Токарева Оксана Петровна
Преподаватель математики ГБПОУ
«Торезский индустриальный техникум им.А.Ф.Засядько
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ
Сегодня трудно представить образовательный процесс без использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эти средства способствуют улучшению организации преподавания, повышают уровень индивидуализации обучения и увеличивают продуктивность самостоятельной подготовки студентов. Использование ИКТ также способствует росту мотивации к обучению и активному вовлечению учащихся в творческую, исследовательскую и поисковую деятельность.
На занятиях математики в СПО средства ИКТ могут быть использованы на различных этапах урока математики: для устного счёта, объяснения нового материала, закрепления знаний, повторения и контроля. Для студентов компьютеры выполняют разные функции: они могут выступать в роли преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения и участника коллективной работы.
На этапе актуализации знаний компьютер можно использовать как для проведения устного счёта, так и автоматизированных математических диктантов или тестирования.
Важную роль средства ИКТ играют при объяснении нового материала. Демонстрация видеоматериала или презентации в сочетании с рассказом преподавателя позволяет акцентировать внимание обучающихся на особо значимых моментах учебного материала.
Закрепление полученных знаний можно проводить с использованием различных схем, чертежей, таблиц, алгоритмов, опорных конспектов.
Основным преимуществом ИКТ является их наглядность, так как значительная часть информации воспринимается через зрительную память, что имеет ключевое значение в обучении. Информационные технологии делают процесс обучения более творческим и ориентированным на учащегося. На личном опыте отмечено, что студенты проявляют интерес к теме, когда при объяснении нового материала и решении задач используются презентации. Даже студенты, проявляющие пассивность, охотно включаются в работу.
Уроки-презентации играют значимую роль, реализуя принципы доступности и наглядности. Их эффективность также заключается в эстетической привлекательности; компьютер служит посредником между преподавателем и студентами, что способствует более продуктивному взаимодействию. Уроки-презентации обеспечивают возможность передачи большого объёма информации и заданий за короткий период, а также позволяют вернуться к предыдущим слайдам. Обычная учебная доска не может вместить всю необходимую информацию, тогда как слайды дают такую возможность.
Интенсивная умственная нагрузка на занятиях математики поддерживает у студентов интерес к предмету на протяжении всего урока. Кроме того, развитие математических знаний происходит не только на аудиторных занятиях, но и во время выполнения самостоятельных заданий дома. Студенты могут создавать собственные презентации, например, о биографиях известных математиков. Это занятие является полезным, так как задействует различные умения и творческие способности, такие как отбор информации, её компоновка и выделение ключевых моментов, чтобы материал был интересен слушателям и не перегружен избыточной информацией.
Разнообразие программного обеспечения в области математики весьма значительно: от учебных программ и тренажеров до словарей терминов, справочников, энциклопедий, видеоуроков и библиотек электронных пособий.
Использование компьютера в образовательном процессе позволяет повысить мотивацию учащихся за счет активного диалога с машиной, разнообразия и привлекательности информации (текст + звук + видео + цвет), ориентации на успех (возможность решения любой задачи с необходимой поддержкой) и игровой формы общения. Важным фактором является также выдержка, спокойствие и дружелюбие компьютера по отношению к ученику.
Широкое применение в образовании нашли программы, такие как "Живая математика", GeoGebra, Algebrator, Winmat, Mathcad, Wingeom, Advanced Grapher, интерактивные курсы серии "Открытая математика" и другие.
Учебно-методический комплекс "Живая математика" относится к программам динамической геометрии, или "интерактивным геометрическим системам", и также именуется виртуальной математической лабораторией.
Данная программа способствует как формулированию теорем для последующего доказательства, так и подтверждению уже доказанных теорем, углубляя их понимание. Она позволяет учащемуся выявлять закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях и развивать пространственное воображение. С помощью "Живой Математики" можно создавать интерактивные математические модели, помогающие получить начальные представления о понятиях формы тела, а также динамических иллюстраций сложных систем.
GeoGebra — математическая программа, которая включает в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику, в одном пакете. Программа предусматривает возможность работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т. д.) за счёт команд встроенного языка (который также позволяет управлять и геометрическими построениями).
Algebrator позволяет вычислять математические выражения и строить двумерные и трёхмерные графики. Он также поддерживает работу с матрицами, векторами, комплексными числами, дробями и алгебраическими системами.
Winmat также используется для решения задач линейной алгебры, а Advanced Grapher позволяет строить графики и проводить их анализ.
Для эффективного контроля знаний используются тесты и задачи. Компьютер в данном случае помогает преподавателю управлять учебным процессом, предоставляя результаты выполнения студентами контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени.
Кроме графической иллюстрации изучаемого материала и диагностики уровня усвоения знаний, компьютер может использоваться для проведения исследований, подготовки проектов, выполнении практических и самостоятельных работ обучающихся.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании делает обучение более содержательным, интересным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, а также существенно повышает уровень индивидуализации обучения.
Список использованных источников
1. Хаенко К.В. Методический сборник для преподавателей СПО по общеобразовательным дисциплинам «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики», Биробиджан,2015. – 17 с.
2. Савинова Л.Н. Применение ИКТ-технологий на уроках математики в колледже. Режим доступа: https://лучшеерешение.рф/files/publ/2021isbn/2021.03.09_2-0439_Primenenie.pdf?ysclid=m3biv0p0cc131826924
3. Васильева М.В. Использование информационных технологий при обучении математике: учеб.-метод.пособие.– М.:АСОУ, 2015.-132с.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.