://studwood.ru/765130/menedzhment/klyuchevye_kompetentsii_predprinimatelya

2.    Российская  газета. К. Колесникова. Мастер покажет класс. Какая профессия снова входит в моду. Федеральный выпуск №23(7781) от 30.04.20– URL: https://rg.ru/2019/02/04/professiia-predprinimatel-snova-vhodit-v-modu.html

3.    Известия.  Е.Виноградова. Дело и время: 8% россиян готовы открыть бизнес в течении 3х лет.  24 сентября 2019 – URL: https://iz.ru/924584/ekaterina-vinogradova/delo-i-vremia-8-rossiian-gotovy-


 

4.    Скачано с www.znanio.ru

Филиппова Ольга Юрьевна , педагог дополнительного образования

Филиппова Ольга Юрьевна , педагог дополнительного образования

Именно на это и направлена программа «Основы предпринимательской деятельности», которая реализуется с 2016 года

Именно на это и направлена программа «Основы предпринимательской деятельности», которая реализуется с 2016 года

В процессе написания бизнес-проекта применяется метод игры-моделирования

В процессе написания бизнес-проекта применяется метод игры-моделирования

Профориентационная деятельность объединения оказывается не только через аудиторные занятия с детьми и проведение районных массовых мероприятий, но и дистанционно через сайт http://бизнес-клуб1

Профориентационная деятельность объединения оказывается не только через аудиторные занятия с детьми и проведение районных массовых мероприятий, но и дистанционно через сайт http://бизнес-клуб1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2022