Педагогические технологии для активизации и интенсификации деятельности учащихся в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является повышение качества образования. Современная начальная школа продолжает своё активное развитие. Она должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности и государства.
Под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным
стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Качество начального образования определяется сегодня не уровнем полученных знаний, а компетентностью в различных сферах жизнедеятельности, устойчивой мотивацией к обучению в течение всей жизни, профессиональному и личностному росту.
В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения.
Под педагогической технологией понимается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов. В отличии от методики технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом.
Среди основных причин возникновения новых педагогических технологий можно выделить следующие:
- образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы;
- позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
- обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
- обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность;
- образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
- проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивает личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.
К их числу можно отнести:
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
- гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили.
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии;
- проблемное обучение;
- проектно-исследовательская технология.
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология уровневой дифференциации обучения;
- групповые технологии;
- информационно-компьютерные технологии.
4. Технология развивающего обучения:
- система развивающего обучения Л. В. Занкова;
- общие основы технологий развивающего обучения.
5. Здоровьесберегающая технология
Задача современного педагога заключается не в возможности передавать готовые знания учащимся, а создать условия для самостоятельного их поиска процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождается обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека.
Литература:
1. Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
3. Программа «Перспективная начальная школа». Москва, Академкнига/Учебник, 2007 год.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.