Статья по теме: «Практические методы обучения на уроках математики в младших классах»
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Среди них: упражнения, практические, лабораторные работы, дидактические игры.
Во время использования практических методов используется такой алгоритм действий:
- постановка задания;
- планирование выполнения задания;
- оперативное стимулирование;
- регулирование и контроль;
- анализ итогов практической работы;
- выявление причин недостатков;
- коррекция обучения для полного достижения цели.
Практические методы не могут быть изолированы от других методов обучения, поэтому на уроках, особенно в начальной школе, практические методы необходимо совмещать с наглядными и словесными. Упражнения, лабораторный работы, игры должны сопровождаться теоретическим материалом, объяснением, так как практическая работа будет продолжением теории. Так же обязательно должна быть предоставлена инструкция по выполнению работы.
Практические методы можно классифицировать на: метод упражнений, метод лабораторных работ, практических работ и метод игр.
Метод упражнений - это метод обучения, предполагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
Устные упражнения имеют широкое использование в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления.
Письменные упражнения достаточно разнообразны, среди них могут быть диктанты, решения задач, конспекты, описание опытов. Задание письменных упражнений - формирование, развитие и укрепление умений и навыков. Данный тип упражнений очень важен в обучении, поэтому учить должен позаботиться о достаточном их количестве и разнообразии.
С письменными упражнениями тесно связаны и графические - это схемы, рисунки, работа с контурными картами, создание таблиц, графиков, диаграмм. Графические упражнения учащиеся осваивают на уроках математики, черчения, рисования, физики, химии, истории, биологии.
Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой).
При выполнении упражнений следует соблюдение требований:
- сознательный подход учащихся к их выполнению;
- соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.
Метод лабораторных работ основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися и применяется, прежде всего, при изучении математики, физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. Данный метод требует активности обучающихся, как на стадии подготовки, так и в процессе работы.
Метод практических работ - применение полученных знаний к решению практических задач в деятельности учащихся, умение использовать теорию на практике.
Выделяют определенные этапы во время организации и выполнения практических работ:
- объяснение учителя;
- показ - демонстрация выполнения работы учителем;
- проба - несколько учеников (2-3) под руководством учителя выполняют работу, остальные наблюдают, делают замечания, если допущены ошибки;
- самостоятельное выполнение работы - на данном этапе особое внимание уделяется отстающим ученикам либо тем, кто не справляется с заданием;
- контроль - работы учащихся оцениваются учителем. При оценивании учитывается качество, скорость и правильность выполнения задания.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами учебного учреждения.
Познавательные игры (дидактические) - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. На современном этапе популярность набирают симулиционные игры - способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценирование и генерация идей, так же существуют метод случайности, ситуативный метод и микро-преподавание.
Симуляционные игры - это те игры, в которых учащиеся копируют, воспроизводят определенные действия, качества людей разных профессий. В симуляционных играх проигрываются ситуации, которые возможны в повседневной жизни.
Метод инсценизации основан на проигрывании ролей с специально смоделированных ситуациях. Данный метод включает такие этапы: подготовка, начало, организация, инсценировка, анализ. Каждый этап включает определенные цели, как для учителей, так и для учащихся. Целями для учителя могут быть: определение теми и цели игры, распределение ролей, наблюдение, руководство и подведение итогов, в это время целью для учеников являются: понимание, мотивация, принятие ролей, участие и понимание.
Метод генерализации идей («мозговая атака», «мозговой штурм») служит для активизации мыслительной деятельности учащихся. Цель данного метода - за очень короткий отрезок времени найти максимальное число ответов, идей для разрешения какой-то ситуации, задачи, проблемы.
Метод случайности основан на разборе какой-либо ситуации учащимися, под руководством преподавателя. Во время игры, основанной на методе случайности, происходит сопоставление решений, предлагаемых отдельными учениками, с правильным решением; подведение итогов и формулировка общего вывода.
Ситуативный метод основан на введении учащихся в какую-то сложную ситуацию, из которой нужно найти правильный выход.
Ознакомившись с классификацией практических методов, можно сделать вывод, что ведущую роль во время применения данных методов занимают учащиеся. Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний, а в большей степени с целью их закрепления. Они играют решающую роль в формировании умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности учеников. Процесс организации обучения с использованием практических методов должен выполняться согласно дидактическому принципу доступности обучения. Также необходимо использование активных методов совместной работы преподавателей и обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.