Статья "Повышение качества знаний - задача учителя начальных классов".
Оценка 4.6

Статья "Повышение качества знаний - задача учителя начальных классов".

Оценка 4.6
docx
23.02.2020
Статья "Повышение качества знаний - задача учителя начальных классов".
выступление на РМО 10.10.2019 Михайлова И.А..docx

Выступление на заседании РМО учителей начальных классов

на тему "Повышение качества знаний - задача учителя начальных классов".

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в нашем быстро меняющимся мире, мире переполненным информацией. Важно научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Начальное образование – особая ступень в развитии ребёнка. Ученик начальной школы – это ещё ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям  на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.

Для этого в начальной школе проводится направленная работа:

·         следование традициям, освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;

·         определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;

·         накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;

·         организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.

Среди множества серьёзных проблем, стоящих сегодня перед педагогом, наиболее значимо выделяются проблемы качества знаний и их практической реализации учащимися. Многочисленные исследования показывают, что сегодня каждый четвёртый ученик испытывает трудности в обучении.  Так, исследование, проведенное в России, функциональной грамотности младших школьников выявило, что 42,5% учащихся не могут без ошибок написать предусмотренный государственной программой диктант; 36,7% не владеют навыком свободного чтения; 25,1% испытывают трудности в счёте и решении задач; 30% учащихся начальной школы испытывают боязнь и отвращение к учёбе.
Трудности, которые испытывают дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, низким уровнем развития речи, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности, так и отсутствием коммуникативных навыков. Перечисленные выше проблемы ставят ребёнка  в ситуацию постоянной неуспешности.
Поэтому наша цель, как учителей начальных классов, заключается в создании благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся, повышению качества их знаний, активизации познавательных интересов детей, формированию коммуникативных навыков и сплочённости коллектива.

Основополагающим условием продуктивной деятельности по формированию и развитию математической грамотности младшего школьника является систематическая работа учителя, как на уроках, так и во внеурочное время. Для этого необходимо чтобы педагог предлагал учащимся задания направленные на развитие мышления и речи. На занятиях по математике педагог может использовать ряд игр и упражнений, способствующих развитию и формированию операциональных структур мышления математической речи детей, испытывающих трудности в обучении. 
Как же помочь нашим детям учиться? Как повысить качество их знаний? Прежде всего, необходимо их заинтересовать, сделать процесс обучения увлекательным, создать такие условия, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным. Поэтому наравне с традиционными типами уроков, в своей работе используем и нетрадиционные: урок - соревнование, урок - путешествие, урок - сказку, урок-тренажер, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Готовясь к урокам, продумываем формы и методы обучения, стараясь делать это рационально. Если изучаемый материал сложен и требует детального объяснения, используем общеклассную форму, с использованием технологии диалогового взаимодействия, если доступен – применяем технологию обучения в сотрудничестве,  групповую форму работы или  работу в парах. Для осуществления дифференциального подхода обучения используем индивидуальную форму, позволяющую ребёнку выполнить то задание, с которым он может справиться и, тем самым, сориентировать его на успех.
На своих уроках применяем технологии игрового обучения с целью развития у обучающихся умений применять полученные знания в практической деятельности. 

 мы применяем технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока. Выбирая методы обучения, предпочтение отдаём частично-поисковому и методу проблемного обучения, применяющегося для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения. Но при этом не отказываемся и от объяснительно-иллюстративных, репродуктивных методов, способствующих формированию знаний, умений и навыков, методов контроля и самоконтроля.

С целью активизации познавательной деятельности, развития индивидуальных способностей, творческого подхода к учению и сплочённости коллектива активно привлекаем учащихся к проектной деятельности. Под руководством учителя дети учатся собирать материал по заданной или интересующей их теме, пользуясь справочной литературой, интернетом, систематизировать его, подбирать подходящие иллюстрации. В результате этой деятельности создаётся творческая работа в виде альбома, книги, выступлений, обязательно находящие своё применение на уроках.

Уверенное владение навыками чтения и письма является одним из основных условий успешности детей в учении.  Поэтому на уроках литературного чтения нами ведётся целенаправленная работа по формированию техники чтения. К работе над совершенствованием техники чтения учащихся стараемся привлечь и родителей, способных при подготовке домашнего задания обеспечить ребёнку режим щадящего чтения, не длительного, но частого, а также чтение перед сном.

Уверенное же владение навыками письма опирается на целенаправленную, систематическую орфографическую работу, направленную на развитие орфографической зоркости, на предупреждение и исправление орфографических ошибок. Большую роль в овладении грамотным письмом играет также и лексическая работа. Из-за небольшого словарного запаса и незнания значения многих слов, у детей возникают проблемы с подбором проверочных слов при проверке таких труднейших орфограммах как «правописание безударных гласных», «правописание парных звонких и глухих согласных», «правописание непроизносимых согласных». Поэтому, уже с первых уроков обучения грамоте, мы уделяем этой работе большое внимание. На протяжении 4-х лет на уроках русского языка и литературного чтения, дети знакомятся с многозначными словами, антонимами, синонимами, омонимами, фразеологическими оборотами. При работе над новыми словарными словами, дети изучают их происхождение, знакомятся с лексическим значением, пользуясь этимологическим и толковым словарями, подбирают к ним синонимы и антонимы, при закреплении дети выполняют упражнения-тренажёры.

Большое внимание уделяем сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Применение таких форм проведения уроков позволяет стимулировать разнообразие творческой деятельности обучающихся, даёт возможность увеличить на уроке объем  информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету у учащихся, обеспечивают активную познавательную позицию ученика, стимулируют их мыслительную деятельность, повышают эффективность урока и, как следствие, качество знаний учащихся.

Все перечисленные направления педагогической деятельности позволяют нам добиваться позитивных результатов: дети получают прочные знания, которые дают им возможность успешно учиться в средней и старшей школе. В процессе обучения обогащается словарный запас учащихся, развивается их речь,  расширяется кругозор детей, что позволяет им успешно выступать в разнообразных конкурсах; между учащимися складываются дружеские отношения, позволяющие проявляться творческим способностям детей во внеклассных мероприятиях, развиваются коммуникативные навыки. А главное, детям нравится учиться и они с большим желанием идут в школу.

Таким образом, чтобы повысить качество образования учителю следует: улучшать процессы преподавания и обучения; использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения. Кроме того, учителю нужно более продуманно формулировать цели своей деятельности; ставить конкретные задачи; прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности; отслеживать уровень мотивации учащихся; наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы; отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся.


 

Выступление на заседании РМО учителей начальных классов на тему "Повышение качества знаний - задача учителя начальных классов"

Выступление на заседании РМО учителей начальных классов на тему "Повышение качества знаний - задача учителя начальных классов"

Поэтому наша цель, как учителей начальных классов, заключается в создании благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся, повышению качества их знаний, активизации познавательных интересов…

Поэтому наша цель, как учителей начальных классов, заключается в создании благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся, повышению качества их знаний, активизации познавательных интересов…

К работе над совершенствованием техники чтения учащихся стараемся привлечь и родителей, способных при подготовке домашнего задания обеспечить ребёнку режим щадящего чтения, не длительного, но частого,…

К работе над совершенствованием техники чтения учащихся стараемся привлечь и родителей, способных при подготовке домашнего задания обеспечить ребёнку режим щадящего чтения, не длительного, но частого,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020