Статья: ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Оценка 4.8

Статья: ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Оценка 4.8
docx
15.03.2024
Статья: ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Статья посвящена актуальной проблеме применения инновационных методик преподавания в современном вузе.
Статья Гревцов.docx

УДК 378.14

 

Д.В.Гревцов

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

 

Ключевые слова: методика, инновация, образование, современные технологии, информатизация.

 

Статья посвящена актуальной проблеме применения инновационных методик преподавания в современном вузе. Раскрыты сущность поднятий инновационного потенциала системы образования вуза, методик преподавания и личности современного преподавателя. Описаны современные тенденции развития высшего образования, к которым относятся индивидуализация и открытость образования.

 

Гуманитарные тенденции содержания, целей и методик преподавания в высшей школе связаны с реализацией активно-действенного, профессионально-ориентированного образовательного процесса и учебного взаимодействия его участников. Описаны современные методики преподавания в высшей школе. Представлены развивающие ресурсы инновационных технологий обучения студентов в высшей школе.

Происходящие изменения в социально-экономической сфере, повышение наукоемкости современного производства, информатизация производственных и общественных отношений в настоящее время формируют социальный запрос на инновационные изменения в системе высшего образования, обновления ее целей и содержания, внедрения в образовательный процесс инновационных методик обучения. Повышение качества высшего образования является важнейшим показателям инновационного потенциала социально-экономического развития страны, определяющим конкурентоспособность ее социально-экономического развития. В связи с этим актуализируются проблемы применения инновационных методик преподавания в современном вузе.

Инновационный потенциал высшей школы рассматривается как «система факторов и условий необходимых для осуществления инновационного процесса, трансформации системы в новое состояние с целью удовлетворения существующих и возникающих потребностей, способность материи от перехода возможности к реальности, выявления и актуализации неиспользованных и скрытых возможностей ресурсов личности» [2, с. 69]. Инновационный потенциал методик преподавания в современном вузе основывается на «методологических концепциях автора; проектируется в соответствии с конкретной педагогической концепцией; представляет собой технологическую цепочку действий и операций, выстраиваемую в соответствии с целевыми установками в виде точно ожидаемого результата; функционирует как взаимосвязанная деятельность преподавателя и студентов на основе принципов дидактики - индивидуализации и дифференциации» [1]. Системный характер реализации инновационных методик преподавания в высшей школе определяется сложным характером образовательного процесса, который включает «цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация); организация учебного процесса; студент, преподаватель; результат деятельности (в том числе и уровень профессиональной подготовки) [7, с. 310, 311].

Важную роль в инновационной деятельности в высшей школе играет научно-педагогическое обеспечение, которое связанно с повышением профессионализма педагогических кадров, возрождением научных школ практической направленности, разработкой и реализацией принципиально новых моделей прикладных исследований, которые обеспечивают развитие педагогической науки и распространение образовательных инноваций. Реализация инновационных методов преподавания в вузе, прежде всего, опирается на инновационный потенциал личности преподавательского состава высшей школы. Вузовский педагог как преподаватель должен, прежде всего, «глубоко знать свой предмет, ту науку, которой он непосредственно обучает своих студентов, знать ее как в теории, так и в практических приложениях, знать историю ее становления и развития» [3, с. 12]. То есть вузовский преподаватель для реализации инновационных методик преподавания в вузе должен обладать определенным инновационным потенциалом, который рассматривается с позиции личностного ресурса преподавателя, включающего в себя «совокупность свойств, индивидуальных качеств, профессиональной компетентности и инновационной способности, обеспечивающих психологическую и профессиональную готовность и восприимчивость по созданию, освоению и распространению инновационных образовательных технологий, а также саморазвитие и профессиональных рост как стратегический фактор продуктивной инновационной деятельности» [6, с. 52].

Инновационные методики преподавания в вузе основываются, прежде всего, на методологических принципах современного высшего образования, которые определяются гуманитарными тенденциями, приоритетными из которых являются антропоориентированность, индивидуализация и открытость образования. Антропоориентированность высшего образования отражает ценности личности и личностного развития, приоритет субъектной позиции участников образовательного процесса. Индивидуализация высшего образования проявляется в нацеленности содержания образования на образовательных запросы и потребности субъектов обучения. Открытость высшего образования отражает «приоритет индивидуального опыта освоения культуры по отношению к общепринятым культурным образцам и нормам» [3, с. 77].

Гуманитарные тенденции развития высшего образования на современном этапе определяют, в свою очередь, используемые в высшей школе образовательные методики преподавания и технологии обучения студентов. Раскроем классификацию современных методик и технологий преподавания в высшей школе:

- предметно-ориентированные технологии, к которым относятся технологии уровневой дифференциации, интенсивного обучения, задачные технологии и др.;

- интерактивные технологии, направленные на активизацию учебной деятельности студентов, к которым относятся игровые, проективные технологии, рефлексивные технологии, технологии самопознания и самооценки, технологии само презентации и др.;

- информационно-цифровые технологии, направленные на овладение студентами новыми средствами поиска, применения и переработки учебной информации с помощью электронно-цифровых средств обучения;

- коммуникативные технологии, направленные на организацию парной, групповой или коллективной учебной деятельности студентов, к которым относятся «диалогические технологии, технологии организации групповой и коллективной деятельности, технологии сензитивного общения, технологию психологического тренинга и др.» [3, с. 19-20].

Реализация современных методик преподавания и технологий обучения в высшей школе связана с организацией проблемного, активно-действенного, профессионально-ориентированного образовательного процесса и учебного взаимодействия его участников. В качестве инновационной методики преподавания в высшей школе, обладающей проблемным, активно-действенным и профессионально-ориентированным характером обучения студентов, приведем пример метода конкретных ситуаций, который представляет собой «метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций» [3, с. 116]. Метод конкретных ситуаций, который нашел широкое применение в современной вузе при обучение различных учебных дисциплин, представляет собой неигровой, имитационный и активный метод обучения студентов. В настоящее время в педагогической практике реализуются вариативные виды учебных кейсов (проблемные, оценочные, иллюстративные). Кейс-метод в отличие от традиционных форм обучения в форме лекций, практических и семинарских занятий, ориентирован на постановку вопросов и решение проблемы, что активирует учебно-познавательную деятельность студентов и развивает их критическое мышление. А групповой характер реализации данного метода является педагогическим условием для развития коллективных форм работы студентов, развития коммуникативных навыков, навыков аргументации и самопрезентации. Данные метод показал свою результативность при освоении учебных дисциплин профессиональной направленности.

Организация образовательного процесса на основе использования современных методик преподавания предъявляет и особые требования к профессиональному мастерству и уровню профессионально-личностного развития преподавателя вуза. Преподаватель высшей школы сегодня должен иметь на высоком уровне развития «умение проблемного изложения учебного материала, навыки ведения эвристической беседы, создания дискуссионных ситуаций, интеллектуально-творческой атмосферы ... и организации учебно-исследовательской деятельности студентов» [3, с. 13].

Инновационные методы преподавания в вузе нацелены на активизацию интеллектуальной деятельности студентов, как при выполнении самостоятельной учебной деятельности, так и в режиме групповой работы, что позволяет развивать у них интерес и положительное отношение к новым идеям и разнообразию мнений. Отсюда важную роль в образовательном процессе высшего учебного заведения, как отмечалось выше, играет инновационный потенциал и инновационная индивидуальность преподавателя вуза, которая определяется как «повышенные требования быть неповторимым, уникальным, своеобразным, креативным, уметь накапливать потенциал инновационной активности, владеть навыками своевременной коррекции инновационного стиля и поведения, нахождения уникального варианта самовыражения» [4. с. 133].

Информатизация всех сфер общественной жизни обусловила социальный запрос к педагогической науке и практике образования на внедрение информационных технологий обучения прежде всего в структуре высшей школы. В современный образовательный процесс высшей школы внедрены такие понятия, как «информационная образовательная среда», «электронно-цифровое обучение», «дистанционное обучение», «онлайн-обучение». Использование новых информационных методик преподавания в вузе предполагает «развитие цифровой инфраструктуры образования; развитие цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание; разработку и распространение новых моделей организации учебной работы» [5, с. 16]. Информационные методики преподавания в высшей школе вызвали необходимость активной разработки электронно-цифровых средств обучения, создания электронных учебно-методических комплексов по различным учебным дисциплинам профессиональной подготовки студентов, содержание которых построено с учетом цифровых методик преподавания.

В настоящее время широкое развитие получило использование технологий смешанного обучения, в котором интегрируются методики традиционной очной формы обучения и дистанционного обучения, что предполагает «перенос ряда элементов учебного процесса в электронную среду и, как следствие, сокращение аудиторного взаимодействия студентов с преподавателем» [3, с. 109]. Реализация инновационных методик преподавания в условиях смешанного обучения студентов, прежде всего, предполагает ряд этапов:

- определение планируемых по учебной дисциплине результатов обучения;

- выбор методов оценивания результатов обучения студентов;

- определение стратегии преподавания с учетом содержания учебной дисциплины, что предполагает выбор видов учебной деятельности студентов, характера взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью максимального вовлечения студентов в виртуальное и аудиторное взаимодействия;

- выбор и структурирование содержания учебных материалов [3].

Таким образом, применение инновационных методик преподавания в современном вузе на современном этапе развития высшей школы является условием организации результативного образовательного процесса и достижения высокого качества профессионального обучения студентов, отвечающего современным требованиям общественного развития. Обращение к современным методикам преподавания в системе высшего образования, использование их инновационного потенциала позволяет обеспечить управление образовательным процессом через его предварительное проектирование и выстраивание с опорой на активную и творческую учебно-профессиональную деятельность субъектов образовательного процесса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бояринова В.Г. Новые образовательные технологии в системе высшей школы //Univer-sum: психология и образование: электронный научный журнал. - 2020. - № 9 (75). - URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/10656

2. Микушко А.Е. Инновационный потенциал: психологические аспекты определения и развития. - М.: Перо, 2012. - 82с.

3. Обучение в высшей школе: возможности современных образовательных технологий: учебно-методическое пособие / Е.Ф. Зачиняе-ва, В.В. Кравцов, Н.Н. Савельева, А.Н. Сазонова; Дальневосточный федеральный университет. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального ун-та, 2020. - 156 с.

4. Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / Под научной ред. Старовой-тенко Е.Б., Шадрикова В.Д. - М.: НОУ ВПО МПСИ 2009. - 384 с.

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования /Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 344 с.

6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. -М.: Академия, 2010. - 256 с.

7. Шведова Л.В. Инновационные образовательные технологии обучения и преподавания в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - С. 309312.

 

Түйінді сөздер: әдістеме, инновация, білім беру, заманауи технологиялар, ақпараттандыру.

 

Мақала қазіргі университетте оқытудың инновациялық әдістерін қолданудың өзекті мәселесіне арналған. Университеттің білім беру жүйесінің инновациялық әлеуетін, оқыту әдістемелерін және қазіргі оқытушының жеке басын көтерудің мәні ашылды. Жоғары білім берудің қазіргі даму тенденциялары сипатталған, оларға білім берудің даралануы мен ашықтығы жатады.

 

Гревцов Дмитрий Владимирович, магистр педагогического образования, полковник, доцент кафедры защиты информации Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи, города Алматы.


 

УДК 378.14 Д.В.Гревцов

УДК 378.14 Д.В.Гревцов

Системный характер реализации инновационных методик преподавания в высшей школе определяется сложным характером образовательного процесса, который включает «цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания…

Системный характер реализации инновационных методик преподавания в высшей школе определяется сложным характером образовательного процесса, который включает «цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания…

Раскроем классификацию современных методик и технологий преподавания в высшей школе: - предметно-ориентированные технологии, к которым относятся технологии уровневой дифференциации, интенсивного обучения, задачные технологии и др

Раскроем классификацию современных методик и технологий преподавания в высшей школе: - предметно-ориентированные технологии, к которым относятся технологии уровневой дифференциации, интенсивного обучения, задачные технологии и др

Инновационные методы преподавания в вузе нацелены на активизацию интеллектуальной деятельности студентов, как при выполнении самостоятельной учебной деятельности, так и в режиме групповой работы, что позволяет…

Инновационные методы преподавания в вузе нацелены на активизацию интеллектуальной деятельности студентов, как при выполнении самостоятельной учебной деятельности, так и в режиме групповой работы, что позволяет…

Таким образом, применение инновационных методик преподавания в современном вузе на современном этапе развития высшей школы является условием организации результативного образовательного процесса и достижения высокого качества…

Таким образом, применение инновационных методик преподавания в современном вузе на современном этапе развития высшей школы является условием организации результативного образовательного процесса и достижения высокого качества…

Жоғары білім берудің қазіргі даму тенденциялары сипатталған, оларға білім берудің даралануы мен ашықтығы жатады

Жоғары білім берудің қазіргі даму тенденциялары сипатталған, оларға білім берудің даралануы мен ашықтығы жатады
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2024