МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 17 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА В.М. БАДАНОВА
ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Приёмы формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов
МБОУ СШ № 17 г. Димитровграда
Соболева Надежда Александровна
г. Димитровград
2024 г.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
Читательская грамотность - это ключ к другим видам функциональной грамотности, без которого невозможно понимание учебных материалов, умение извлекать информацию из текста и использовать ее при решении различных задач.
Проанализировав результаты работ ВПР и комплексных работ прошлых лет, мы сделали вывод, что у ребят возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию представленную в явном и неявном виде. На сегодняшний день актуально и значимо повышение функциональной читательской грамотности школьников. В педагогической практике множество различных методов и технологий.
Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества.
Функционально грамотный человек способен свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком является читательская грамотность. Грамотное чтение подразумевает под собой следующие умения:
- умение понимать тексты
- размышлять над содержанием
- излагать мысли о прочитанном
- умение понимать различные формы представления информации
- применять информацию из текста в изменённой ситуации;
-критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Работа с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.
На уроках изучения нового материала или комбинированном уроке можно использовать технологический приём «Пазл».
Приём «Пазл» ориентирован на те же правила, что и детская игра, только вместо картинок учащимися собирается текст на определенную тему, а в качестве «фрагментов-пазлов» используются карточки с отдельными пунктами готового плана – характеристики героя или отрывками из текста. Метод «Пазл» универсален.
Цель приема: понимание и усвоение новой темы, приобретение практических умений и навыков смыслового чтения; запоминание и длительное хранение в памяти учащихся необходимой учебной информации; обучение составлению алгоритма (плана) характеристики образа героя.
Например, на уроке литературного чтения в 4 классе, при изучении произведения А.П. Чехова «Мальчики» с помощью карточек – пазлов, опираясь на знание текста, дети должны составить характеристики главных героев Королёва и Чечевицына. Затем, ребята подбирают отрывок в тексте, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героев?
На уроке русского языка во 2 классе, при изучении темы «Типы текстов», даём детям следующее задание:
1.Возьмите 1 конверт.
2.Прочитайте части текста на пазлах.
3. Составьте связанный текст.
4.Возьмите 2 конверт. В нём вы найдёте название типов текстов.
5.Подумайте, Какой вопрос можно задать к каждому типу текста.
6.Постарайтесь определить, как называется данный тип текста.
7.Где мы можем проверить правильность выполнения задания? (правило в учебнике)
На пазлах напечатан текст разных типов (названия типов текста не раздаём)
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Приём “Создай паспорт”
Суть приёма «Создай паспорт» в том, что дети самостоятельно знакомятся с материалом. Осмысление прочитанного помогает в составлении обобщённой характеристики изучаемого явления по определенному плану.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Разнообразие полезных ископаемых». Работая в группах, ребята самостоятельно читают текст, выделяют главное и составляют паспорт полезного ископаемого по плану:
Имя
Автор (создатель)
Прописка (где живёт)
Внешний вид
Личные качества (свойства)
Использование
Данный приём может быть использован для создания характеристик:
- на литературном чтении – героев литературных произведений;
- на окружающем мире – природных зон, полезных ископаемых, систем организма…
- на математике – математических величин, геометрических фигур;
- на русском языке – частей речи, частей слова, членов предложения.
Одним из эффективных приёмов работы по извлечению информации из текста является «Кубик Блума», который многие из вас используют на уроках после прочтения текста.
На гранях кубика записаны слова: предложи, придумай, поделись, объясни, почему, назови. Предлагается несплошной текст (например, афиша или билет), дети бросают кубик, выпадает, например,
НАЗОВИ место, где будет проходить спектакль?
ПОЧЕМУ на билете указан номер телефона?
ОБЪЯСНИ, зачем на билете написано 16 +
ПРЕДЛОЖИ
ПРИДУМАЙ
ПОДЕЛИСЬ
Приём «Кассовый чек»
- Какой вид несплошного текста перед нами? (Чек)
- Какую информацию можно извлечь из чека? (покупатель был в магазине «Пятерочка», дата посещения магазина, покупки)
-Составьте задачу, используя чек:
Мама купила в магазине чай за 75 руб., кофе за 300 руб. и конфеты за 166 руб. Сколько стоила вся покупка мамы?
Применение данных приёмов дает положительные результаты. Такие задания позволяют ребятам быть функционально грамотными, умело работать с разными текстами.
Ребята успешно участвуют в различных предметных олимпиадах, используя интерактивную образовательные онлайн – платформы, например, платформа «Учи.ру».
На
платформе Учи.ру проводится Диагностика функциональной
грамотности. Для 2-3 классов «Диагностика читательской
грамотности», для 4 классов Три «К» (критическое мышление, коммуникация,
кооперация)
По результату диагностики учитель сможет получить полную картину развития следующих навыков:
-находить информацию, представленную в явном виде;
-делать простые умозаключения, и прямые выводы на основе прочитанного;
-интегрировать и интерпретировать прочитанное;
-рефлексировать относительно содержания и формы текста.
Исходя из полученных результатов, можно строить дальнейшую работу в этом направлении.
Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе следует уделяют большое внимание. Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.
Рассмотренные выше приёмы позволяют: определять вид и назначение информации; понимать тексты, умение различать сплошной и несплошной тексты, извлечь информацию из таблицы, схемы, афиши, кассового чека, найти информацию, представленную в явном и неявно виде.
Это даёт нам уверенность в том, что наши ученики будут функционально грамотными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.