Статья. Принципы и технологии обучения в объединениях дополнительного образования
Оценка 4.7

Статья. Принципы и технологии обучения в объединениях дополнительного образования

Оценка 4.7
Документация
docx
администрации
1 кл—7 кл
04.04.2021
Статья. Принципы и технологии обучения в объединениях дополнительного образования
Принципы педагогического процесса - система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.
принцыпы и технологии обучения.docx

Принципы и технологии обучения

Педагогическим процессом называют развивающую взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленную на достижение определенной цели формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Принципы педагогического процесса - система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.

В системе педагогических принципов выделяют общие принципы целостного педагогического процесса, к которым относятся:

1. Принцип целеустремленности педагогического процесса. Выражает требование организовать учебно-воспитательную работу с целью всестороннего развития каждого ребенка, подготовки его к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом правовом государстве.

2. Принцип связи школы с жизнью. Реализуется через связи содержания воспитания и обучения с процессами развития рыночной экономики, демократизации общественной жизни, реформирования системы образования. К этим процессам должны привлекаться и школьники, способствовать формированию у них моральной, психологической и практической готовности к самостоятельной общественной жизни и труда.

3. Принцип научности содержания воспитания и обучения. Требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали ученикам объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления. Реализуется он прежде всего при разработке программ воспитания, учебных программ и учебников. Кроме формирования научного мировоззрения, этот принцип предполагает выработку у учащихся умений и навыков научного поиска, усвоения ими способов научной организации труда.

4. Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение и воспитание должны учитывать уровень возможностей учащихся, не создавать им интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

5. Принцип систематичности, последовательности. Реализуется он в разных формах планирования (тематическое, поурочное) и написании планов, предусматривает формирование у учащихся навыков рациональной организации учебной деятельности, а также такого построения воспитательного процесса, при которой каждый воспитательное мероприятие является естественным и логическим продолжением предыдущей работы, закрепляет и развивает достигнутое , поднимает воспитание и развитие на более высокий уровень.

6. Принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся в педагогическом процессе. Способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих людей. Игнорирование его в обучении и воспитании порождает безынициативность, пассивность, равнодушие.

7. Принцип связи обучения и воспитания с общественно полезной, продуктивной работой. Воспитывает молодых людей творцами общественных ценностей. Ведь труд помогает познать себя и других людей, воспитывает уважение к себе как к личности и тех, кто рядом, обогащает социальным опытом, помогает выбрать жизненный путь и самоутвердиться.

8. Принцип наглядности. Предусматривает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для обучения учащихся самостоятельной работы с образом, особенно художественным, как источником информации, который включает в себя общее и единичное, особенное и индивидуальное.

9. Принцип коллективного характера воспитания и обучения. Обязывает к последовательному сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Подготовка молодого человека к жизни в обществе требует накопления опыта работы и активной общественной жизни в трудовом коллективе, овладение навыками коллективистских отношений (солидарности, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимно требовательности).

10. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней. Уважение и требовательность к ребенку воспитывают у нее чувство человеческого достоинства, формируют представление о гуманных принципах человеческих отношений. Педагогическое значение единства уважения и требовательности заключается также в том, что активное участие в важных общественных делах, ответственность способствуют самоутверждению, преподносят личность в глазах, окрыляют и вдохновляют.

11. Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания. Основывается на осознании невозможности универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых педагогических ситуациях. Этот принцип отражает демократичность условий работы современной школы, которые дают педагогам право выбора на научной основе оптимальных для них условиях, методов, форм и приемов работы.

технологии обучения

 

В современной педагогике разработан широкий спектр технологий обучения, которые различаются целями, концептуальными положениями, особенностями методики.

Каждый учитель в процессе педагогической деятельности создает «свою» авторскую технологию обучения, которая предусматривает ее проектирования, экспериментирования, достижения оптимального результата. При этом педагогическое мастерство заключается в том, чтобы подобрать необходимое содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленных образовательных целей.

К традиционных технологий условно можно отнести объяснительно-иллюстративное, проблемное, програмованеи дифференцированное обучение.

Объяснительно-иллюстративное обучение

Оно обеспечивает восприятие учащимися учебной информации с одновременным ее обобщением, усвоением понятий, законов, теорий. Используемые практические упражнения призваны обеспечить углубление, закрепление знаний, умений и навыков, применение их в новых ситуациях. Эта технология обеспечивает всестороннее и прочное усвоение учебной информации и овладение способами практической деятельности.

проблемное обучение

Этот вид обучения предполагает последовательные и целенаправленные познавательные задачи, которые ученики решают под руководством учителя и активно усваивают новые знания.

Суть такого обучения состоит в формулировке проблемных задач, проблемному изложении и объяснении знаний учителем, в разнообразной самостоятельной работе учащихся.

Задача становится познавательной проблемой, если оно требует размышлений, вызывает у учащихся познавательный интерес, опирается на предыдущий опыт и знания по принципу апперцепции - зависимости восприятия от прошлого опыта, имеющихся у учащихся представлений и знаний для более точного усвоения нового материала.

Проблемное обучение является важным средством развития умственных сил учащихся, их самостоятельности и активности, творческого мышления. Оно обеспечивает прочное усвоение знаний, делает учебную деятельность захватывающей, поскольку учит преодолевать трудности. Однако оно требует длительного времени на изучение учебного материала, недостаточно эффективным по формированию практических умений и навыков, дает невысокий результат при усвоении нового материала, когда самостоятельный поиск недоступен ученикам.

программируемое обучение

Оно является одной из разновидностей репродуктивного подхода к обучению, который предусматривает использование специальных учебных программ.

Программируемое обучение - обучение с использованием программы управления процессом усвоения знаний, умений и навыков и соответствующего контроля за ним.

Такой программой является письменное изложение информации, содержащейся в системе взаимосвязанных ступеней, которая обеспечивает осуществление обратной связи. В общем, программируемое обучения является особой, целенаправленной технологии организации учебного процесса. Оно основывается на наличии точно очерченного объема знаний, умений и навыков, которые следует усвоить, и его расчленении на малые дозы (порции, кадры), на восприятии этих доз в строгой логической последовательности. Усвоения дозы информации должно готовить учеников к восприятию следующей дозы. Усвоение каждой дозы информации должно происходить в соответствии с познавательных возможностей ученика, самоконтроля за процессом усвоения информации.

Для реализации программированного обучения используют специальные программируемые учебники и учебные машины.

дифференцированное обучение

Его особенность заключается в выделении и усилении изучения отдельных предметов как ведущих, профилирующих.

Дифференцированное обучение - организация учебно-воспитательного процесса на основе типовых индивидуальных особенностей учащихся.

В учебном процессе применяются следующие виды дифференцирования:

а) дифференцировки по способностям.

б) дифференцировки при отсутствии способностей.

в) дифференцировки по будущей профессии. Предусматривает обучение детей в школах музыкальных, художественных, с углубленным изучением иностранных языков;

г) дифференцирования по интересам учащихся. Целью его является обучение учеников в классах или школах с углубленным изучением предметов.


 

Принципы и технологии обучения

Принципы и технологии обучения

Принцип наглядности. Предусматривает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для обучения учащихся самостоятельной работы с образом, особенно художественным, как источником информации, который…

Принцип наглядности. Предусматривает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для обучения учащихся самостоятельной работы с образом, особенно художественным, как источником информации, который…

Этот вид обучения предполагает последовательные и целенаправленные познавательные задачи, которые ученики решают под руководством учителя и активно усваивают новые знания

Этот вид обучения предполагает последовательные и целенаправленные познавательные задачи, которые ученики решают под руководством учителя и активно усваивают новые знания

Предусматривает обучение детей в школах музыкальных, художественных, с углубленным изучением иностранных языков; г) дифференцирования по интересам учащихся

Предусматривает обучение детей в школах музыкальных, художественных, с углубленным изучением иностранных языков; г) дифференцирования по интересам учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2021