Статья по теме " Информационные образовательные технологии как средство повышения познавательной активности и творческой самореализации обучающихся на уроках кубановедения "
Оценка 5

Статья по теме " Информационные образовательные технологии как средство повышения познавательной активности и творческой самореализации обучающихся на уроках кубановедения "

Оценка 5
docx
история
22.12.2021
Статья по теме "      Информационные образовательные технологии как средство повышения познавательной активности и творческой самореализации  обучающихся на уроках кубановедения "
Статья по кубановедению
статья кубановедение итог (1).docx

      Информационные образовательные технологии как средство повышения познавательной активности и творческой самореализации

обучающихся на уроках кубановедения

                                                                                            Иваничкина Олеся Александровна,

                                                                                                 учителя истории МАОУ СОШ№7

                                                                                     имени Г.К.Жукова  г. Армавира

 

Быстрое развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашу жизнь повлияло на развитие личности современного ребёнка. В традиционной схеме  «учитель - ученик – учебник» появилось новое звено - компьютерное обучение, поэтому использование информационных технологий в образовательных дисциплинах является необходимым элементом образования.

Владение информационными технологиями дает возможность чувствовать себя уверенно, создает условия для формирования творческой, самосовершенствующейся личности. Учитывая  происходящие в нашей стране социально-экономические преобразования,  ускоренные процессы информатизации, современная школа не должна оставаться в стороне. Ведь именно образовательная организация готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни. Роль школы в данном направлении важна, она должна гибко и быстро реагировать на запросы общества, сохраняя накопленный опыт.

Прежние способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативных технологий, которые выступают одним из ведущих инструментов информационной деятельности человека в условиях информационного общества и позволяют решать следующие задачи:

адаптация ИКТ к индивидуальным особенностям обучаемого;

обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

разработка новых информационных технологий, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению;

повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

Кубановедение - сложный, многогранный и интегрированный предмет. Он не является дисциплиной региональной специфики и в нерегиональных учебных заведениях не имеет веса при поступлении и оценке портфолио. Поэтому часто на уроках возникает проблема активизации деятельности обучающихся и развития их мотивации на протяжении всего занятия. Ученики основной и средней школы чрезмерно загружены большим объемом информации, кроме школьных занятий  посещают дополнительные кружки, секции, выбирая тем самым для себя строго направленный путь. Многие, приходя на урок, не скрывая своего мнения в отношении предмета, задают один вопрос: «Что это вообще за предмет и зачем его учить, если в форме экзамена его все равно не сдают?» В этом случае задача учителя заключается не только в обучении ребенка, передаче ему информации, но и, прежде всего, в активизации его мыслительной деятельности, особенно в 5 – 6 классах, когда ребенок еще не столь перегружен потоком информации и проявляет повышенный интерес к учебе.

Известно, что без мотивации возможна лишь низкоэффективная деятельность по принуждению. Для реализации мотивации обучающихся в своей профессиональной деятельности педагог вправе выбирать необходимую для него педагогическую технологию, преобладающими среди которых являются ИКТ. Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, применяются новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии; помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Вместе с тем возникает закономерный вопрос: «Как же выстроить и провести урок, используя ресурсы сети Интернет»? В этом направлении можно выделить несколько этапов:

1. Анализ тематического планирования, подбор учебного материала, выбор формы урока, постановка целей и задач.

2. Изучение учебного и дополнительного материала.

3. Подбор готовых образовательных медиаресурсов в соответствии с целями и задачами урока. Создание собственного информационного продукта.

4. Применение и анализ готовых продуктов на уроках.

ИКТ можно использовать в качестве дидактического средства обучения или использовать эту технологию на отдельных этапах урока (закрепление и контроль знаний, объяснение нового материала, или в качестве приёма для активизации мыслительной деятельности обучающихся).

Так, например, в образовательном процессе на уроках кубановедения находят применение презентации нескольких видов:

          1. «Лекции» - набор слайдов, содержащий учебный текст, фотографии, рисунки, географические карты, разные  схемы и диаграммы. Нужный материал поочередно выводится на экран, в результате обучающиеся получают возможность поэтапного рассмотрения основные вопросы темы урока. Для более глубокого усвоения материала информация в слайдах выстроена логически. Например, изучая отдельные народы, населявшие Кубань в Средние века, обучающимся можно предложить просмотреть презентацию и составить в тетради хронологическую лестницу многонационального состава населения. (Гунны – IV век. Булгары – V-IX века. Авары –VI-VII века. Хазары – VII-IX века. Славяне – X-XI века. Половцы – XI-XIII века. Монголы – XIII век. Генуэзцы – XIII-XVвека. Ногайцы – XVI-XVIII века. Адыгейские племена). Тему «Особенности природы Кубани и своей местности» интересно можно представить, используя интерактивные карты, фотографии, сделанные во время походов и путешествий.

           2. Заочные «Экскурсии», которые позволяют изучить вопросы развития культуры народов Кубани на разных исторических этапах. Например, составление маршрута экскурсии по теме «Культовые сооружения Армавира как экскурсионные объекты». Для разработки презентации можно привлечь обучающихся, которые самостоятельно сделают фотографии объектов и представят их на уроке. (Русская православная Свято-Троицкая церковь, русская православная церковь св. Александра Невского, русская православная кладбищенская часовня, армяно-григорианская Успенская церковь, армяно-григорианская Георгиевская церковь, мусульманская соборная мечеть, иудейская синагога). Наиболее интересным и познавательным вариантом презентации данной темы будет создание видеороликов.  Такие уроки оставляют незабываемое, неизгладимое впечатление, запоминаются надолго и вызывают желание у ребенка составить маршрутный лист с целью посещения в будущем достопримечательностей нашего края и родного города.

          3. «Блиц-опросы», «тесты-задания», в которых представлены задания, позволяющие обеспечить фронтальную, групповую и индивидуальную работу, сформировать мониторинг обученности детей.

          4. Для проверки текущего уровня знаний разработаны специальные интерактивные задания: «мультимедийные игры», чайнворды, кроссворды, викторины, карточки-задания, ребусы, кресс-кроссы (зашифрованные термины, имена)

Например, игра «Самая-самая». Ребята на слайде рассматривают представленную иллюстрацию (в качестве подсказки) и читают предложение, которое необходимо дополнить недостающей информацией:

- Самая высокая точка Краснодарского края___________________________________

- Самая многоводная река Краснодарского края________________________________

- Самая длинная степная река Краснодарского края_____________________________

- Самая обширная равнина Краснодарского края_______________________________

- Самый крупный лиман Кубани_____________________________________________

          5. Презентации для определения темы урока. Набор слайдов, содержащий информацию, помогающую сформулировать тему занятия. Материал может быть представлен в виде ребусов, загадок. Изучая растения Кубани, предлагаю обучающимся проиллюстрированные загадки:

- Полевой цветок народный для гадания пригодный (Ромашка)

- Вкусны - оближешь пальчики - оранжевые мячики. Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю (Апельсин)

- Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, а кора тонка, красна! Ты красавица_____! (Сосна)

- Вот печальная картина: затянула пруд весь______ (Тина)

- Её всегда в лесу найдёшь, пойдём гулять и встретим: стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем (Ель)

-Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё в дали – какие цветы зацвели? (Незабудки)

- Очень часто над водою, словно согнута бедою, вся печальна, молчалива, узколиста плачет_____ (Ива)

- А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь, но в колоске один цветок – так будь внимательней, знаток! (Ячмень)

Затем ребятам предлагается соединить первые буквы слов-отгадок и назвать тему урока (РАСТЕНИЯ).

           6. Мини-викторины по типу «Своей игры», которые помогают не только активизировать мыслительные процессы в начале урока, но и за короткий промежуток времени проверить и повторить ранее пройденный материал. Система вопросов может включать в себя как темы на повторение (по ранее изученному материалу), так и разделы. Например, «Своя игра» по кубановедению по теме «Растительный и животный мир Кубани».

          7. Игра «Собери пазл», ориентированная на повторение ранее изученного материала. Каждый элемент представляет собой вопрос, на оборотной стороне которого часть изображения. Для повышения мотивации можно разделить класс на команды (группы). Например, игра по теме «Кочевые и оседлые племена Северо-Западного Кавказа», «Черное и Азовское моря».

          8. Интернет-сайт learning.app, который позволяет не только использовать уже готовые разработки, но и создать их самостоятельно. Например, «Скачки», где за каждый правильный ответ герой продвигается вперед на один шаг. Игра «Ромашка», в которой при неверном ответе цветок теряет лепесток. На этом же сайте есть возможность создания разработки для индивидуальной работы обучающихся при выходе по ссылке. Итог работы учитель может проверить после завершения работы класса.

Таким образом, презентация незаменима, когда надо сгруппировать разрозненный материал, представить редкие материалы или небольшие объекты.

В последнее время в связи с негативной эпидемиологической ситуацией в мире, с введением карантинных мер активизировалась реализация учебных дисциплин в глобальной сети Интернет. Но наибольшую актуальность дистанционное обучение приобретает для детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать школу. Мы  работаем с такими детьми уже несколько лет и пришли к выводу, что дистанционные уроки с использованием ИКТ повышают качество усвоения учебного материала, вызывают наибольший интерес у ребят, дают возможность работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, оперативно контролировать и оценивать результаты обучения. Ребенок получает возможность получить из наибольшего количества источников необходимую информацию. Целью такого урока  является сохранение контакта с детьми, развитие умений высказывать свои мысли в диалоге с учителем.

         Стоит отметить, что организация проведения дистанционного урока не отличается от методической разработки «классического» занятия в учебном классе.

Прежде всего, необходимо тщательно выбрать теоретический и дидактический материал (схемы, карты, таблицы), которые можно использовать в проведении урока. Для этого используются сайты: kulturakubani.ru (сайт министерства культуры Краснодарского края), budetinteresno.info (сайт Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д.Фелицына); и интерактивные учебные пособия: 1. Животный мир Кубани. Краснодар: Перспективы образования, 2014.

2. Кубановедение. Краснодар: Перспективы образования, 2012.

3. Георграфия Краснодарского края: учебный видеофильм.

       Учитывая особенности восприятия информации ребенка, применяется самый простой способ использования ИКТ – демонстрационно-иллюстративный. Во время объяснения нового материала показываются соответствующие Цифровые Образовательные Ресурсы (ЦОР), реализуется принцип наглядности. По мере необходимости выводится на экран карта. Тем более, сейчас есть возможность выбрать лучший вариант для более полного представления об изучаемом событии или эпохе. Это настраивает детей на плодотворную работу на уроке, характеризуется разнообразием форм учебной деятельности.

            Изучая наше прошлое, мы всегда обращаемся к людям, которые оставляют глубокий след в истории, вершат её. Чтобы лучше понять мотивы деятельности той или иной личности, надо зрительно увидеть её портрет, получить библиографическую справку, привязать к конкретному историческому событию или эпохе. Для этого можно продемонстрировать отрывки из исторических фильмов. Например, рассказывая о деятельности князей Святослава, Владимира и Мстислава, уместно будет показать короткие видеоролики из фильма Н.М. Карамзина «История государства Российского». После просмотра фильма обязательно необходимо обсудить просмотренный материал. В 5-7 классах обсуждение проводится в игровой форме «вопрос учителя-ответ обучающегося» и наоборот. На закрепление новых знаний можно провести игру «Герой-дата-событие». Для старших классов - тестовые задания с целью выявления пробелов либо дискуссионное обсуждение материала. Такая форма укрепляет обратную связь в системе учитель - ученик.

          Таким образом, применение в практике преподавания кубановедения  ИКТ способствуют повышению интеллектуальной активности детей, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. В результате опросов, анкетирования многие называют кубановедение одним из самых интересных предметов.


 

Информационные образовательные технологии как средство повышения познавательной активности и творческой самореализации обучающихся на уроках кубановедения

Информационные образовательные технологии как средство повышения познавательной активности и творческой самореализации обучающихся на уроках кубановедения

Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, применяются новые информационные технологии в процессе обучения

Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, применяются новые информационные технологии в процессе обучения

Блиц-опросы», «тесты-задания», в которых представлены задания, позволяющие обеспечить фронтальную, групповую и индивидуальную работу, сформировать мониторинг обученности детей

Блиц-опросы», «тесты-задания», в которых представлены задания, позволяющие обеспечить фронтальную, групповую и индивидуальную работу, сформировать мониторинг обученности детей

Итог работы учитель может проверить после завершения работы класса

Итог работы учитель может проверить после завершения работы класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2021