Статья "Применение ИКТ на индивидуальных занятиях с целью активизации словарной деятельности младших школьников с нарушениями слуха"
Оценка 4.8

Статья "Применение ИКТ на индивидуальных занятиях с целью активизации словарной деятельности младших школьников с нарушениями слуха"

Оценка 4.8
docx
13.10.2021
Статья "Применение ИКТ на индивидуальных занятиях с целью активизации словарной деятельности младших школьников с нарушениями слуха"
Статья Применение ИКТ на индивидуальных занятиях.docx

Применение ИКТ на индивидуальных занятиях с целью активизации словарной деятельности младших школьников с нарушениями слуха

 

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся

 с нарушениями слуха» г. Томск

Моисеева Раиса Ивановна

rimoiseeva@list.ru

От качества фонетического оформления речи глухого зависит (при прочих равных условиях), в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она служит базой владения языком, выполняет роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной. Для того, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.

Внятность и членораздельность произношения — это два понятия, не совпадающие друг с другом. Устная речь может быть достаточно внятной, но при этом еще далеко не до конца членораздельной. И наоборот, можно представить себе такие случаи, когда в произношении отображены и отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка, но при этом звучание речи настолько отклоняется от нормального для данного языка, что понять такую речь трудно.

Так, при исследовании произношения глухих, обладающих вполне внятной речью, обычно обнаруживается, что в ней реализуются далеко не все фонологические противопоставления, касающиеся системы фонем, словесного ударения и интонации.

Следует учитывать, что фонемы обладают как различительными (дифференциальными) акустическими признаками, так и наполняющими (интегральными) (См.: Реформатский А. А.   Введение в языкознание. М., 1969). Нарушение дифференциальных признаков, стирающее различия между фонемами (например, при замене звонких согласных глухими, мягких — твердыми и т. п.), характеризует фонологические дефекты произношения. В то же время нарушение интегральных признаков фонем, приводящее к искаженному их звучанию при сохранении акустических различий между фонемами (например, при умлаутном воспроизведении гласных о и у, когда они звучат подобно немецким о и и, при боковом или межзубном сигматизме) характеризует антропофонические дефекты произношения. В зависимости от характера дефектов достаточно внятное произношение может быть не до конца членораздельным, а вполне членораздельное — недостаточно внятным.

Оценивая фонетическое оформление речи глухого с точки зрения тех, кто ее воспринимает, следует наряду со степенью ее разборчивости иметь в виду еще и такой критерий, как мера естественности звучания речи, т. е. мера его приближения к обычному произношению нормально слышащих и говорящих людей. Сюда относятся и качество голоса, и качество звучания фонем, и соблюдение ударения, орфоэпических норм в словах, и фразовая интонация со всеми ее компонентами (мелодическим, динамическим и темпоральным), темп речи и ее общая выразительность.

Учитывая исключительно важную роль, которую играет устная речь как способ общения глухого с окружающими, следует считать, что первая и главная задача обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить достаточную внятность, их устной речи. Если произношение глухого недостаточно членораздельно и связанные с ним кинестезии не могут гарантировать должного овладения языком, не способны служить надежной базой речевого мышления, то это всегда может быть в необходимой степени  компенсировано за  счет письменного и дактильного видов речи. Если же произношение оказывается не только недостаточно членораздельным, но и маловнятным, то это уже совсем обесценивает устную речь глухого, ибо свидетельствует о неполноценности ее как способа общения с окружающими.

Поскольку представляется важным утвердить устную речь глухого не только в качестве способа общения с окружающими, но и в роли орудия мышления, базы владения языком, произношение должно удовлетворять и другому требованию — быть возможно более членораздельным.

Таким образом, вторая задача обучения глухих произношению состоит в том, чтобы достичь максимальной его членораздельности, позволяющей наиболее полно и дифференцированно отобразить в сопряженных с устной речью кинестезиях фонетические средства, используемые в языке для выражения и различения смысла.

Вмешательство речевых кинестезии в такие виды речевой деятельности, как чтение с губ, слуховое и слухо-зрительное восприятие устной речи, чтение и письмо, предъявляет особенно большие требования к произношению глухого.

Важно также, чтобы произношение было достаточно беглым и позволяло глухому приспосабливать отраженную артикуляцию (про-говаривание) к темпу речи собеседника.

Наконец, поскольку существенной предпосылкой рефлекторного проговаривания глухим воспринимаемых зрительно, на слух, слухо-зрительно слов и словосочетаний служит тождественность его произношения с произношением говорящего, представляется важным соблюдение в речи глухого словесного ударения и орфоэпических норм. Поскольку у глухого, как и у слышащего, графическая речь сосуществует с устной, между последними неизбежно устанавливается известное взаимодействие. В результате этого взаимодействия как чтение, так и письмо глухого испытывают более или менее существенное влияние со  стороны  произношения.

Использование ИКТ в обучении и воспитании неслышащих обучающихся

 

Одной из основных проблем в развитии познавательных процессов детей с нарушениями слуха является низкая концентрация и устойчивость внимания. У глухих детей особенности развития внимания связаны с тем, что у них в большей степени развито зрительное восприятие.

Детям с нарушениями слуха очень трудно переключать внимание с одной темы на другую, им требуется больше времени на объяснение новой информации, что заметно замедляет темп выполняемой работы. Развитие внимания у глухих школьников зависит от красочности, доступности, наглядности воспринимаемого материала, что приводит к лучшему усвоению изучаемого материала. Поэтому, при обучении и воспитании детей с нарушениями слуха используются различные средства наглядности: одни для привлечения непроизвольного внимания, другие для развития произвольного внимания.

В работе учителя школы глухих можно широко применять ИКТ. Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), а также непосредственно в ходе проведения индивидуальных занятий по РРС и ФПСР.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании неслышащих детей помогает ребенку чувствовать комфортно в различных видах деятельности, позволяет достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, можно поставить следующие задачи:

1.                  Внедрять и активно использовать ИКТ в совместную деятельность учителя и детей.

2. Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.                 

3.                  Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей (АИС «Сетевой город»).

Применение ИКТ в работе:

-          Подбор обучающего материала к урокам и внеурочным занятиям и для оформления стендов, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).

-          Подбор дополнительного дидактического и информационного материала к занятиям.

-          Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями коллег.

-          Привитие навыков обучающимся самостоятельного поиска информации при помощи ИКТ и глобальной сети

-          Участие в различных интернет-олимпиадах, онлайн-конкурсах, вебинарах.

Детям нравится использование ИКТ в учебное и внеучебное время. Они учатся самостоятельно добывать информацию. Применение различных видов ИКТ позволяют сделать уроки и внеурочные занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, являются прекрасным наглядным, дидактическим пособием и демонстрационным материалом, они вызывают у детей живой интерес. Данный вид деятельности способствует хорошей мотивированности и результативности занятия. Разумное использование в учебно-воспитательной деятельности информационно-коммуникативных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, связную речь и мышление, развивается зрительное восприятие и память. Всё это способствует повышению мотивации и интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала.

 

Литература:  

1.         Беспаленко Е. М. Мониторинг качества воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Труды всероссийской конференции «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах», Воронеж, 2007. 333–334 с.

2.         Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2008. ВГУ. 227–230 с.

3.         Речицкая Е. Г.Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха/ Е. Г. Речицкая Е. А Сошина-М.;Владос,2000.-128с.

4.         Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис — М.: Академия, 2004. — 230 с.

5.         Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. — М.; Педагогика, 1982. — т.2–19 с.

6.         Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии — 1999. — № 2. — 61–74 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Применение ИКТ на индивидуальных занятиях с целью активизации словарной деятельности младших школьников с нарушениями слуха

Применение ИКТ на индивидуальных занятиях с целью активизации словарной деятельности младших школьников с нарушениями слуха

Оценивая фонетическое оформление речи глухого с точки зрения тех, кто ее воспринимает, следует наряду со степенью ее разборчивости иметь в виду еще и такой критерий,…

Оценивая фонетическое оформление речи глухого с точки зрения тех, кто ее воспринимает, следует наряду со степенью ее разборчивости иметь в виду еще и такой критерий,…

В результате этого взаимодействия как чтение, так и письмо глухого испытывают более или менее существенное влияние со стороны произношения

В результате этого взаимодействия как чтение, так и письмо глухого испытывают более или менее существенное влияние со стороны произношения

Привитие навыков обучающимся самостоятельного поиска информации при помощи

Привитие навыков обучающимся самостоятельного поиска информации при помощи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2021