Сборник конструктов уроков математики по активизации познавательной деятельности обучающихся второго класса с использованием мнемотехники
Рожкова Анастасия Витальевна
ГАПОУ СО «Каменск - Уральский педагогический колледж»
Научный руководитель, Горожанцева М. А.
Аннотация: на современном этапе развития системы образования одним из актуальных вопросов становится активизация познавательных процессов младших школьников, обеспечивающая усваивать не только содержание учебных предметов, но и овладевать необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых обучающиеся получают образование. В психологии и педагогике отмечается, что активизация познавательных процессов зависит от характера усвоения знаний. По мнению исследователей Н.Ф. Талызиной, В.А. Козаренко, В.Ю. Беленковой и др. одним из методов активизации познавательной деятельности является мнемотехника.
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, мнемотехника, развивающая образовательная среда, развивающее обучение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования представлены основные результаты освоения уровня обучения, которые предусматривают метапредметные, предметные и личностные результаты [1].
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями [1].
Для успешного овладения предметными и метапредметными знаниями, по мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др., необходимо использовать методики развивающего обучения, которые будут направлены на усвоение большего объема знаний и умения применять знания на практике [16].
На современном этапе развития общества уже становится недостаточным только развитие интеллектуальных способностей обучающихся. В процессе обучения необходимо не только научить обучающихся мыслить, но и важно обучить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности. У современного подрастающего поколения необходимо развить потребность в самостоятельной творческой деятельности, а также развивать потребность для развития своих умственных способностей.
Все вышеописанные потребности относятся к познавательной деятельности обучающихся – это переход к более высокому уровню активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения, стимулируемый развитием познавательного интереса и формирующийся благодаря усовершенствованию методов и приемов учебного процесса. В дальнейшем процесс обучения должен включать соответствующие методы и приемы, нацеленные на организацию познавательной деятельности учащихся [17].
Для того чтобы выполнять требования ФГОС НОО и организовать образовательный процесс с использованием разнообразных технологий, методов и приемов, учителю необходимо владеть знаниями, умениями и трудовыми функциями, которые прописаны в Профессиональном стандарте педагога:
· осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
· формировать мотивацию к обучению;
· разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
· знать пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
· знать основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий [2].
Исходя из вышесказанного, необходимо рассмотреть объект исследования и выделить, что на современном этапе развития системы образования одним из актуальных вопросов становится активизация познавательных процессов младших школьников, обеспечивающая усваивать не только содержание учебных предметов, но и овладевать необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых обучающиеся получают образование.
В психологии и педагогике отмечается, что активизация познавательных процессов зависит от характера усвоения знаний. По мнению исследователей Н.Ф. Талызиной, В.А. Козаренко, В.Ю. Беленковой и др. одним из методов активизации познавательной деятельности является мнемотехника.
Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
В образовательных учреждениях приёмы мнемотехники используют на уроках русского и английского языков, тогда как на уроках математики используют редко, в связи с тем, что приёмов мнемотехники на материале предмета «Математика» разработано недостаточно.
Следовательно, можно сделать вывод, что необходимо проанализировать методическую литературу и нормативно - правовые документы, чтобы продемонстрировать важность и актуальность выбранной темы.
Для того, чтобы продемонстрировать интеграцию объекта и предмета исследования, будет составлен сборник конструктов по активизации познавательной деятельности методами мнемотехники на уроках математики во втором классе.
Структура сборника имеет конструкты по математике для второго класса:
· «Числа в нашей жизни»;
· «Умножение числа 2 и на 2»;
· «Умножение числа 2 и на 2»;
· «Приемы умножения числа 2»;
· «Деление на 2»;
· «Деление на 2. Закрепление»;
· «Умножение числа 3 и на 3»;
· «Математика вокруг нас».
До сих пор в науке не определились с названием деятельности школьника. Она именуется «учебной», «учебно-познавательной», «познавательной». Чаще всего в педагогических исследованиях встречается понятие «учебно-познавательная» деятельность. Как считает Ш.А. Амонашвили, деятельность ученика в школе следует характеризовать именно как учебно-познавательную, так как она направлена на решение двух видов задач – учебных и познавательных. Причем специфика учебной деятельности, в отличие от познавательной, заключается в постижении учеником субъективно новых, уже открытых фактов и закономерностей действительности при помощи учителя, она всегда направляема и несамостоятельна, что обусловливает необходимость «усиления» познавательных задач, которые ребенок будет решать самостоятельно [4].
По мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, учебная деятельность – вид деятельности школьников, который направлен на усвоение ими теоретических знаний, а также соответствующих умений и навыков с помощью педагогов посредством диалогов и дискуссий [18, 6].
Согласно теории познавательной деятельности А.Н. Леонтьева, познавательная деятельность человека имеет два основных аспекта:
1. Информационный аспект – работа с информацией, а именно её восприятие, хранение, преобразование и использование.
2. Мотивационный аспект – активность и направленность мысли, которая определяется интересами и ценностями ориентации личности.
Как и любой вид деятельности, познавательная деятельность, имеет следующую структуру: мотивация, постановка проблемы, цели и задачи решения проблемы, реализация цели, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка [10].
А.М. Матюшкин, опираясь на основные функции деятельности, условно выделил два типа познавательной деятельности [11]:
1. Адаптивный тип познавательной деятельности – позволяет приспосабливаться личности к условиям постоянно изменяющейся среды;
2. Продуктивный («сверхадаптивный») тип познавательной деятельности, который позволяет выходить за пределы необходимого уровня адаптации.
Продуктивная познавательная деятельность направлена на познание, осмысление и усвоение нового. На основании особенностей саморегуляции субъекта в продуктивной познавательной деятельности выделяют три уровня:
· активность внимания, которая возникает вследствие стимула новизны активизирует поисковую деятельность;
· поисковая познавательная деятельность как ответ нa созданную в условиях обучения ситуацию;
· личностная активность как проявление «Интеллектуальной инициативы».
По мнению Н.М. Мякишевой, активизация познавательной деятельности будет трудна без развития познавательного интереса. Именно поэтому необходимо систематически возбуждать, укреплять и развивать познавательную деятельность обучающихся. Познавательная деятельность будет выступать как важный мотив учения, как мощное средство воспитывающего обучения. Интерес к познаниям или познавательная активность – это важный вид интереса. Областью интереса является познавательная деятельность, которая позволяет не только усваивать содержание учебных предметов, но и овладевать необходимыми способами или умениями и навыками, с помощью которых обучающиеся получают образование [13].
Таким образом, приведем следующее определение познавательной деятельности обучающихся – это переход к более высокому уровню активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения, стимулируемый развитием познавательного интереса и формирующийся благодаря усовершенствованию методов и приемов учебного процесса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Поэтому рассмотрим, как происходит развитие активизации познавательной деятельности у обучающихся 2 класса на уроках математики.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет. Это, тот период, когда проходит обучение в начальной школе, и определяется важнейшим моментом в жизни ребенка – его поступлением в школу. Этот возраст считается самым ответственным и сложным для детей.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Мышление приводит к качественной перестройке памяти, восприятия, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Дети 7-8 лет обычно мыслят конкретными категориями. К концу данного возраста они должны научиться самостоятельно делать выводы, сопоставлять, обобщать, находить отличия и общее, устанавливать простые закономерности. [1].
Обучающиеся второго класса очень разные в своем отношении к познанию.
Задача учителя пробудить у каждого ребенка познавательную активность, любознательность, стремление мыслить, делать самостоятельные выводы. Проблема развития познавательной активности у младших школьников – это одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности, направленности в изучении определенных предметов [14].
Активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребенка и его развития. Активный интерес, тот который побуждает ребенка овладеть объектом интереса, формирует развитие личности, его характер и способности.
Активность, как мотивационный компонент познавательного интереса, характеризуется такими уровнями:
1. Репродуктивно-фактологический – ученик проявляет начальные творческие способности, самостоятельно оценивает новые факты и явления, находит источники информации.
2.Описательно-поисковый – стремление познать новое с помощью учителя.
3.Трансформационный – ученик проявляет особые творческие способности, свободное время посвящается предмету, что нравится, работу выполняет самостоятельно [15].
В процессе активности обучающихся второго класса выделяют этапы формирования познавательного интереса по уровню развития осознания познавательных потребностей, устойчивости интереса и способности к познавательной активности.
Заинтересованность – первый этап развития познавательного интереса. Основными характеристиками являются неустойчивость, произвольный характер, избирательная познавательная активность ученика.
Любопытство – второй этап познавательного интереса, – характеризуется стремлением расширить свои знания отдельной темы, раздела, предмета. Основные психологические характеристики этого этапа – эмоции, удивление, чувство радости, открытия.
Углубленность – третий этап познавательного интереса, глубокий, стойкий, индивидуально значимый [12]. На этом этапе ученик уже осознает, что есть наличие такого интереса и проявляет соответствующую познавательную активность. Под влиянием познавательного интереса учащийся самостоятельно узнает что-то новое, осваивает теоретические аспекты содержания, самостоятельно находит причины события, раскрывает причинно-следственные связи, устанавливает определенные закономерности.
Направленность – четвертый этап развития познавательного интереса и он характеризуется сознательным стремлением учащихся к глубокому и прочному усвоению знаний, к освоению теоретических основ науки и применение их на практике. Познавательная активность ученика имеет стойкий длительный характер, благодаря ей формируется научное мировоззрение, утверждаются стойкие убеждения личности. Активность ученика ведет к успешной учебной деятельности.
Начало школьного обучения знаменует собой смену образа жизни ребенка. Переход к школьной жизни связан с изменением ведущей деятельности: с игровой на учебную. Во втором классе ребенок начинает осознавать, что он выполняет общественно важную деятельность – он учится, а значимость этой деятельности оценивают люди, которые окружают ее [8].
Учебная деятельность имеет ярко выраженную общественную значимость и ставит ребенка в новую позицию в отношении взрослых и сверстников, укрепляет его самооценку, перестраивает взаимоотношения в семье.
Н.С. Ярослав, В.С. Король отмечали: «именно потому, что учебная деятельность является общественной по своему содержанию, общественной по своему смыслу, по своему исполнению она является ведущей у обучающихся вторых классов, в период ее формирования учебная деятельность является ведущей, которая с первым шагом в школу опосредует систему отношений с окружающим миром» [7].
Таким образом, познавательная деятельность обучающихся вторых классов является уникальной по той причине, что данный возраст характеризуется активным познавательным, физическим, психологическим, социальным развитием. У обучающихся в возрасте 7-8 лет совершенствуется владение познавательными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования. Когнитивные функции активно развиваются, что служит предпосылкой возникновения способности к рефлексии.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий нужны не только для дальнейшего успешного изучения этого предмета, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Поэтому главной целью обучения математике в начальной школе является организация деятельности учащихся по формированию системы начальных математических знаний и воспитанию интереса к умственной деятельности.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.) [3].
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
· понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
· математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
· владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
В федеральном учебном плане начального общего образования на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. Из них: в 1 классе – 132 часа, во 2-4 классах – 136 часов [3].
Одним из средств формирования умений и навыков, активизации познавательной деятельности может выступать мнемотехника. Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Слово «мнемотехника» – в переводе с греческого – это «искусство запоминания» [9].
При обучении младших школьников мнемотехнические приемы могут быть использованы на любом из уроков. Разница будет состоять только в том, что для каждой дисциплины есть свой собственный предпочтительный ряд приемов, которые могут облегчить запоминание информации.
На разных этапах урока математики мы можем использовать разнообразные приемы мнемотехники, которые указаны в таблице 1.
Таблица 1 Приемы мнемотехники на уроке математики
Этап урока |
Планируемые результаты |
Компонент познавательной деятельности |
Прием мнемотехники |
Тема: «Приемы умножения числа 2», 2 класс. |
|||
Решение проблемы. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию к учебной деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; извлекать и использовать информацию, представленную в графической (схема) форме; осуществлять анализ, синтез; комментировать ход вычислений; слушать собеседника и вести диалог. |
Реализация цели; контроль и самоконтроль, мотивация. |
Прием «Ассоциации». Обучающимся предлагается наглядный способоб запоминания приемов умножения числа 2. Перед обучающимися представлена лесенка, где каждая ступенька - это число 2, и поднимаясь на 1 ступеньку, означает умнодить на 2.
|
Тема: «Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел (в пределах 1000)», 3 класс. |
|||
Решение проблемы. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют навыки в проведении самоконтроля своей деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умения устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений); смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в соответствии с поставленными целями и задачами; использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства. |
Достижение цели, контроль и самоконтроль. |
Прием рифмы и ритма. Обучающимся предлагается заучить стихотворение для удобного запоминания алгоритма письменного сложения трехзначных чисел. (Пишу я цифры в своей тетрадке, Складываю единицы я в ней по порядку, Складываю десятки из строчки в строчку, Складываю сотни - стану отличником точно! Математика - нужный очень предмет! Решил я пример и читаю ответ!) |
Тема: «Умножение числа 2 и на 2», 2 класс. |
|||
Первичное закрепление. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом; извлекать и использовать информацию, представленную в графической (рисунок) форме; записывать, читать числовое выражение; принимать правила совместной деятельности при работе в парах; выслушивать мнения других участников.
|
Реализация цели, контроль и самоконтроль. |
Прием образных крючков. Обучающимся представляются цифры в виде образов, дети запоминают, какой образ соответствует цифре. Далее при помощи картинок с историями обучающиеся запоминают таблицу умножения числа 2. На этапе первичного закрепления предлагается посмотреть на те же самые картинки, вспомнить при помощи историй примеры таблицы умножения и решить их.
|
Тема: «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями, приёмы устных вычислений», 3 класс. |
|||
Первичное закрепление. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию к учебной деятельности, навыки в проведении самоконтроля своей учебной деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умения понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической форме, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства. |
Достижение цели, контроль и самоконтроль, мотивация. |
Прием «Ассоциации». Для запоминания умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями, приёмы устных вычислений обучающимся предлагается подсказка: Мама прилетела к гнезду, и она кормит каждого своего птенца. Каждый птенец ждёт свою маму, пока она его не покормит». (a + b) * c = a * c + b * c -Ребята, «Птенцы» - это числа в скобках, а роль «мамы» – число после скобки.
|
Тема: «Приемы письменного умножения на однозначное число», 3 класс. |
|||
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию к учебной деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности; умения понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; полнее использовать свои творческие возможности; использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства.
|
Мотивация, достижение цели, контроль и самоконтроль. |
Прием «Крокирование». Обучающимся предлагается запомнить текстовую информацию при помощи зарисовывания. После чего учитель задает вопросы по тексту. Шестого марта, около Москвы, произошёл любопытный случай. Груженый поезд, подходя вечером к станции, сошёл с рельс. Состав состоял из 34 вагонов, в 16-ти была солярка, в 18-ти – бензин. Две цистерны солярки по 40 м.куб. и 4 цистерны бензина были повреждены и смесь из бензина и солярки вылилась на национальную эстраду, что послужило причиной схода в кювет 10-тонного грузовика, перевозившего масла. К счастью, никто серьезно не пострадал, и только водитель получил лёгкие ушибы. |
Тема: «Умножение числа 2 и на 2», 2 класс. |
|||
Организация контроля и самоконтроля. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение контролировать и оценивать учебные действия; извлекать и использовать информацию, представленную в графической (таблица) форме; устанавливать причинно-следственные связи; комментировать ход вычислений; принимать правила совместной деятельности при работе в парах; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Реализация цели, контроль и самоконтроль, мотивация. |
Прием «Мнемотаблица». Обучающимся предлагается закрепить свои знания по теме «Умножение числа 2 и на 2». С помощью данного приема обучающиеся приклеивают в таблицу карточки с различными изображениями предметов. Задача обучающихся приклеить именно те карточки, которые напоминают ответы при умножении на 2 своим внешним видом.
|
Таким образом, проанализировав методы и приемы мнемотехники, используемые на уроках математики, можно сделать вывод, что использование данных техник эффективно влияют на активизацию познавательной деятельности младших школьников, так как у обучающихся значительно повышается уровень интереса к учебной деятельности, развиваются действия контроля и самоконтроля, память, мышление, воображение и другие психические процессы, появляется потребность в познании, стремление к достижению цели. И именно данные компоненты являются фундаментом познавательной деятельности школьников.
Список использованных источников
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минпросвещения от 31 мая 2021 г. № 286. – Текст: непосредственный.
2. Профессиональный стандарт педагога: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.10.2013 г. №544н. – Текст: непосредственный.
3. Об утверждении Федеральной образовательной программы начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г. № 992. – 193 с. – Текст: непосредственный.
4. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование / Ш.А. Амонашвили. – Москва: Педагогика, 1984. – 296 с. – Текст: непосредственный.
5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1986. – 240 с. – Текст: непосредственный.
6. Засядько, И.И. Активизация познавательной деятельности студентов средствами компьютерной техники / И.И. Засядько. – Текст: непосредственный // Научные записки. – 2016. – № 4. – С. 152-156.
7. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов. – Текст: непосредственный // Психологический журнал. – 2018. – № 5. – С. 45–57.
8. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко. – Москва: Просвещение, 2007. – 115 с. – Текст: непосредственный.
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - Москва: Политиздат, 1977. – с. 81. – Текст: непосредственный.
10. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1982. – №4. – С. 5-17.
11. Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2018. – №1. – 92 с.
12. Мякишева, Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность / Н.М. Мякишева. – Текст: непосредственный // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 2. – С. 18-23.
13. Назаров А.И. Обобщенная модель познавательной деятельности индивида / А.И. Назаров. – Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. – 2018. – №3. – С. 40-60.
14. Радчук, Г.К. Мотивация учебной деятельности / Г.К. Радчук. – Текст: непосредственный // Проблемы гуманитарных наук. – 2016. – № 2. – С. 11-121.
15. Усачев, М.В. Лучше, чем суперпамять. Эффективные приемы мнемотехники / М.В. Усачев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 220 с. – Текст: непосредственный.
16. Храпченков, В.Г. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников / В.Г. Храпченков, И.В. Храпченкова. – Текст: непосредственный // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2017. – № 1(39). – С. 43- 49.
17. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – Москва: Изд-во «Академия», 2011. – 384 с. – Текст: непосредственный.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.